2. Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать?
3. Если около тебя затормозила машина, и тебя приглашают поехать на съемки какого-либо фильма. Твои действия.
4. Если незнакомый человек взял тебя за руку и пытается увести с собой, что ты будешь делать?
5. Опиши как выглядят современные злодеи.
6. Назовите самые опасные места во дворе.
7. Если к тебе подошли незнакомцы и спрашивают, как найти улицу или дом, что ты будешь делать?
8. Звонят в дверь и говорят «Телеграмма. Нужно расписаться». Что ты сделаешь?
9. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Как вы поступите?
Литературная викторина.
Ребята, вы знаете много сказок: автoрских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему. На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают.
Ответы.
1. «Колобок» (доверие к незнакомцам)
2. «Волк и семеро козлят» (не открытый дверь чужим)
3. «Снежная королева» (нельзя цеплять сани за впереди идущий транспорт)
4. «Сестрица Аленушка и братец Ивaнyшка» (слушай старших)
5. «Гуси-лебеди» (слушай старших)
Дополнительные вопросы:
1. Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними.
2. Kтo из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели?
3. Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным?
Оказание первой медицинской помощи.
Случаются такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этого зависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Мы сможем это сделать? Конечно, окажем первую медицинскую помощь. Пострадавшие - члены команды.
Каждой команде выдается «Аптечка»: бинт, вата, йод, кипячёная вода, ножницы. За 1 минуту участники должны оказать пострадавшему помощь. Жюри осматривает пострадавшего и подводит итог.
На реке родной не будь дурной.
На столе в беспорядке лежат: лыжная палка, солнцезащитные очки, веревка, зонт, деревянная палка, маска и трубка для плавания, грелка, надувной круг.
- Какие вещи вы взяли бы с собой при переходе через реку по льду?
Представитель от каждой команды должен выбрать только один предмет и объяснить почему.
Жюри подводит итоги. Церемония награждения.
Самое главное, ребята, чтобы вы поняли, что многие несчастные случаи можно предотвратить, соблюдая самые элементарные правила безопасности.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Заключение
В 1 главе данной курсовой работы были представлены общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Во 2 главе были описаны рекомендации по методике обучения школьников правилам поведения при пожарах. В третьей главе были приведены рекомендации правилам пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ.
Для написания курсовой работы я проделал следующее:
1) рассмотрел, что такое чрезвычайная ситуация;
2) предоставил классификацию чрезвычайных ситуаций;
3) изучил понятие чрезвычайная ситуация локального характера;
4) дал рекомендации по обучению школьников разных классов правилам поведения при пожарах;
5) изучил требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ.
Цель достигнута, задачи решены, в результате можно сделать следующий вывод:
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные.
Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам - масштабу распространения, темпу развития и природе происхождения.
Локальные чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Основными целями являются:
- усвоение учащимися знаний о ЧС природного, техногенного характера, о безопасном поведении человека при их возникновении;
- развитие учений, черт личности необходимых при возникновении ЧС;
- воспитание (ценностного отношения к собственному здоровью и жизни, а также здоровью и жизни окружающих).
Содержание включает в себя: изучение ЧС природного характера, возможные последствия и системы защиты. Общие понятия о ЧС техногенного характера, их классификацию по типам и видам, изучение потенциально опасных объектов, организация защиты от ЧС техногенного происхождения.
К организационным формам можно отнести: экскурсии, ролевые игры, лекции, семинары, дебаты, практические и лабораторные работы.
К методам обучения относятся:
- словесные (лекции, рассказ, объяснение, диалог);
- практические (лабораторные и практические работы, выполнение упражнений и задач);
- наглядные (схемы, модели, учебные фильмы);
- поисковый и исследовательский (презентации, учебные проекты, рефераты);
- диагностические (тесты, контрольные работы, опрос, педагогические наблюдения).
Нетрадиционное проведение уроков, использование игр: игра - рассказчик, окажи посильную помощь, туристический слет.
