Рефераты. Нравственное воспитание детей через ролевую игру

p align="left">1.3. Значение детского коллектива в воспитании нравственности дошкольника

Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на дру-га и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совме-стно выполняемой деятельностью, общностью средств деятель-ности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Есть и такое определение коллектива: группа высокого уровня раз-вития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно значимым содержанием просоциальной деятельности.

Детский коллектив - детская группа, в которой создает-ся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствую-щая формированию личности и развитию индивидуальности каж-дого ее члена.

Коллектив дает личности следующее:

-- удовлетворяет потребности личности в общении и самоут-верждении;

-- является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно на-ходится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимо-действие и взаимоотношения с другими людьми);

-- передает богатый эмоциональный опыт;

-- передает поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;

-- создает условия через общение и взаимодействие с другими по-знать себя, свои достоинства и проблемы;

-- предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.

Исследование проблемы воспитания коллективизма предполагало изучение возможностей воспитания у детей в различных видах деятельности: ответственности (К.А. Климова), взаимопомощи (Л.А. Пеньевская, С.А. Козлова, М. Мирзаабдуллаева, И.В. Сушкова), дружеских отношений (Т.А. Маркова, А.В. Булатова) и др.

В игре со сверстниками ребёнок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, вы-держка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ре-бенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-орга-низаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за со-бой других, организовывать их» Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре .- М.: Просвещение, 1982.- с.24-26..

Функции коллектива, которые можно выделить:

Регулятивная -- носитель и пропагандист определенных мировоз-зренческих, нравственных и социальных установок.

Организационная -- основная форма организации детской жизне-деятельности.

Консолидационная (объединяющая) -- форма объединения, спло-чения, кооперации.

Стимулирующая -- побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.

Воспитательная -- целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаи-модействие.

В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников фор-мируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива.

Социально-психологический климат коллектива -- эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая сис-тему межличностных отношений в нем. Способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического кон-троля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами про-являемых отношений. Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыва-нием в нем, процессом и результатом своей деятельности.

Сплоченность детского коллектива -- степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных от-ношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.

В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности пе-ред коллективом и коллектива перед каждым членом. Добиться гар-моничного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательные отношения членов коллектива друг к другу будут существовать всегда, как и избирательные отношения к раз-личным видам деятельности, к их содержанию, средствам и методам достижения цели.

В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения во взаимодействии детей. В младших дошкольных возрастах оно ситуативно, либо инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. В старших же возрастах дети уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре - ведущей деятельности дошкольников. Возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия - предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий. Организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет взрослым оказывать влияние на общение детей в игре, что становится весьма актуальным в старших дошкольных возрастах, когда возросшая самостоятельность детей снижает возможность взрослого контролировать и корректировать их игровое взаимодействие.

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то же только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а кто-то пассивен, подчиняется другим и т.п. Однако какими бы то ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.

Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке. У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.В. Запорожец.- М.: Педагогика, 1987.- 151-155..

.

Глава 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Особенности и виды игры у дошкольников

Для детей от 1 до 7 лет игра - важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, её социализации и подготовки к будущему. Игра -- один из видов человеческой деятельности. Как слож-ное и интересное жизненное явление, она привлекала и привле-кает внимание людей самых разнообразных профессий: педа-гогов и психологов, писателей и артистов, физиологов и фило-софов, математиков и т. д. Во многих научных трактатах на разнообразные темы, в художественных произведениях встречаются наблюдения над играми детей и взрослых или суждения о них. Великолепные, психологически тонкие картины детской игры нарисовали В. Гюго, Л. Толстой. Свидетельством живой истории нашей страны являются игры советских детей, описанные А. Гайдаром, А. Барто, С. Михалковым и др. Глубокие сужде-ния о природе детских игр, о праве детей на игру принадлежат Алексею Максимовичу Горькому. В особенностях детской психи-ки искал причину детской игры И.М. Сеченов. Искренность и непосредственность чувств детей в игре подметил К.С. Станис-лавский.

Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основ-ное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действитель-ной жизни...» Ушинский К.Д. Сочинения. - М.: Лениздат, 1950. - т.8 - с.207.. В силу этого игра выступает как мощное сред-ство воспитания.

Создание педагогической теории игры возможно только на ос-нове глубокого проникновения в сущность игры и ее особенности.

Игра направлена на ориентировку в предметной и социаль-ной действительности и ее познание. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.

Игра это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятель-ности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

Разнооб-разные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлении, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знании, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Усов и др.).

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, харак-теру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвы-чайно затрудняет классификацию детских игр, однако для пра-вильного руководства играми группировка их необходима. Наи-большее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отно-шение к нему.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил они предназначаются для детей разного возраста. Среди игр с готовыми правилами большую группу составляют народные игры, многие из которых переходят от поколения к поко-лению.

В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, в которых дети специфическим образом отражают свои впечатле-ния об окружающей жизни, игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведе-ний, и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.