Рефераты. Недостатки произношения свистящих звуков

p align="left">Звук с'

После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук с'. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю. При этом воспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить к словам.

Звук з

Постановка звука з не вызовет трудностей после того, как звук с будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях. Поставить звук з помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее воспитателя спереди (сильно прижимать руку не нужно), другой рукой легко касается своей шеи.

Сначала воспитатель произносит звук с, потом плавно переходит на звук з. Повторяет 2--3 раза звуки, после чего ребенок произносит их сам. Нужно помочь ребенку сравнить звуки. «Слышишь, -- говорит воспитатель,-- с -- тихий звук, «голос спит», а з -- громкий, «голос проснулся», звонко поет песни».

Звук з' вызывают путем подражания звук з'.

Звук ц

Постановка звука ц возможна только после того, как звук с будет исправлен и войдет в речь ребенка.

Звук ц сложный, он состоит из звуков тис, которые произносятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика. Воспитатель говорит: «Скажи т, а теперь с, еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс, тс, тс».

Иногда у ребенка сразу звучит ц, иногда получается сочетание звуков: тэс или тыс. Лучше всего это исправить, показав ребенку, что и т и с произносятся без перерыва, сразу. Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.

4. Примерный дидактический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков

Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с находится в определенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала, солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, усы, весы, косы, колесо, фасоль, колбаса, лист, куст, мост, паста, маска, каска, доска, леска, хвост, лепесток, капуста; в конце: нос, пес, лес, колос, навес, пояс, овес, фикус, ананас, поднос, глобус, автобус, гладиолус, кекс, кактус, компас; а также картинки с двумя звуками с в названиях: сосулька, соска, пылесос, насос, космос и др.

С отработанными словами воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения, проговаривает их, выделяя звук с, и записывает под соответствующей картинкой в его тетради, например: У Сони новые сани. У сосны сухой сук. В саду стоит скамейка и др.

После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук с'. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю. При этом воспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить к словам. Вначале подбираются слова, в которых звук с стоит первым: сито, сено, сети, село, семена, семь, сифон, седло, сетка, семья, селедка, снег, свет, свисток, стена, слива, сметана, свекла, свинья; затем слова, в которых с' находится в середине: осина, песик, осень, восемь, кисель, осел, десять, василек, лисенок, такси, кости, костюм, гости, сосиски, апельсин, лесенка, велосипед, насекомое, бусинка, беседка, тесемка, письмо; и, наконец, слова, которые заканчиваются этим звуком: лось, гусь, карась.

С отработанными словами воспитатель придумывает предложения, например: Сима и Сеня весело смеялись. У Севы в сетях семь сельдей. Степан сеял семена свеклы.

Добившись правильного произношения звука з, можно приступать к его автоматизации в словах: звук находится в начале слова: зубы, запятая, завод, завиток, занавес, зонт, здание, зайка, заколка, зубастый, запонки, замок; в середине слова: мимоза, глюкоза, слезы, гильза, коза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудки, сазан, газон, кузов, кузовок, вокзал, изба, гнездо, азбука, узлы. Слова со звуком з в конце не используются, так как он в этой позиции оглушается и звучит как с.

С отработанными словами воспитатель составляет предложения, например: У Зои заболели зубы. Запонка закатилась за вазу. Лиза забыла у Зои зонт и др.

После автоматизации звука з вызывают путем подражания звук з'. Вначале берутся слоги: зи, зя, зе, зё, зю. Далее переходят к словам в такой последовательности: звук з' находится в начале слова: зелень, земля, зима, земляника, звено, звезда, змея; в середине: мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, гвоздика, газета, лезвие, тазик, козел.

С отработанными словами воспитатель придумывает предложения, например: У Зины зимой зябнут ноги. По земле ползет змея. Зина везет зелень козе и др.

Автоматизация звука ц начинается с произнесения слов, где он стоит на конце (в этом случае детям легче произносить его более четко, коротко): боец, пловец, палец, танец, певец, птенец, заяц, отец, месяц, мизинец, леденец, колодец, младенец, голубец, кузнец, миноносец, гостинец, песец; потом в середине: лицо, яйцо, овца, кольцо, солнце, птица, блюдце, больница, лестница, синица, улица, мельница, певица, бубенцы, мотоцикл, пуговица, единица, гусеница, полотенце, луковица, мыльница. Далее вводят слова, в которых ц находится в начале: цепь, цапля, цветок, цыпленок, цокотуха, цемент, цель.

С отработанными словами воспитатель придумывает предложения, например: Боец целится в цель. Танин отец -- пловец. Володя молодец, дал Толе леденец и др.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

са -- ся -- са со -- сё -- со сы -- си -- сы

ся -- са -- ся сё -- со -- сё си -- сы -- си

са -- ся со -- сё сы -- си

ся -- са сё -- со си -- сы

Упражнение. Произносить (читать) слова.

