Значительное внимание следует отводить упражнениям-тренингам, т.е. проигрыванию различных ситуаций общения. Они способствуют развитию умений и навыков выбора нужных этических выражений, удобных и красивых.
Занятия ставят своей задачей развивать умения анализировать этические ситуации, вести поиск допущенных речевых ошибок, определять уровень общения, понимания эмоционального состояния людей.
Воспитанность - интегральное качество личности, проявляющееся в его отношениях с другими людьми. Главное на занятиях - пробуждение в личности понимания того, что все правила ориентированы на проявление нравственных качеств личности и, прежде всего доброжелательного и уважительного отношения к окружающим.
Использование опросников и тестовых заданий имеет целью привитие детям потребности в самопознании и самовоспитании, побуждение к самоанализу своих действий, самооценке и самоконтролю собственных переживаний, ощущений, мыслей, размышлений над ними.
Возрастные особенности требуют, чтобы занятия проводились в увлекательной форме, были насыщены игровыми действиями - стимуляторами активности учащихся. Чем ярче и композиционно разнообразнее каждое занятие, тем больше внимания оно оказывает на эмоциональную сферу личности, тем эффективнее оно для нравственного развития учащихся. Поэтому практически на каждом занятии рекомендуется проводить игры.
Примерное планирование содержания занятий по развитию коммуникативной культуры представлено в Таблице :
Таблица План воспитательных занятий по обучению общению
№ п\п
Тема занятия
Воспитательные задачи
Содержание занятия
1.
В гостях у Феи Вежи
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдения правил вежливости, расширить активно используемый запас "вежливых" слов
Понятие о вежливости. Правила вежливости. Понятия вежливо - невежливо - грубо. Пословицы о вежливости
2.
Удивительное слово "здравствуйте"
Расширить запас активно используемых этических выражений
Из истории приветствия. Формы приветствия в разное время дня. Правила вежливого приветствия. Стилевые уровни приветствия. Вопросы и ответы при приветствии. Невербальные способы приветствия.
3.
Рад тебя видеть
Закрепить умение употреблять различные слова приветствия, проявлять внимание к радостям и заботам собеседника.
Формы приветствия с разными людьми: с родными, учителями, со знакомыми, малознакомыми. Уровни проявления уважения к собеседнику в приветствии
4.
Вежливая просьба
Научить детей употреблять вежливые формы обращения с просьбой в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах
О происхождении слова "пожалуйста".Формы и уровни обращения с просьбой. Обращение с просьбой к ровеснику, старшему, близкому, знакомому и незнакомому. Правило произношения вежливой просьбы: вежливый тон, негромкий голос
5.
Очень нужное слово "спасибо"
Научить детей употреблять слова благодарности и вежливо отвечать на благодарность
О происхождении слова "спасибо". Смысловое значение слова. Формы и уровни выражения слов благодарности. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности: голос, тон, мимика
6.
Простое слово "извините"
Научить детей употреблять различные формы выражения извинений и отвечать на них
О происхождении форм извинений. Причины извинений. Ответ на извинение. Стилевые уровни произношения извинений. Вербальные и невербальные способы извинений: тон, голос
7.
Обращение к человеку
Научить детей уместно употреблять различные формы обращения к людям в зависимости от ситуаций
Правила вежливого обращения к людям. Формы и уровни обращения друг к другу, родным, знакомым и незнакомым
8.
Секреты "волшебства" речевого этикета
Помочь учащимся осмыслить, понять личностное значение вежливой речи, выражение уважительного отношения к людям
О значении вежливой речи. Вежливая речь и культура общения. "Волшебство" речевого этикета
9.
Вежливый разговор
Дать понятие о культуре разговора, познакомить с правилами поведения во время разговора
Голос и его окраска: нормальная (умеренная) громкость, громко, тихо. Этикетные правила во время разговора: умение внимательно слушать, не перебивать, думать какое слово молвить
10.
Веселая контрольная работа по речевому этикету
Подвести итоги воспитательной работы за год; создать условие для самооценки уровня владения школьниками правилами культурного общения
Задания: найти этикетные ошибки в различных ситуациях общения. Вставить пропущенные вежливые слова. Тест на вежливость
Тематика и содержание приведенных в таблице занятий носит рекомендательный характер. Примерный цикл занятий ориентирует на воспитание чувства такта, соблюдения этических норм, расширяет словарный запас школьников.
Для проведения экспериментальной работы нами будет разработана конкретная тематика и содержание занятий, соответствующее уровню развития общения в конкретной группе и ситуации.
Заключение
Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга..." Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.
Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.
Исследования проблемы общения и ее состояния в начальном звене обучения потребовало обращение к теоретическому педагогическому и психологическому опыту, а также проведение диагностики коммуникации у младших школьников.
