Рефераты. Обобщение в процессе обучения химии

основным задачам первого года обучения химии необходимо отнести воспитание у учащихся умения учиться. Достигается это развитием у них самостоятельности в процессах как приобретения им знаний, так и применения их в учебной работе. Она может проявляться и во время урока - беседы, и на лабораторных занятиях, и при решении химических задач, и их учебной работе с книгой на уроке и дома. [22 - 23]

На первом же году обучения химии учителю приходиться уделять большое внимание организованным навыкам, начиная с поведения учащихся в химической лаборатории до урока и на уроке. В изложении учителю часто включаются демонстрации химических опытов и наглядных пособий. Чтобы эти средства наглядности использовались достаточно эффективно, нужно приучать учащихся к серьезному отношению к этим демонстрациям как необходимому звену в процессе обучения. А для этого нужно развивать умение наблюдать, замечать, что следует, и делать надлежащие выводы. Сложную задачу обучения представляет развитие навыков по технике эксперимента, без которых теряется многое из того, что могут дать лабораторные работы учащихся. Следовательно, значение вводного курса не ограничивается усвоением определенной суммы знаний. Для развития познавательных способностей учащихся важно правильно организовать воспитание у них умений и навыков организационных, технических и интеллектуальных. [24, 25]

Классификация умений

Большинство авторов определяют умение как готовность (или способность) к целесообразному выполнению умственных или физических действий при изменяющихся условиях. В качестве характерных признаков указываются осознанность действий в соответствии с заданной целью. [26]

Умение еще можно рассматривать как результат обучения, так как знания учащихся можно проверить через умения.

В системе общеучебных умений следует выделить четыре группы:

1. организационные (базовые);

2. информационные (ориентировочные);

3. интеллектуальные (инструментальные);

4. коммуникативные (показательные).

Классификация умений

Общеучебные, т.е. Специфические химические, т.е формирующиеся и характерные для всех развивающиеся в процессе обучения химии предметов

Анализ, синтез,

обобщение, сравнение,

классификация

технические

учебные

- обращение с лабораторной посудой;

- измерительные;

- монтирование приборов;

- умение проводить химические операции;

- решать задачи

- наблюдать;

- объяснять причины следствия;

- оформлять экспериментальные работы

Организационные умения составляют основу рациональной организации труда, позволяют учащимся достаточно быстро упорядочить свои действия в определенной ситуации. К ним относятся умения:

- целепологания;а) принимать цель (поставленную учителем или сформированную в учебнике, задачнике и т.д.) и работать в соответствии с целью;

б) ставить и формировать цель, отбирать средства для ее достижения и работать в соответствии с целью;

- планировать деятельность (составлять последовательность этапов выполнения операций, действий, структурировать предстоящую работу);

- работать в определенном темпе (мысленно прикидывать и рассчитывать время, необходимое для выполнения этапов работы, решения задачи, выполнения проекта, работы в целом);

- осуществлять самоконтроль (считать действия и их результаты с образцом, эталоном, нормой, правилом, с поставленной целью);

- осуществлять самоанализ деятельности (в отношении цели и плана с учетом принципов и правил применения знаний, умений, навыков);

- осуществлять самокорекцию деятельности на основе данных (информаций) самоанализа и самоконтроля, рефлексию деятельности.

Информационные умения определяют возможность самостоятельного поиска и осмысления информации. Владение ими позволяет учащимся усматривать противоречия в имеющихся знаниях, их неполноту в отношении какого-либо вопроса и пополнять свои знания. К ним относятся умения:

- читать и ставить цель чтения;

- выделять главное слово, мысль;

- составлять план текста;

- работать с таблицами;

- работать с учебником, со справочной литературой;

- составлять тезисы, конспект.