са, ся

оса -- вся лиса -- лисята усатый -- всякий

сад -- сядь гусак -- гусята кусачки -- висячий

коса -- косяк досада -- десятый полосатый -- десятый

роса -- поросята

со, сё

соло -- сёла сор -- боксёр весомый -- весёлый сом -- Сёма сотня -- сёдла

хлебосол -- новосёл сок -- Васёк фасоль -- осёл спросонок--поросёнок

сы, си

сын -- синька сытый -- ситный бусы -- бусинки

сыр -- кассир сынок -- силок косые -- косички

сыпать -- сито весы -- висит косынка -- косилка

сыч -- лисичка носы -- носи посылка -- носилки

с, сь

нос -- ось лис -- лисья плюс -- злюсь вес -- весь вас -- Васька тесно -- тесьма рис -- рысь навес -- навесь описка -- опись

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Коси, коса, пока не высохла роса. Десятый котёнок был полосатый. Поселилась лиса с лисятами в норе. Повёл гусак своих гусят на пруд. Сёма поймал усатого сома. Поросёнок захрюкал спросонок. Стоят деревья сонные, снегом занесённые. Схватил Симу гусёнок за носок. Лисица видит сыр, -- лисицу сыр пленил. Как лодочка, гусыня плывёт по речке синей. У Сони косы, у Аси косички. Ася рассыпала бусы, и одна бусинка потерялась. Ситный хлеб очень сытный. Сыпь муку на сито. Я уплатил за сыр, чек мне дал кассир. Кот Васька у вас ленивый. Из-за кулис появились артисты. Сели мы на санки, покатились вниз. Пора спать, все дети давно спят. Вот какая девочка умная нашлась! Верно, эту девочку примут в первый класс.

ДИФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА З

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

за -- зя зо -- зё зу -- зю зы -- зи

зя -- за зё -- зо зю -- зу зя -- зы

за -- зя -- за зо -- зё -- зо зу -- зю -- зу

зы -- зи -- зы

Упражнение. Произносить (читать) слова.

зал -- взял зол -- козёл возы -- вози

зайка -- хозяйка зорко -- зёрна низы -- низина

назад -- грозят узоры -- озёра тазы -- тазики

коза -- козявка Трезор -- призёр грузы -- грузить

заяц -- зяблик возок -- везёт морозы -- морозить

Упражнение, Произносить (читать) предложения.

Золотое зерно. Зелёные арбузы. Зимние узоры. Запах бензина. Зеркальный зал. Изящная ваза. Забытый музей. Заброшенное озеро. Магазин на замке. Закрытая корзина. Зелёные глаза. Грузовик с резиной. Забавный зверёк. Зима и морозы. Резиновая Зина. Заботливый хозяин. Розы в вазе. Корзина земляники. Злой зверь. Заяц и козёл.

У забора Тузик. Зоя и Зина -- друзья. Во дворе Трезор и Тузик. Зоя сказала, что не взяла корзину. В этой кор-зине зелёный, а в той корзине розовый виноград. Зайку бросила хозяйка.

Кузов грузовика загрузили зерном. Накладывайте возы и везите в деревню. В глазах у хозяйки слезинки дрожат.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С -- З

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

за -- са зо -- со зу -- су зы -- сы

зя -- ся зё -- сё зи -- си зе -- се

зва -- сва зво -- сво зву -- сву звя -- свя

зви -- сви зве -- све зла -- ела зло -- ело

злу -- слу зля -- сля зли -- ели зле -- еле

зма -- сма змо -- смо зму -- ему зме -- сме

зна -- сна зно -- сно зну -- сну зне -- сне

азма -- асма озма -- осма узма -- усма

язма -- ясма ёзма -- ёсма юзма -- юсма

изма -- исма езма -- есма

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками з и с.

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза* селезень, совхозы.

Упражнение. Произносить (читать) слова с прямыми слогами.

