Рефераты. Народный сценический танец как фактор сохранения традиций

p align="left">Ансамбль костюма создается по единому художественному замыслу, где все детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому. Он раскрывает образ конкретного смысла. В основе создания ансамбля положены определенные принципы гармонии на единстве композиционных средств, характерных для предметной среды в целом.

Завершается ансамбль головным убором, который более чем другие части костюма, подчеркивают индивидуальность человека. Форма головного убора должно сочетаться как с силуэтом костюма, так и соответствовать исторической действительности и др. [13,с.54].

Мы подошли к закономерности эстетики внешнего вида - композиции костюма.

Слово «композиция» обозначает «согласно соединить». Относительно костюма это означает умение правильно сочетать все элементы в единое целое для создания гармоничного образа.

Элементами, от которых зависит красота народного костюма, является форма, материал, цвет, взятые в единстве в соответствии с некоторыми закономерностями. Народный костюм обладает многими функциями, она быть удобна, практична, красива, т. е. она выполняет две функции: эстетическую и практическую. Одной из закономерностей композиции народного костюма является четкая взаимосвязь между формой в целом и характером отдельных частей.

Под формой костюма следует понимать динамическую модель пространственно - временной системы, обладающей многоуровневой структурой между ее элементами, человеческой фигурой и средой. Все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами: повторять те же линии, что и у основной формы. Форма выразительна лишь тогда, когда четко выявляется ее силуэт, точность пропорциональных соотношений отдельных частей, ритмический строй деталей, гармония цвета [19,с.58].

Именно в народном костюме любой национальности лучше всего выражаются форма, силуэт, композиция.

Цветовое решение дает эмоциональный оттенок, это очень сильный фактор восприятия предметов. Цвет в костюме может способствовать созданию определенного настроения и связывается с такими понятиями как радость, печаль, благородство, строгость, молодость и т. д.

Анализ условий протекания педагогического процесса

Занятия детского фольклорного объединения проходят в детской школе искусств, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования.

Приобщение к народному творчеству идет через все сферы деятельности Дома детского творчества:

детские объединения эстетического цикла

концертные программы

семейные праздники

фестивали искусств, через программы Дома детского творчества.

Благотворно влияют на работу детского объединения конкурсы среди коллективов города, фестивали искусств, открытые выставки детского творчества, проводимые в городском ДК, где встречаются дети, занятые одним видом творчества, могут посмотреть творчество других детских коллективов.

Стимулирующим фактором развития творческих способностей в объединении является участие в городских смотрах. Принимая участие в них, дети познакомились с разнообразным репертуаром, почувствовали, что они занимаются значимым делом. В них укрепилось чувство гордости за свое творчество.

Проблемы и противоречия, возникшие в процессе деятельности. Проводя работу в межаттестационный период по развитию творческих способностей учащихся школьного возраста посредством фольклора, мы столкнулись с рядом проблем.

Исходя из анализа педагогической деятельности и выявленной проблемы, поставлена цель - с помощью анкетирования изучить сохранение и укрепление мотивации и интереса к занятиям народными танцами.

Анкета

1. Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка:

1) с желанием;

2) без желания;

3) затрудняюсь ответить?

2. Что тебя больше всего привлекает на занятии:

1) беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;

2) народные игры;

3) принимать участие в школьной деятельности;

4) петь;

5) танцевать?

3. Что нового для себя вы узнали на занятиях?

4. Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?

5. Какую трудность испытываете на занятиях (что получается, а что не получается)?

6. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные в кружке в дальнейшей жизни?

7. Поете ли вы песни, разученные в кружке своим родителям?

8. Интересуются ли родители, чем вы занимаетесь на занятиях в кружке, что нового узнали?

На подростка оказывает влияние массовая молодежная культура. Занятия по фольклору не являются показателем признания в среде одноклассников. Это усложняет межличностные отношения. В дальнейшей работе необходим подъем престижа детей, занимающихся фольклором.

Проблема с набором в детское объединение мальчиков, пытаюсь решить ее более частым выходом с концертами в школу. Неохотно идут в детское объединение учащиеся старших классов. Незаинтересованность некоторых родителей. Эту проблему пытаемся решить укреплением связи с семьей, через организацию семейных праздников. У ребят снижается интерес к занятиям фольклором также из-за слабой материальной базы.

