Рефераты. Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков

етвертую группу составляют подростки со слабо деформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами.

В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они безвольны и поддаются различным влияниям.[13, с.54]

Типология «трудных» подростков позволяет не только эффективно использовать методы воспитательного воздействия в целом, но и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся в острой, конфликтной ситуации.

ГЛАВА 2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1 Программа индивидуальной работы с «трудными» учащимися в процессе нравственного воспитания

Зная причины, усугубляющие личностные недостатки «трудного» ученика, можно использовать специальную программу изучения его личности и перевоспитания.

- уровень направленности ученика, ее основное содержание, ведущие интересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет, почему; как учится, трудится);

- причины возникновения трудновоспитуемости, ранее оказавшие влияние на подростка и действующие поныне;

- основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются);

- взаимоотношения ученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует);

- положительные качества, которые могут стать основой для преодоления недостатков;

- самосознание и самооценка подростка (какие свои недостатки и достоинства он осознает, какие не замечает и почему);

- воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодоление недостатков.

На основании полученных данных намечается, как изменить отношения ученика с родителями, затем с педагогом и коллективом; в чем должна заключатся индивидуальная работа с подростком по преодолению основного недостатка.[3, с.17]

Работа с семьей педагогически запущенного подростка требует особого внимания педагогов. В семьях, где сложились конфликтные отношения родителей и ребенка, неправильные педагогические установки взрослых, следует основное усилие направлять на их педагогическое просвещение и формирование ответственных и доброжелательных отношений. Практическая помощь родителей школе, работа в кружках, совместный труд с детьми, участие в туристических походах способствуют взаимопониманию детей и взрослых, снимает напряженность в их отношениях.

В семье, где неблагополучная обстановка связана с ее распадом, алкоголизмом одного из родителей, основную воспитательную работу проводит родительский коллектив. Родителям напоминают об их обязанностях по воспитанию ребенка, разъясняют причины возникновения данной ситуации и действия педагогов по отношению к ним, к их дочери или сыну.[4, с.25]

Отношения «трудных» учеников с коллективом нормализуются в общей деятельности. Организация активной деятельности подростка предусматривает набор нескольких, следующих друг за другом, ответственных поручений, при выполнении которых устраняются те или иные недостатки, или по крайней мере элементы основного недостатка. В процессе работы по установлению контакта ребенка с одноклассниками обращается внимание на то, что собой представляют поступки воспитуемого, как воспринимает коллектив результаты его деятельности, как реагирует на успехи и неудачи.

Индивидуальные беседы с подростком об особенностях проявления его личностных качеств в процессе деятельности и общения, беседы с коллективом о значительных и незначительных положительных изменениях в его поведении, поощрения этих изменений способствуют сближению коллектива и «трудного» ребенка.[3, с.14]

Активность подростка проявляется тогда, когда он составил объективное представление о себе, своих возможностях и понял свои недостатки. В этот момент наиболее эффективно стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в труде и учении. Оно начинается с индивидуальных консультаций и применения следующих приемов работы:

- Мобилизация внутренних сил на выполнение задания. Перед учеником раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него, перспективы его усилий, содержание конкретных видов труда.

- Активация целевой установки. Поставленную учеником цель следует глубже мотивировать, а затем разработать с ним правила повседневного эффективного труда (начатое дело доводить до конца, не браться за несколько дел сразу, прилежно выполнять любого рода работу, оценивать ее результаты, анализировать ошибки).

- Одобрение первых успехов в деятельности. Учитель несколько завышает оценку положительных результатов деятельности подростка с ним, чтобы у него возникло желание совершенствовать выработанные навыки учения и труда.

- Щажение самолюбия. Подростки с проявлением лености очень болезненно реагируют на обнажение их недостатков перед другими. Они отнюдь не равнодушны к своим неудачам, как это принято считать, напротив, они осознают и очень тяжело переживают то, что из-за недостатка воли не могут добиться успехов ни в одной области. Они остро нуждаются в повседневной помощи взрослых, но если вместо нее выслушивают упреки и наставления, то постепенно озлобляются, отказываются делать то, что не получается. Целесообразно поэтому давать таким ученикам специальные задания, опрашивать их отдельно, сообщая классу только положительные результаты до тех пор, пока подростки не почувствуют уверенности в своих силах.

- Подчеркивание неизбежности выполнения задания. Часто ленивый ученик пользуется однотипными мотивами оправдания: «Забыл», «Не знал», «Не успел» и т.д. Обычно учитель на это реагирует так: «Вчера ты не знал, сегодня забыл, завтра еще что-нибудь придумаешь, лишь бы только не работать» и выставляет неудовлетворительную оценку по предмету или поведению. Такая реакция не только не стимулирует волевые усилия, но и надолго подавляет их. Прием подчеркивания неизбежности выполнения задания предполагает точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться по выполненной работе. Более того, благодаря этому методу реализуется принцип сочетания требовательности и доверия.

- Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля. Используя этот прием, учитель стремиться помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их: «Подумай, прочитай вот это правило. Ошибка здесь. Постарайся ее не повторить в следующий раз».

- Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания. Известно, что леность в учении или общественно полезном труде ученик оправдывает рядом мотивов, причем ведущим является мотив самоутешения: «Если захочу, сделаю все, как нужно», «Когда придет время, буду работать не хуже других». Данный прием необходимо направить на перестройку мотива, побуждение выполнить задание тотчас же.[3, с.48]

2.2 Модель воспитательной деятельности учителя с педагогически запущенными учащимися в процессе нравственного воспитания

Педагог, осуществляющий перевоспитание педагогически запущенных школьников, выполняет следующие функции:

Ш
диагностическая изучение всего контингента учащихся, выявление лиц, которых можно отнести к педагогически запущенным, определение их психологического типа, степени педагогической запущенности, ее причин; выявление индивидуальных особенностей таких учащихся, степени их воспитанности и отзывчивости на воспитательное воздействие;

Ш целевой ориентации (правильное определение воспитательных целей и задач перевоспитания, способов и средств воздействия на воспитанников; определение качеств личности каждого ученика, которые необходимо развить или устранить);

Ш планирования (проектирование поэтапного процесса формирования личности, постановка ближних, средних и дальних перспектив для учащихся);

Ш мобилизационно-побудительная (стимулирование учащихся к
самосовершенствованию, побуждение их к достижению поставленных целей
и реализацию задуманных планов);

Ш коммуникативная (установление и поддержание оптимальных в воспитательном отношении межличностных контактов социального педагога и «трудных» учащихся);

Ш организаторская (организация индивидуально-повседневных планов учащихся, их учебного режима и режима жизнедеятельности, обеспечивающего навыки законопослушного поведения);

Ш формирующая (формирование социально активной жизненной
позиции, системы нравственно-правовых знаний);

Ш коррекционная (устранение изъянов в нравственном и правовом
сознании «трудных» учащихся, искоренение привычек асоциального и
противоправного поведения);

Ш координирующая (согласование по основным направлениям, месту и
времени работы воспитательных усилий учителей, родителей учащихся и др.
социальных институтов, причастных к перевоспитанию школьников);

Ш контрольно-оценочная (контроль процесса воспитания и перевоспитания педагогически запущенных учащихся, анализ и оценка результатов проделанной работы);

Ш совершенствования (непрерывное совершенствование процесса воспитательно-профилактической работы с учащимися, форм и методов воспитания и перевоспитания с учетом достижений педагогической науки и практики).[1, с.56]

2.3 Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся

Работа педагога по устранению отклонений в поведении учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании, которое трактуется как комплекс мер, система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от социальных норм в нравственном развитии и поведении личности.

Основные функции перевоспитания:

Ш восстановление положительных перспектив, смыслов, ценностей человека;

Ш компенсация недостающих качеств успехами человека в других сферах;

Ш стимулирование индивидуальных творческих сил, нравственных устремлений личности в условиях групповой деятельности и общения;

Ш специальная помощь в индивидуальном осознании проблем (сопереживание, поддержка, содействие в решении проблем и др.);

Ш изменение социальной ситуации развития перевоспитуемого (образовательной коммуникативной среды);

Ш содействие в созидании человеком собственного нового опыта отношений к себе, окружающим людям, обществу в целом, деятельности.[10, с.63]

Перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами.

1 этап - (для педагогов, изначально приступивших к работе с классом) выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушению нравственных норм общения и поведения, систематически отстающих в учебной деятельности.

Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо:

- проанализировать школьную документацию:

а) классный журнал (с целью выяснения успеваемости учащихся по предметам, посещаемость ими занятий, занятость во внеклассных кружках, клубах, секциях);

б) индивидуальные характеристики учащихся, составленные предыдущим классным руководителем;

- побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, с целью получения информации об особенностях поведения и учебной деятельности детей, демонстрирующих отклонения в поведении;

2 этап - изучение личностных и поведенческих характеристик школьников, демонстрирующих отклонения в поведении и отставание в учебе; изучение среды, окружающей ребенка.

Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо пронаблюдать за каждым педагогически запущенным учащимся, побеседовать с ним, познакомиться с семьей ученика, проанализировать ближайшее окружение ребенка. При выполнении данной работы педагогом заполняется карта изучения педагогически запущенного учащегося (приложение 1), а также карта изучения условий и проблем семейного воспитания (приложение 2), которую родители могут заполнить сами во время родительского собрания.

3 этап - выявление причин, приведших к педагогической запущенности учащегося и определение степени его педагогической запущенности (латентная степень - легкая, средняя степень, высокая степень).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.