за, са

зал -- сало зайка -- сайка Лиза -- лиса замок -- сапог назад -- сад зальют -- салют лизать -- лиса заперся -- сапёр вязанка -- санки роза -- роса коза --коса уползай Захар кусай сахар позади -- посадил залезать -- салазки заметёт -- самолёт

зо,со

зов -- сон зол -- соль Зоя -- соя зорко -- сопка зонтик -- сонный возок -- носок зола -- сова узор -- сор золотой -- соловей кузовок -- совок

зу, су

зуб -- суп вывезу -- вынесу зубок -- сурок зубной -- сукно везу -- несу внизу -- снесу козу -- косу грозу -- росу мазут -- пасут грызун -- плясун

зы, сы

зыбь -- сыпь арбузы -- бусы козы -- косы музыка -- русый пузырь -- сыр пузырёк --сырок называть -- посылать

зя, ел, зе, се

зябь -- сядь озёра -- сёла зябкий -- всякий козёл -- осёл изящный -- висячий призёр -- боксёр позёмка -- тесёмка зёрнышко -- сёдлышко

зи, си

Зина -- Сима зимний -- синий озимый -- осина бузина -- бусина резина -- трясина бензин -- керосин возил --носил зима -- синева магазин -- погасил корзинка -- ворсинка зимовка -- сиротка

зе, се

зев -- сев зерно -- седло зебра -- серый музей -- посей зелень -- сельдь газета -- кассета

зва, сва; зве, све; зво, сво

взвалить -- свалить звон -- свой зверёк --сверчок взвод -- свод

зли, ели; зло, сло; зме, сме

злить -- слить взломать -- сломать злой -- слой змей --смей

зна -- сна, зло -- сно

знать -- снасть зной -- сноп

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы жёлтая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок. Птичку сойку мы назвали Зойкой. Эту девочку с косой во дворе зовут козой. Вася возит песок, скрипит его возок. Вяжет бабушка носок, не по мерке, на глазок. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок. Я несу корзину, внизу меня ждёт Сима. В грозу мы прятались с тобой в лесу. Сизый селезень по берегу идёт. Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил. Возле озёр несколько сёл. Зина и Сима взяли санки. Наступил синий зимний вечер. Мы обшарим все дубы, ёлки и осинки и хорошие грибы соберём в корзинки. Разбросала ясна зоренька росу. Замолчала птица иволга в лесу. Подбежали две сестрёнки, бойкие да сильные. Засверкали их глазёнки карие да синие. Здесь проехали полозья, и сверкает на морозе серебристый гладкий след. Две тетрадки разные -- синяя и красная. В будке сидит грозный пёс. Борозда заросла травой. Бери доски и гвозди, идём делать мостик. Под кустиком мы нашли грузди. В гнёздах сидят пёстрые дрозды. Письмо заказное на станцию Лесное. У деда резная трость из ветки. Пусто в морозном лесу. Надо доктора позвать -- видно, болен ты опасно. Передают последние известия.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц-- С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ца -- са цо -- со цу -- су цы --сы

са -- ца со -- цо су -- цу сы -- цы

аца -- аса ацо -- асо ацу -- асу ацы -- асы

аса -- аца асо -- ацо асу -- ацу асы -- ацы

ац -- ас оц -- ос уц -- ус ыц -- ыс

яц -- яс иц -- ис ец -- ес ас -- ац

ос -- оц ус -- уц ыс -- ыц яс -- яц

ис -- иц ес -- ец

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и с.

Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песцы, скворцы, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый.

ца -- са, цо -- со, цу -- су

овца -- оса пыльца -- полоса цапля -- сабля

кольцо -- колесо цокот -- сокол

к лицу -- лису к кольцу -- к колесу

цы -- сы

цып-цып -- сыпь-сыпь концы -- носы

овцы -- косы ресницы -- волосы

куцый -- русый умельцы -- рельсы

цыкать -- сыпать

це -- се

цель -- кисель целый -- серый

ценный -- осенний цены -- сено

цедить -- сердить целина -- седина

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Целый стакан. Сломанное деревцо, Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце и к нам в оконце. На акации сидела си-ница. Скворец принёс гусеницу. Целый день сияло солнце. Сентябрь -- осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень и акация. Целый месяц дети были в лагере.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц--Т

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ца -- тя цо -- тё цу -- тю цы -- ти це -- те

тя --ца тё --цо тю --цу ти --цы те --це

ац --ать оц -- оть уц --уть яц --ять ец -- еть

ать -- ац оть -- оц уть -- уц ять -- яц еть -- ец

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и т.

Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, птицы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.

Упражнение. Произносить (читать) слова.

цы (ци) -- ти, це -- те

цирк -- тир цепкий -- терпкий

цыкать -- тикать ценный -- тесный

цыплята -- тигрята сцены -- стены

медицина -- Валентина целлофан -- телефон

ец -- етъ, яц -- ять

борец -- гореть глупец -- глупеть боец -- болеть кузнец -- тускнеть жилец -- жалеть молодец -- молодеть заяц -- лаять месяц -- десять паяц -- паять

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Нету месяца -- темно, звёзды светятся в окно. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки.

Литература

Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М, 1999 г.

Богомолова А. И. Нарушения произношение у детей. Просвещение, 1971 г.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М, 1989 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.