Рефераты. Нравственные ориентиры современных школьников: пути и проблемы их формирования и коррекции

p align="left">Критерии, уровни развития социально-нравственной ориентации подростков

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Ценностно-мотивационный

Предполагает наличие сознательного отношения личности к формированию важных для нее личностных качеств, готовность действовать определенным образом; осознание ценности имеющихся знаний и умений и умелую реализацию их с учетом ведущих мотивов

На данном уровне школьники осознают необходимость формирования определенных личностных качеств, но не всегда готовы действовать для достижения поставленных целей.

Учащихся отличает не только низкий уровень осознанности выбора моральных норм, качеств личности, отсутствие конкретных жизненных перспектив, но и нежелание действовать в этом направлении.

2

Интеллектуально-познавательный

Учащихся отличает наличие стройной системы моральных и социальных знаний; умение объективно оценивать собственные возможности, способности и стремления; существование стойкой установки на формирование у себя конкретных качеств, жизненно необходимых и социально важных.

Знание учащимися конкретных норм и категорий морали носит несколько разрозненный характер. Школьники не всегда объективны в оценке личных потенций. Социально-нравственные ориентиры находятся на этапе формирования.

Учащиеся обладают низким объемом моральных и социальных знаний, не умеют дифференцировать различные оценки моральных категорий; для них характерно отсутствие четких жизненных целеустановок.

3

Деятельностно-практический

(или поведенческий)

Выражается в соответствии поведения учащихся приобретенным знаниям, в умении соотносить свои устремления с нормами поведения, в чем и проявляется устойчивость выбора.

Учащиеся могут и стремятся свои внутренние потребности и потенции реализовать в практической деятельности, но не всегда последовательно осуществляют данный процесс.

Учащиеся не участвуют в общественно-полезной и личностно ценной деятельности, не умеют соотносить свои личностные установки с общечеловеческими нормами поведения.

Активизация познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже - один или несколько).

Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, - в том числе и экономической неустроенности.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них - недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

Глава II. Эмпирическое исследование нравственных ориентиров

2.1 Эмпирическая база исследования и характеристика выборки

Наше исследование проводилось на базе учебного заведения, школы №11, 2 класс в коллективе 12 человек и 3 класс в коллективе 15 (см. таблицу №1)

Таблица №1

Класс

количество

средний возраст класса

количество девушек

средний возраст девушек

количество юношей

средний возраст юношей

2

12

8,7

6

8,2

6

8,5

3

15

9,9

10

9,4

5

9,5

2.2 Описание методики

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируются основные новообразования, психическое развитие ребенка идет интенсивно. Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся. Базой нашего исследования была школа №11 г. Альметьевск.

Задания предлагались во вторых и в третьих классах. Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой экспериментальным. Детям предлагались вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня нравственного воспитания. В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как "ответственность" и "доброжелательность", которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей. Нравственная норма "доброжелательность" характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом. На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых. Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно - логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения. При исследовании нравственного опыта младших школьников мы использовали ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов. Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме. Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их. При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости. Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам. На первом этапе исследования учащимся 2 и 3 классов были предложены задания ответить на вопросы:

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.