Теоретический анализ позволил раскрыть сущность общения как педагогической, психологической и социологической категории. Общение в трудах ученых рассматривается как свойство личности (общительность, коммуникабельность), деятельность (коммуникативная), процесс (взаимодействие вербальное и невербальное), вид взаимодействия (коммуникация, интеракция, перцепция). Мы убедились, что общение - гибкое свойство, оно формируется, подвергается коррекции, имеет динамику развития, качественные характеристики. Это позволяет управлять процессом овладения навыков и качеств коммуникативной культуры.
Мы провели диагностическое исследование по изучению уровня развития умений общаться у младших школьников. Сравнивая содержание ответов детей, анализируя наблюдения за содержанием, типами и характером межличностного общения, мы пришли к выводу, что общение носит спонтанный, неструктурированный характер, строится у первоклассников с помощью отдельных статичных фраз, а у третьеклассников уже более полное, развернутое содержание, сложные речевые конструкции, конкретизацию и обобщение, имеет менее выраженную перцепцию, приобретая больше не личностный, как у первоклассников, а социальный характер. В результате проведенного нами исследования у учащихся 1 и 3 класса уровня общения, мы пришли к выводу, что к концу младшего школьного возраста умение общаться, как необходимое умение коммуникации, у учащихся не достигает того уровня, чтобы свободно и грамотно строить общение, выражать свои мысли четко, лаконично и понятно. Поэтому мы убеждаемся, что так важна коррекционная и развивающая работа педагога с учащимися по обучению общению еще в младшем школьном возрасте, которая формирует и закрепляет, переводя умения на уровень навыков, привычку правильно строить коммуникативную деятельность. Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся.
Результатом нашего исследования стала разработка системы коррекционных и развивающих занятий по развитию общения, рекомендованных для работы с младшими школьниками.
Заявленная тема получит дальнейшую разработку при проведении экспериментальной работы.
Список литературы
1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология/ И.А.Зимняя. - М.: ЛОГОС, 2001. - 384 с.
3. Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников /Т.Н.Казаева // Начальная школа. -2007. - №6. - С.76- 79.
4. Киянченко Е.А. Учим детей общаться/ Е.А. Киянченко// Начальная школа. - 2002. - №6. - С.63.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Клюев, Ю.В. Касаткина -М.: "Академия развития", 1997. - 240с., ил. - (Серия: "Вместе учимся, играем").
6. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М.Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 256 с.
7. Ладыженская Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе/ Н.В.Ладыженская// Начальная школа. - 2007.- №5. - С.43-45
8. Лемяскина Н.А.Предмет "Культура общения" в начальной школе/ Н.А. Лемяскина// Начальная школа. - 2002. - № 6. - С.68.
9. Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы/ М.Р. Львов//Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.14.
10. Львов М.Р. Речевое развитие человека /М.Р.Львов // Начальная школа. - 2000. - №6. - С.96.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: 3 кн, - 4-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003, - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики, - 640 с.
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 630с.
13. Позднякова Е.В., Кузнецова В.С., Долматова Т.И. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/ Е.В. Позднякова, В.С.Кузнецова, Т.И.Долматова// Начальная школа. - 2001. - № 11. - С.23-26.
14. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 335с: ил. - (Азбука психологии);
15. Рябов А.Е., Леонова Р.Н. Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика начальной школы/ А.Е. Рябов, Р.Н.Леонова// Начальная школа. - 2001. - № 9. - С.16-18.
16. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под. ред. В.А.Сластёнина - 5-е изд., стер.- М.: Издат. центр "Академия", 2006 - 576 с.
17. Смирнов С.А., И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред.С.А.Смирнова.- 41изд., исправленное - М.: Издательский центр "Академия" 2001, - 512с.
18. Сухов А.Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н.Сухов, А.А. Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Издательский центр "Академия", 2001, - 600с.
19. Ставская Г.Н. Почему мы так говорим?/ Г.Н. Ставская// Начальная школа. - 2003. - № 2. - С.81-83.
20. Шабалина З.П. Первый год - самый трудный: (Особенности учеб-воспитат. работы с шестилет. первоклассниками): Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
21. Шенцева В.А. Практикум по русскому речевому этикету: Пособие для учителей начальной школы/ В.А.Шенцева. - М.: Белгород: Издательство СГУ, 2001. - 113с.
Приложение
Анкета " Общение "
1. Как бы ты обратился к пожилому киоскеру, чтобы узнать, поступил ли свежий номер журнала?
2. Представь, что ты принес в школу альбом с календариками, которые ты собираешь, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса увидев альбом, выхватил его из твоих рук и не отдает. Что ты ему скажешь?
3. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: "Елена Петровна…"
Есть ли здесь ошибка девочки? Почему?
4. Тебе нужно сказать однокласснику, что он завтра дежурный. Как ты это сделаешь?
5. Ты увидел, что твой сосед по парте грустный. Как ты спросишь его о случившемся? Как отреагируешь на информацию, полученную от него?
6. Ты попадаешь в какой-то город, где нет знакомых людей, тебе нужно срочно узнать время. Как ты спросишь?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6