Рефераты. Научно-исследовательская работа студентов

p align="left">Содержание ОргСРС может быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах - также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму ОргСРС, ибо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.

Технологическая организация самостоятельной работы студентов

Если говорить о технологической стороне, то организация СРС может включает в себя следующие составляющие:

1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

2. Технология отбора содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

4. Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

Основные характеристики самостоятельной работы студентов

Аналитики Российского научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО) выделяет основные характеристики СРС:

1. Психологические условия успешности СРС. Прежде всего - это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:

- взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;

- уровень сложности заданий для самостоятельной работы;

- включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличие учебных задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.

Рассматривая учебную деятельность как процесс решения задач, следует выделить следующие ее звенья.

Во-первых, постановка учебной задачи. В психологии (педагогической психологии) известно, что цель возникает в результате конкретизации смыслообразующих мотивов деятельности. Функцию таких мотивов может выполнить только интерес к содержанию усваиваемых знаний. Без такого интереса невозможна не только самостоятельная постановка учебной задачи, но и принятие задачи, поставленной учителем. Поэтому обучение, имеющее своей целью подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности, должно обеспечить, прежде всего, формирование таких интересов.

Во-вторых, применение оптимальных способов решения задачи. Между учебной деятельностью под руководством преподавателя и самостоятельными ее формами существует принципиальное различие, на которое не обращается достаточного внимания. Когда преподаватель ведет студентов от понятия к действительности, такой ход имеет силу только методического приема. Когда речь идет о формировании понятия путем самостоятельной работы с учебными материалами и средствами, условия деятельности решительно изменяются:

Первым среди этих условий является формирование способов логического анализа источников учебной информации, в частности, способы логического анализа информационных моделей, в которых фиксируется содержание научных понятий, что одновременно составляет одну из важнейших задач обучения, рассчитанного на подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности.

Вторым важным условием перехода к самостоятельной учебной деятельности является овладение продуктивными способами решения учебных задач, и обеспечение этого условия практически невозможно без активного методологического и методического участия преподавателя.

В-третьих, осуществление контроля и оценки за ходом и результатом решения задачи. Формирование контрольно-оценочных операций должно идти от овладения способами контроля и оценки действия преподавателя и других студентов через контроль и оценку собственной работы под руководством преподавателя к самоконтролю и самооценке самостоятельной образовательной деятельности.

2. Профессиональная ориентация дисциплин. Бесспорность этого учебно-содержательного тезиса с точки зрения знаний, приобщения к творческой профессиональной деятельности, эффективного личностного взаимодействия в профессии не должна умалять значение знаний общей гуманитарной культуры соответствующих блоков дисциплин учебного плана.

Кроме того, глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.

3. Ограниченный бюджет времени студента. Во-первых, при формировании временного объема своего предмета преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов вне зачастую весьма субъективного мнения несомненной важности именно «моей» дисциплины.

Во-вторых, интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность СРС за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.

4. Индивидуализация СРС, которая включает:

- увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами;

- деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, - нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т.д.)

- регулярность консультаций с обучаемыми;

- исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.

Важно подчеркнуть, что учение студента - это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной, особенно в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов высшего образования в БГУ и в системе высшего образования в целом.

В этой связи пропорциональность между аудиторными и внеаудиторными занятиями вызвала пристальное внимание к проблеме организации самостоятельной работы студентов (СРС) в целом, а не только и не столько в традиционных границах конкретных дисциплин. Стратегически на первый план выступает исходный уровень самостоятельности, с которым пришел абитуриент в сопоставлении с требованиями к выпускнику высшей школы.

Эффективное письмо

Ценность заметок

1) они убыстряют задачу обзора. Повторное чтение отчетов или деловых книг полностью является тратой ценного времени. Если заметки сделаны хорошо, с ключевыми пунктами и существенными определениями для запоминания, тогда необходимо лишь просматривать заметки.

2) написание заметок при встречах или в течение процесса обучения позволяет активно включаться в этот процесс. Письмо использует визуальные и кинестетические (то есть ощущения мышц) функции, что помогает концентрации и укрепляет память.

3) люди, которые делают и используют заметки, вообще более эффективно вспоминают информацию, чем люди, которые этого не делают.

4) написание заметок - хорошая проверка умения слушать, понимания и навыков запоминания в краткосрочной памяти. Заметки также могут формировать основу для обсуждения и исследования.

Существуют три основных метода составления заметок.

1. Заметки в общих чертах (схематические).

2. Детальные заметки.

3. Карты Мышления.

Схематические заметки компилируются путем составления списка ключевых слов, которые вызывают мысленные образы ключевых понятий и идей из основного текста. Схематические заметки в, основном сохраняются в стандартном линейном формате. Они могут быть также перенесены на карточки карманного размера, которые можно носить с собой и просматривать, когда представляется возможность, например, при поездке в автобусе или трамвае.

Детальные заметки - система, используемая многими людьми, боясь пропустить что-то важное. Если доклад был сделан логично, заметки можно оставить без дальнейшего Изменения. Однако это не всегда имеет место, и заметки могут требовать редактирования и реорганизации. Часто они нуждаются в добавлениях, включающих дальнейшее чтение, исследования и размышления.

Вследствие схожести формы заметок третьего типа с паутиной паука их иногда называют паутинными диаграммами. Они также известны как Карты Мышления, которые являются методом составления заметок, предлагающим большую гибкость и преодолевшим недостатки схематических и детализированных заметок. Карты Мышления являются нелинейной, пространственной, графической методикой, в которой обсуждаемый предмет (сюжет) кристаллизуется в центральном изображении. Основные темы предмета (сюжета) исходят от центрального изображения как ветви. Ветви включают ключевые изображения или ключевые слова, напечатанные на соответствующих линиях. Темы меньшей важности также представляются в виде ветвей, присоединенных к ветвям более высокого уровня. Ветви формируют связанную узловую структуру. Карты Мышления могут быть расширены и обогащены цветом, изображениями, кодами, символами и третьим измерением для стимуляции интереса. Эти расширения помогают запоминанию, пониманию, мотивации и воспроизведению информации.

Например, при написании заметок Карта Мышления может быть визуальным представлением и схемой ключевых слов главы, скажем, деловой книги или программы саморазвития. Вы можете нарисовать ряд микрокарт Мышления для каждой главы деловой книги и макрокарту Мышления для всего текста. Тогда Вы будете иметь схематическую макрокарту Мышления для всей книги, поддерживаемую схематическими микрокартами Мышления для каждой главы.

Карты Мышления - только один метод схематического представления Информации, который используется в бизнесе и образовании в течение более чем двадцати лет. С появлением компьютерной графики, включая программы отображения Карт Мышления, использование такого метода становится все более популярным и доступным. Другие схематические системы представления информации включают в себя таблицы, графики, столбцовые, круговые и организационные диаграммы, деревья решений, диаграммы Вена, алгоритмы и так далее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.