Список использованных источников
1 Аношина, Т.С. Готовые экзаменационные ответы, ОБЖ, 9 класс [Текст] / Т.С. Аношина - Санкт - Петербург, Издательский центр «Тригон», 2003. - 160 с. - ISBN 5-94684-097-5.
2 Акимова Л.А, Лутовина Е.Е. Теория и методика обучения ОБЖ в школе. [Текст]
3 Лекции для проведения занятии [Электронный ресурс] // - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kchs.tomsk.gov.ru/umc/lekzia.htm.
4 Литвинов, Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, С.В. Петров - Москва, Издательский центр «АСТ - ЛТД», 1998. - 160 с. - ISBN 5-15-000348-4.
5 О примерной программе и тематическом поурочном планировании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] / С. Степанов // - Электрон. дан. - Режим доступа: http://orlova-rostov.narod.ru/Dsw/probj5-9kl.doc.
6 Примерная программа по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / ОБЖ // - Электрон. дан. - Режим доступа: http://trofimoff.21412s01.edusite.ru/p12aa1.html.
8 Программа первоначальной подготовки спасателей [Электронный ресурс] / И. Невинная // - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.extremum.spb.ru/data1/extremum/ex.nsf/pages/4.
Приложение А
Классификация ЧС по масштабам
№
Наименование ЧС
Количество пострадавших человек
Нарушены условия жизнедеятельности (человек)
Размер материального ущерба, (мрот) мин. размер оплаты труда
Границы зон распространения поражающего фактора (ПФ)
Кто, какими силами и средствами осуществляет ликвидацию ЧС
1
Локальные
Менее 10
> 100
1000
Зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производства. Или социального назначения
Силами и средствами организации (предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно правовой формы)
2
Местные
11 - 50
101 - 300
1001 - 5000
Зона ЧС не выходит за пределы нас. пункта, города, района
Силами и сред. органов местного самоуправления
3
Территориальные
51 - 500
301 - 500
5001 - 0,5 млн.
В пределах субъекта РФ
Силами и сред. органов испол. власти субъекта РФ
4
Региональные
501 - 1000
0,5 млн. - 5 млн.
В пределах двух субъектов РФ
Силами и сред. органов исполнит. власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС
5
Федеральные
Более 500
> 1000
более 5 млн.
Зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ
6
Трансграничные
ПФ ЧС выходят за пределы РФ, либо ЧС за рубежом затрагивает территорию РФ
Ликвидация ЧС осуществляется по решению правительства РФ в соответствии с нормами международного права и межд. договорами РФ
Приложение Б
Самые опасные заболевания
Заболевание
Способ распространения
Скрытый период (сутки)
Продолжительность потери работоспособности (сутки)
Смертность без лечения
Чума
Распыление в воздухе; заражение воды, пищи, предметов домашнего обихода; искусственное заражение переносчиков.
7 - 14 (при бубонной форме)
100 (при легочной и септических формах)
Туляремия
То же
3 - 6
40 - 60
5 - 8 до 30
Сибирская язва
Распыление спор в воздухе
2 - 3
7 - 14
До 100 (при легочно-кишечной форме)
САП
20 - 30 (при острой форме)
90 - 100
Мелиоидоз
1 - 5
4 - 20 (при острой форме)
95 - 100
Холера
5 - 30
10 - 80
Приложение В
Тематический план по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов
5 класс - 35 часов; 6 класс - 35 часов; 7 класс - 35 часов;
8 класс - 35 часов; 9 класс - 35 часов.
ИТОГО: 5-9 классы - 175 часов
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
I
Основы безопасности личности, общества и государства
22
26
28
35
17
1.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
12
-
2.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
10
3.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, обеспечение безопасности населения
16
4.
Современный комплекс проблем безопасности
5.
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
9
15
II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
13
7
18
6.
Основы здорового образа жизни
7.
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
11
ИТОГО:
Страницы: 1, 2, 3, 4