При измерении сыпучих и жидких тел используются те же правила измерения, а также даются новые правила, характерные для измерения сыпучих и жидких тел. Мерка должна быть полной, крупой наполнять стакан точно до краев, но не насыпать с верхом, а воду наливать до определенного уровня, иначе она будет выливаться из посуды. Нужно постоянно контролировать точность заполнения мерки. Условные мерки для разных величин могут быть разными: стакан, чашка, банка, бутылка, ложка, блюдце и др.
Измерение различных объектов соответствующими мерками позволяет подвести детей к пониманию обобщенного способа измерения с помощью условной мерки. (1.с.25),
Организуя измерительную деятельность, детей учат выделять часть предмета, равную условной мерке, определять, сколько раз мерка уложилась в измеряемом объекте, учат сравнивать с помощью мерки величину протяженных предметов, объем сыпучих и жидких тел.
Обучение детей измерению, проходит параллельно с обучением счету. Измерение различных объектов с применением фишек для отсчета количества использованных мерок способствует лучшему усвоению детьми процесса образования числа, восприятия числа как отношения измеряемого к принятой мерке. Так, чтобы узнать сколько раз мерка уложилась в полоске, дети должны подсчитать фишки, которые они откладывали при измерении. Пересчитав фишки, дети могут сказать, сколько раз мерка уложилась в полоске.
На основе измерения решается и такая программная задача, как освоение детьми количественного состава числа из отдельных единиц (в пределах 5).
В результате этой деятельности у детей развивается глазомер, они могут определять на глаз величину предметов, проверяя затем правильность своего измерения с помощью выбранной условной мерки. Дети узнают, что разные виды количества измеряются разными мерками. Они усваивают, что считать можно не только отдельные предметы, но и сыпучие и жидкие тела, пользуясь для этого измерениями. (1.с.26)
Геометрические фигуры
В средней группе дети знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом, кругом, объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. В старшей группе эти знания закрепляются и углубляются. Дети продолжают знакомиться с овалом и отличать его от круга.
В старшей группе у детей начинают формировать представление о четырехугольнике. Четырехугольник - это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (4 стороны и 4 угла).
Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления ее с другими, выделения существенных признаков данной фигуры. Дети должны уметь объединять в группу четырехугольника знакомые: квадрат, прямоугольник. Знать, почему они называются четырехугольниками. (1.с.26)
На занятиях по математике детей учат различать модели близких по форме фигур, производить элементарный анализ воспринимаемых форм, выделять и описывать некоторые их свойства.
Воспитатель учит ребят использовать знакомые геометрические фигуры в целях анализа окружающей действительности, видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Например: мячик, арбуз - шар, стена, пол, потолок - прямоугольник и т.д. методика проведения занятий с детьми по закреплению плоскостных и объемных геометрических фигур та же, что и в средней группе. Большое внимание этой работе уделяют вне занятий.
В этой группе закрепляются умения детей выкладывать разные фигуры из палочек. Предлагается примерный перечень занимательных задач:
1. Сложить 2 квадрата из 7 палочек.
2. Сложить 3 треугольника из 7 палочек.
3. Сложить прямоугольник из 6 палочек.
4. Из 5 палочек сложить 2 разных треугольника
5. Из 6 палочек сложить домик, затем в доме 2 палочки убрать и переложить, чтобы получился флажок.
6. Можно ли из 2 палочек сложить на столе квадрат?
7. Можно ли из 5 палочек сложить 2 треугольника и один четырехугольник?
Эти упражнения даются для развития сообразительности, памяти, мышления детей. (1.с.27)
Ориентировка в пространстве
В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Новая задача - обучать ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенок должен уметь выполнять задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был волк, а сзади медведь. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Коля».
Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например: справа от куклы - заяц, слева от куклы - пирамидка. Формирование пространственных ориентировок детей старшей группы успешно осуществляется в том случае, если ребенок полностью оказывается перед необходимостью пользоваться ими в дидактических играх и повседневной жизни.
В этой группе дети должны овладеть еще одним умением - определять свое положение среди окружающих предметов: за стулом, около стула, среди игрушек, перед Машей, сзади Коли. В старшей группе большое внимание уделяется закреплению и совершенствованию умений изменять направление движения во время ходьбы, бега, передвигаться в указанном направлении.
На физкультурных и музыкальных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия «вверх», «вниз», «вперед», «назад», «направо», «налево», «рядом» и др.
К приходу в школу дети должны свободно ориентироваться в пространстве: в направлении движения, в определении расположения предметов в помещении, в пространственных отношениях между собой и предметами, а также между самими предметами, в окружающем микростане: знать домашний адрес и адрес детского дошкольного учреждения, дорогу из дома в детский сад.
Большое значение уделяется развитию умения ориентироваться на плоскости: на листе бумаги, на столе, на доске. Дети находят левую, правую, верхнюю, нижнюю стороны листа, его середину, правый нижний угол стола. Должны уметь располагать предметы в разных пространственных направлениях.
Приемами обучения ориентировки на плоскости могут быть: зрительный диктант (расположение фигур под диктовку воспитателя), по замыслу, зарисовка геометрических фигур и других предметов на бумаге в клетку. (1.с.27)
Ориентировка во времени
В предыдущих группах дети знакомились с частями суток и их сменой, учились различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера. Эти временные представления закрепляются и углубляются в течение учебного года.
Новым для детей является усвоение последовательности дней недели. Детей знакомят с тем, что семь дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресение. Такая последовательность дней недели неизменна. На каждом занятии по математике нужно повторять с детьми временных отрезков и дней недели. Для этого к детям обращаются с вопросами: какой сегодня день недели, какой день будет завтра и какой был вчера.
Такие вопросы можно задавать и вне занятий по математике, но и в повседневной жизни.
Дети этой группы также должны постепенно запоминать, в какой день недели проходит то или иное занятие. Дети старшей группы должны знать и называть последовательность времен года. (1.с.29)
В старшей группе происходит знакомство детей с календарем, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. (2.с.269)
Также важно сформировать у ребенка чувство времени. У воспитанников старшей группы можно развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3,5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей: 1 минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складывается 3, 5 и 10 минут.
Эта мера времени наиболее распространена в речи окружающих. «Через минуту», «сию минуту», «подождите минуту» - подобные выражения дети часто слышат, но представления о данном временном интервале у них далеко не адекватны. (2.с.272)
В методику работы с детьми могут быть включены следующие моменты:
1) Ознакомление детей с временными интервалами в 1, 3,5 и 10 минут, при этом следует использовать секундомер, песочные часы для восприятия детьми длительности указанных интервалов.
2) Обеспечение переживания длительности этих интервалов в различных видах деятельности.
3) Обучение умению выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего следует учить измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения.
В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5-30 минут. В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают. У них не пропадает время на ожидание отстающих, все стремятся заканчивать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. (2.с.275)
Список литературных источников
1. Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Мн., Нар. асвета, 1990.-96с.
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А.Столяра. М., Просвещение, 1988.-303с.
3. Сербина Е. В.Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.- 80 с.
4. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение ,1992.-192с.
5. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.
6. Программа «Пралеска»
Страницы: 1, 2, 3, 4