Рефераты. Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

p align="left">Одной из важнейших особенностей школьников является относительная неустойчивость внимания: если долгое время использовать задания, связанные только с одним каналом связи (зрение, слух), то интерес к их выполнению достаточно быстро падает, что сказывается на качестве работы. Поэтому, учитывая этот фактор, необходимо постараться чередовать задания письменные и устные, чтение и слушание.

Следующая особенность данного возраста - усиление роли словесно-логического запоминания, что связано с возрастающими способностями в области регулировки памяти. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать сложные обобщения, выводы, проводить детальные аналогии, строить системные умозаключения.

Психологи отмечают, что слог школьника начинает формироваться в возрасте 12-13 лет. Соответственно, именно при работе в шестом-седьмом классах учитель должен обращать повышенное внимание на развитие у ребят умения выделять закономерности и последовательно излагать свою точку зрения. Методисты также настаивают на важности развития стройности речи, определяя умение рассуждать как способность «логически мыслить, когда высказывания, относящиеся к одному и тому же предмету, находятся в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос». Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978. С. 248.

С другой стороны, подростковый возраст - это время, когда у школьников становится менее активным непроизвольное внимание. Если пятиклассника все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает само по себе и запоминается безо всяких усилий с его стороны, то внимание ученика седьмого класса гораздо труднее удержать сменой образов и впечатлений. Чтобы его заинтересовать, важно предложить ему тему, которая была бы для него актуальна, отвечала бы его внешкольным увлечениям и, возможно, затрагивала бы глубинные чувства. Нужно также помнить, что в подростковом возрасте человек начинает обращать внимание на общественные, политические и философские проблемы. См. об этом: Кашкарова Т. Н. Словарная работа на уроках русского языка. // «Русский язык в школе», 1991, №2.

Таким образом, сочетание всех перечисленных особенностей мышления учащихся возраста 12-13 лет привело нас к необходимости остановиться на сочинении-рассуждении. Кроме того, при работе над сочинением данного типа учителю открывается широкое поле возможностей для применения разнообразных способов обогащения словарного запаса школьников.

Какой же конкретно цели отвечает сочинение-рассуждение? «Целью автора дискуссионного рассуждения является определение своего отношения к проблеме и обоснование истинности своей точки зрения, независимо от того, построит ли он свое рассуждение как утверждение или опровержение». Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978. С. 273. Исходя из этого положения, мы определили алгоритм работы учеников над текстом так:

- осознание заданной темы;

- формулирование собственного отношения к заявленной проблеме;

- обоснование своей точки зрения на основе согласия либо несогласия с проблемой.

Как известно, человек выстраивает цепь аргументов двумя способами: индуктивным (перечислением частных доказательств с последующим обобщением) и дедуктивным (заявлением своей позиции в самом начале рассуждения и ее дальнейшим распространением). В ходе урока мы не ограничивали учеников в выборе способа, но, забегая вперед, можно сказать, что большинство из них предпочло дедуктивную аргументацию.

2.2 Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Конспект урока русского языка

Тема урока: «Сочинение-рассуждение».

Класс: 7

Цели:

- образовательная: закрепить понятие сочинения-рассуждения; совершенствовать умение раскрывать тему с помощью цепочки аргументов;

- развивающая: развивать внимание, способность к логическому мышлению, выделению закономерностей;

- воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Задачи.

1. Очертить круг задач на уроке.

2. Провести вступительную беседу.

3. Прочитать текст-образец.

4. Проанализировать текст на наличие новых или малознакомых слов.

5. Прояснить значение неизвестных слов с помощью толкового словаря.

6. Записать в индивидуальные словари новые слова и их значения по тематическим группам.

7. Выполнить упражнения на обнаружение семантических связей между новыми словами и уже известными.

8. Приступить к написанию сочинения.

Оборудование: доска, мел, тетради, тетради-словари, толковые словари (по одному на каждой парте), карточки с опорными словами.