Интеллектуальные умения в наибольшей степени, чем другие, отражают психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе мышления учащихся. Они выполняют функцию технологической, инструментальной основы мышления, являются средством обработки информации, развивают оперативность и гибкость ума. Это инструментарий исследовательской деятельности и развития теоретического мышления. К ним относятся умения:

- сопоставлять, сравнивать объекты;

- анализировать;

- обобщать;

- классифицировать;

- синтезировать;

- моделировать;

- оценивать.

Коммуникативные умения - средство индивидуального самовыражения. Они позволяют человеку умственно и письменно оформлять результаты деятельности и свои достижения. Эти умения - показатель умственного и языкового развития человека, его грамотности и культуры мышления, сформированности других общих учебных умений - организационных, информационных, интеллектуальных. К ним относятся умения:

- описывать (ставить вопросы "что?", "где?", "когда?", "как?" и отвечать на них);

- объяснять (работать с вопросами "отчего?", "почему?", "зачем?", "что будет если?..");

- участвовать беседе, дискуссии, диспуте;

- составлять деловые тексты (обращения, заявления, записки);

- рецензировать текст, устный ответ.

В совокупности общие учебные умения универсальны не только в своей инструментально-технологической функции, но и как средство управления познавательной деятельностью. [27 - 28]

Общеучебные умения играют двоякую роль в обучении. Во-первых, содержание курса химии (фактический материал) специально изучается как средство выработки общеучебных умений. Здесь главная цель - усвоение умений. Во-вторых, общеучебные умения становятся средством усвоения новых знаний. Здесь главная цель - усвоение новых знаний. Иначе говоря, в процессе обучения общеучебные умения могут выступать в одних случаях в качестве цели, а в других как средства.

Таким образом, одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование общеучебных умений на базе содержании школьного курса химии и начальных умений пользоваться этими общеучебными операциями.

Знания и умения, которые должны иметь учащиеся

Так как точные результаты получаются при
сравнении количеств, то нужно обозначить условными единицами знания и умения, подлежащие усвоению. Это обозначение условное. Например, учащиеся должны знать: химический знак кислорода, формулу молекулы, атомную массу, молекулярную массу кислорода. Всего четыре единицы условных знаний.

Знания физических свойств: кислород - газ при обыкновенных условиях, без цвета, без запаха, в 16 раз тяжелее водорода, жидкий кислород кипит при - 1830С, в литре воды растворяется при обыкновенной температуре 30 мл кислорода. Всего шесть единиц условных знаний. Также следует составить перечень единиц знаний химических свойств, которые указаны в учебнике. Можно обозначить условными единицами умения, которые должны приобрести учащиеся после экспериментальных уроков: закреплять пробирку в держателе, закреплять муфту на стержне штатива, нагревать пробирку с сухим веществом, отбирать газ под водой и т.д., кроме этих умений, могут быть интеллектуальные: умение наблюдать за демонстрацией опытов (замечать существенно), делать выводы на основе наблюдений, осуществлять переносы. Каждое из этих умений может относиться к отдельным конкретным случаям. Например, умение заметить, в каком сосуде горит лучинка более ярко, сделать выводы, в каком сосуде чистый кислород, а в каком он смешан с воздухом. Такая подготовка к экспериментальному уроку дело непростое, но по силам любому учителю, проявляющему интерес к исследовательской работе по методике преподавания химии. [29 - 31]

Общая характеристика обобщения

Мыслительную операцию, связанную с переходом от единого к особенному, а затем и к всеобщему называют обобщением. Обобщение понятий - логическая операция, которая заключается в том,
что для изучаемого понятия находят более широкое понятие, включающее данное. С логической точки зрения, обобщение представляет собой переход от видовых понятий к родовым.

Обобщение - важная умственная операция. Оно позволяет сократить количество информации, заменить знания множества сходных случаев знанием одного принципа, рассматривать предметы или явления не как сугубо изолированные, а с учетом того, что они являются представителями класса подобных предметов или явлений. Известные науке понятия, принципы, законы, правила и есть обобщение. [32]

В обучении сложились три типа обобщения: индуктивный, дедуктивный и обобщение "с места".