1. Сбор материалов культурного наследия семьи (частушки, песни, обряды из семьи).

2. Выступления с сообщениями.

3. Обсуждение репертуара.

4. Проектирование психологического исследования, с дальнейшей перспективой его проведение.

Таким образом, для улучшения работы группы необходима целенаправленная пропаганда. Для этого я планирую ввести в ход занятий специфические формы работы учащихся, основанные на содержании главы.

2.2. Анализ результатов исследования. Диагностика уровня развития восприятия национальной хореографической культуры

Для проведения исследования нами были выбрана группа наблюдения. Выборка составила 20 человек. Это подростки, посещающая занятия танцем в Детском танцевальном коллективе при Нижегородском Центре эстетического воспитания «Калинка». Эта группа, посещающая занятия современным танцем вначале исследования, тестировалась как контрольная группа. Эти же дети, участвующие в работе детско-юношеского танцевального коллектива «Калинка», рассматривалась как экспериментальная группа.

В начале исследования дети занимались преимущественно современным танцем в течение месяца, потом народно-сценическим танцем.

Для изучения уровня сформированности художественно-эстетического вкуса была составлена анкета для изучения художественно-эстетического вкуса (Приложение 1) и для участников занятий ритмикой и танцевальной студии для изучения их отношения к искусству и музыки танца (Приложение 2). Эти анкеты предъявлялись для участников эксперимента письменно. Предварительно проводилась краткая инструкция.

Оценка уровня сформированности художественно-эстетического вкуса производилась следующим образом. Ответы, где содержались более трех вариантов правильных ответов, отражали высокий уровень художественно-эстетического вкуса, 1-2 - средний уровень, ни одного - низкий.

Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса. Нами выделялись пять уровней:

1 уровень: самый высокий - дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;

2 уровень: выше среднего - дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;

3 уровень: средний - выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;

4 уровень: ниже среднего - выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей) но не могут обосновывать свой выбор суждением;

5 уровень: низкий - не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.

Следующей целью диагностики, являлось выявление уровня сформированности традиций национальной хореографической культуры ребенка.

Оценочная деятельность различных произведений танцевального и музыкального искусства через индивидуальное отражение служило показателем сформированности традиций национальной хореографической культуры подростка.

Сопоставив уровень сформированности художественно-эстетического вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка, мы доказывали роль обучения детей подросткового возраста народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры и на основе опытно-экспериментального исследования показать эффективность занятий.

Мы выделили 3 уровня сформированности художественно-эстетического вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка:

высокий - правильно оценивают предлагаемые произведения, обосновывают свой выбор развернутым суждением, правильно используют лексический материал, правильно трактуют сюжетную линию танца;

средний - правильно оценивают предлагаемые произведения, но не могут обосновывать свой выбор развернутым суждением, лексический запас, используемый для характеристики традиций национальной хореографической культуры средний;

низкий - не различают предлагаемые для анализа произведения, или не могут обосновывать свой выбор суждением, лексический запас минимален.

Исходя из анализа педагогической деятельности и выявленной проблемы, поставлена цель - с помощью анкетирования изучить роль обучения народно - сценического танца детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры и на основе опытно-экспериментального исследования показать эффективность занятий.

Как уже отмечалось выше, нравственно-эстетическое воспитание предполагает формирование таких эстетических воззрений и ценностных установок, которые выражали бы потребность в разносторонней и целостной оценке явлений действительной жизни и искусства. Из анализа литературы мы выявили, что понятие художественно-эстетического вкуса включает в себя более широкое понятие оценки эстетической (способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «мне нравится»). Художественная оценка выносится только относительно произведения искусства.

Таким образом, можно предположить, что занятия народно-сценическим танцем оказывают более благоприятное воздействие, чем занятия ритмикой или современными танцами, на формирование художественно-оценочной деятельности (вкуса), представляющего заключительное звено, итог процесса нравственно-эстетического восприятия.

К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента занимающихся в студии танца ребят более старшего школьного возраста. На подростка оказывает больше влияние массовая молодежная культура. Занятия народно-сценическим танцем не являются показателем признания в среде одноклассников. Это приводит к определенному обеднению художественно-эстетического вкуса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.