Ход урока

Учебная ситуация

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-рассуждение. Посмотрите на доску: мы обозначили тему сочинения и основные этапы нашей работы и разделили их по времени. Итак, тема сочинения-рассуждения - «Роль политики в жизни человека».

Садятся

Вступительная беседа

Сначала давайте вспомним, что такое сочинение-рассуждение. (Сочинение-рассуждение - это логически выстроенная цепь суждений и умозаключений, объясняющая причинно-следственные связи какого-либо явления. Конечной целью сочинения-рассуждения является доказательство главной мысли - идеи, которая может быть сформулирована в заглавии - тезисе.)

Прочитайте определение понятий “доказывать”, “объяснять”, “размышлять” на карточках, которые вам выданы. (Доказывать - определять, истинно или ложно то или иное утверждение или отрицание, подтверждать какое-нибудь положение или точку зрения фактами и аргументами; объяснять - растолковать, делать ясным и понятным себе или кому-нибудь; размышлять - углубляться мыслью во что-нибудь.)

Читают

Скажите, в каких ситуациях употребляются эти глаголы? (Они употребляются в ситуациях, когда нужно растолковать кому-либо свою точку зрения.)

Как строится сочинение-рассуждение? (Вступление - собственно доказательство - заключение, вывод).

Какие языковые средства мы можем использовать при написании сочинения-рассуждения? (Средства, выражающие причинно-следственные отношения; обстоятельства причины, условия, вводные слова, сопоставление, побудительные, восклицательные предложения)

Дома каждый из вас должен был найти 2-3 афоризма на тему «Политика». Кто хочет зачитать?

Отвечают

Сейчас я прочитаю вам текст, написанный вашим ровесником по сходной теме - «Человек и политика». Ваша задача - внимательно слушать, а после прочтения текста я задам вам вопросы.

Один из учеников читает

Чтение текста-образца

Человек и политика

Политика -- это одна из сфер человеческой жизнедеятельности. Как и во всякой сфере, в ней есть свои профессионалы, специалисты -- депутаты, министры, члены политических партий. А какое отношение к политике имеют остальные граждане? Можно ли сказать, что происходящее в этой сфере от них не зависит? Может быть, человек просто должен делать свою работу и совсем не интересоваться тем, что происходит в мире?

Обратимся к примерам. Андрей Дмитриевич Сахаров -- известный физик, лауреат множества премий, создатель водородной бомбы. Казалось бы, у науки -- свои интересы, она лишь исследует закономерности окружающего мира, и ей нет дела до злобы дня, до борьбы партий. Но жизнь и деятельность А. Д. Сахарова свидетельствуют о другом. Создавая водородную бомбу, А. Д. Сахаров осознал, что наращивание ядерной мощи уже не увеличивает безопасность, а наоборот, может в конце концов уничтожить все живое на земле. Поэтому он включился в антивоенную деятельность. Он практически один боролся против позорной войны в Афганистане. Государство жестоко покарало его за инакомыслие, лишило возможности заниматься любимым делом, он был сослан в Горький (теперь Нижний Новгород). Судьба этого человека учит нас: в жизни нужно любой ценой занимать активную гражданскую позицию, решительно отстаивать нравственность и достоинство. Даже в одиночку можно сделать очень много. Обычно говорят, что искусство -- вне политики, что оно живет в своем мире, а его творец -- в «башне из слоновой кости» (Г. Флобер). Однако Н. А. Некрасов не зря писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...». Высокой гражданственностью проникнуты произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого...

Писателем, смело вмешивающимся в политическую жизнь, безусловно, являлся А. И. Солженицын. Еще в 1974 году он опубликовал обращение к интеллигенции, к молодежи, ко всем соотечественникам, в котором призывал бороться с насилием в Советском Союзе. В своем обращении писатель разоблачал античеловеческую природу советской власти, которая прибегает к насилию потому, что не способна управлять с помощью законов. В обращении А. И. Солженицын пишет: «... не каждый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, повседневного участия во лжи -- и в этом вся верноподданность. И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи!» Власти в этом обращении, призывающем даже не к борьбе с насилием, а к нравственному поведению, увидели страшную крамолу. И в этом же году писатель был арестован и насильно выслан за границу.