Индуктивному обобщению должно обязательно предшествовать знакомство учащихся с предметами и объектами, на базе которых формируется обобщение.

Дедуктивное обобщение дают в готовом виде, а ученики используют его для вывода следствий при изучении конкретного материала.

В процессе обобщения "с места" общее раскрывается на одном примере, а затем распространяется на всю совокупность однородных объектов. [33]

Литература

1.
Гаркунов В.П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе - л., 1974 г. - с.74 - 81.

2. Полинг Л.К.Общая химия. М. Мир, 1974 г. - с.14 - 15.

3. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983 г. - с.177.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981 г. - с.186.

5. Обобщающая методика обучения химии / Под ред. Л.А. Цветкова. - М., 1981 г. - т.1 - с.83 - 89.

6. Методика преподавания химии / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М., 1984 г. - с. 95 - 120.

7. Зайцев О.С. Методика обучения химии.

8. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982 г. - с.208.

9. Чертков И.Н. Методика формирования у учащихся основных химических понятий органической химии. - М., Просвещение, 1979 г. - с. 36 - 41.

10. Цветкова Л.А. Преподавание органической химии в средней школе. - М.: Просвещение, 1984 г. - с.13 - 26.

11. Вивюрский В.Я. Использование алгоритмических предписаний при составлении химических формул // Химия в школе - 1979 г. - 36 - с.42 - 45.

12. Вивюрский В.Я. Использование алгоритмических предписаний при составлении химических уравнений // Химия в школе - 1980 г. - 36 - с.30 - 32.

13. Зайцев О.С. Задачи, упражнения и вопросы по химии. - М., 1996 г. - с.432.

14. Соколовская Е.М., Зайцев О.С., Дитятьев А.А. Программированные задачи по общей химии. - М., 1977 г. - с.253.

15. Третьяков Ю.Д., Зайцев О.С. Программированное пособие по общей химии. М., 1971 г. - с.379.

16. Ричманд У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения. - М., 1968 г. - с.277.

17. Абрамов И.В., Маркова В.А., Зайцев О.С. Из опыта использования приемов проблемного обучения // Химия в школе. - 1985 г. - №5 - с.32 - 33.

18. Гаркунов В.П. Проблемность в обучении химии // Химия в школе. - 1971 г. - №4 - с.23 - 29.

19. Гаркунов В.П., Николаева Е.Б. Межпредметные связи при проблемном изучении химии. // Химия в школе. - 1982 г. - №3 - с.28 - 30.

20. Чернобельская Г.М., Что происходит с методами обучения химии // Химия в школе. - 1997 г. - №5 - с.2 - 8.

21. Цветкова А.А., Иванова Р.Г. Общая методика обучения химии. - М., - 1982 г. - с.76 - 83.

22. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий о современном обучении химии. - М.; Просвещение. 1985 г. - с.32 - 43.

23. Зуева М.В., Иванова Б.В., Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. - М., Просвещение, 1989 г. - с.35 - 47.

24. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся среди профтехучилищ // Под ред. А.П. Беляевой. - М.: Высшая школа, 1986 г. - с.73 - 82.

25. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. - М., 1985 г. - с.208.

26. Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии в восмилетней "средней школе" - М., 1963 г. - с.210 - 326.

27. Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений общего образования - СПб,: АППО, 2006 г.

28. Научно-методический журнал. Химия в школе, №7, 2009 г. - с.13 - 18.

29. Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя - М.; Просвещение, 1987 г. - с.5 - 12, 42 - 59.

30. Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии / Пос. для учителей - М., Просвещение, 1987 г. - с.48 - 57.

31. Тылызина Н.Ф. Управление процессвом усвоения знаний. - М., 1984 г. - с.344.

32. Николаенко Г.М. Психология и педагогика. - М., 1986 г. - с.56 - 72.

33. Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии. - М., 1987 г. - с.50 - 83.

34.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.