А. И. Солженицын в своей эпопее «Архипелаг ГУЛАГ» открыл всему миру правду о сталинских лагерях. Первый том «Архипелага...» содержал подробное исследование обстоятельств, приведших к появлению сталинских лагерей: системы арестов и различных видов тюремного заключения, пыточного следствия, судебных и внесудебных расправ, этапов и пересылок. Во втором томе своей книги А. И. Солженицын говорит об основной части империи ГУЛАГа -- «исправительно-трудовых» лагерях. Ничто не проходит мимо внимания автора. История возникновения лагерей, экономика принудительного труда, структура управления, повседневный быт лагерников -- все это находит свое отражение в книге А. Солженицына. По сути, лагерь становится своеобразным символом всего политического устройства страны.

Кто-то из известных сказал: «Если вы не заинтересуетесь политикой, то политика заинтересуется вами». Участие в политической жизни страны -- долг каждого сознательного человека. Ведь политика -- это история, которая создается здесь и сейчас.

Анализ текста

Итак, какая, по-вашему, главная мысль сочинения? («Участие в политической жизни страны -- долг каждого сознательного человека») Как она доказывается? (Автор приводит примеры того, что каждый человек вне зависимости от профессии может повлиять на политический процесс в государстве). Согласны ли вы с автором? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Отвечают

Работа с толковыми словарями

Какие новые слова вы услышали? Прозвучали ли слова, с которыми вы уже встречались, но значение которых не представляете четко?

Откройте толковые словари, найдите в них слова, вызвавшие у вас затруднения - сначала из афоризмов, потом из текста. Могут ли пригодиться вам эти слова при работе над сочинением?

Работают со словарем

Работа с индивидуальными словарями

Откройте тетради со словарями. В какую тематическую группу вам нужно записать новые слова? («Общество и политика») Есть ли в этой группе слова, которые также могут вам сегодня пригодиться при написании сочинения? Запишите в словари новые слова вместе со значениями. Кто готов зачитать свой список?

Записывают

Один из учеников зачитывает

Выполнение упражнений на закрепление новых слов

Посмотрите на доску - упражнение № 1. Распределите записанные синонимы по степени усиления признака в каждой группе:

- смятение, революция, крамола;

- расправа, наказание, казнь;

- достоинство, величие, преимущество.

(Смятение - крамола - революция; наказание - расправа - казнь; преимущество - достоинство - величие).

Упражнение № 2: распределите записанные слова в две группы, дав каждой название: порочность, долг, выборы, мятеж, мораль, партия, честь, добродетель, государство, оппозиция.

(«Нравственность»: порочность, долг, мораль, честь, добродетель; «Политика»: выборы, мятеж, партия, государство, оппозиция.)

Упражнение № 3: составьте по предложению с каждой из этих антонимических пар:

- доказывать - опровергать;

- соглашаться - возражать;

- признавать - отрицать;

- истинный - ложный;

- примирение - ссора.

Отвечают

Написание сочинения

Теперь, когда мы вспомнили, что такое сочинение-рассуждение, как оно строится, какие языковые средства мы используем при его написании, выяснили значение неизвестных вам слов и словосочетаний, вы можете приступить к написанию сочинения. Кажется ли вам, что политика играет важную роль в жизни человека? Или же вы считаете, что ее значение в жизни человека преувеличено? Напомню, каждый из вас может выбрать, каким способом строить доказательство своей точки зрения: либо вы в самом начале приводите основную мысль и последовательно ее аргументируете, либо строите цепочку рассуждений, а потом обобщаете. Приступайте.

Приступают к написанию

Самоконтроль

Перед тем как сдать свои работы, проверьте сами себя.

Спасибо за внимание, урок окончен.

Проверяют

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.