Рефераты. Обучение школьников решению логических задач на уроках информатики с использованием информационно–коммуникационных технологий

p align="left">3. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

5. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.

Какова же методика применения электронных учебных материалов при проведении урока в старшей школе?

При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть: применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, я также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения [30, c. 22].

Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого- педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения.

Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по информатике на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.

Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.

Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам [28, c. 56].

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования [3, c. 201].

Выводы по второй главе

Анализ педагогической, методической, и специальной литературы позволил сделать следующие выводы:

Чтобы идти в ногу со временем, учитель должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогут учителю сделать свои уроки насыщенными, яркими, запоминающимися.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе подразумевает постоянный обмен информацией с учениками, с преподавателями из своей школы, с коллегами из других школ. Этот обмен невозможен без использования цифровых носителей информации.

Заключение

В результате проделанной нами работы:

1) Изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую учебную и специальную литературу по теме исследования.

2) Рассмотрели особенности обучение школьников решению логических задач на уроках информатики.

3) Охарактеризовали особенности использования ИКТ на уроках информатики.

4) Разработали методики использования информационных технологий на уроке информатики с целью обучения школьников решению логических задач.

5) Проанализировали полученные результаты.

Так же нами были получены следующие теоретические результаты:

1) В настоящее время одна из основных задач образования - это вхождение в современное информационное общество. Одновременно происходит информатизация образования - внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования. Компьютеры имеются в достаточном количестве не только в кабинетах информатики, но и кабинетах других предметов. Основная цель информатизации образовательного пространства - повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

2)Компьютерная революция, свершившаяся на наших глазах в течение последних десятилетий, естественно затронула и систему народного образования. Компьютер в этой системе занял уникальное положение. Во-первых, он сам стал объектом изучения, а с другой стороны - явился удобным техническим средством обеспечения учебного процесса. Работу с компьютером и различными компьютерными программами изучают в школах и других учебных заведениях. Многие учащиеся используют компьютеры как вспомогательное средство при подготовке домашних заданий, сообщений, рефератов и других работ.

3)Компьютерная техника очень хорошо подходит для активизации учащихся на занятиях по любому предмету. Преподаватели самых различных дисциплин все шире и шире используют компьютеры в своей повседневной практике. Это и подготовка карточек, методических раздаточных материалов, использование средств ИКТ в качестве наглядности при объяснении нового материала, а так же различные способы закрепления и проверки усвоенных знаний.

Список литературы

1. Беляева И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе [Текст]: // ИНФО, 2007.- № 4. - 254с.

2. Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии [Текст]: Учеб. Пособие для математических факультетов педвузов / Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург, 2003. - 144 с.

3.Бочкин А.И. Методика преподавания информатики [Текст]: Учеб. пособие. - Мн.: Высш. шк., 2004. - 431 с.

4. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе [Текст]: // ИНФО, 2006.-№ 1. - 140с.

5. Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерные технологии обучения [Текст]: / Г.Р. Громов. - М: Просвещение, 2005. - 258с.

6. Гриценко В.И. Сущность информационных технологий [Текст]: / В.И. Гриценко. - М: Просвещение, 2006.- 354c.

7. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности [Текст]: / М.А. Данилов. - Казань, 2005. - 163с.

8. Дринь Б.М. Подготовка будущих учителей к преподаванию профильного курса информатики в средней школе [Текст]: // Дисс. канд. пед. наук. - 2003.- 132 с.

9. Ершова Ф.П., Роберт И.В. Дидактические проблемы компьютеризации [Текст]: - М: Просвещение, 2005. - 465с.

10. Курашов, И.В. Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем [Текст]: / И.В. Курашов // Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред. М.А. Данилова. - Казань: Таткнигиздат, 2003. - 198с.

11. Кривошеев О.А. Информационные технологии [Текст]: / О.А. Кривошеев. - М: Просвещение, 2006. - 259с.

12. Клейман Г. Возможности использования информационных технологий [Текст]: / Г. Клейман. - М: Просвещение, 2006. - 398с.

13. Кузнецов А.А. Проблемы компьютеризации [Текст]: / А.А. Кузнецов. - М: Просвещение, 2005. - 217с.

14. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст]: / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 2004. - 464 с.

15. Мануйлов В.Г. Основы информационных технологий (Программа прикладного курса для VI--IX классов с экономической подготовкой) [Текст]: // ИНФО, 1995. - № 3. - 368 с.

16. Марков С.А. Информатика как базовая наука образования [Текст]: // ИНФО, 1998. - № 6. - 89 с.

17. Машбиц Е.И., Гершунский Б.С., Талызина Н.Ф. Методические проблемы компьютеризации [Текст]: / Е.И. Машбиц. - М: Просвещение, 2005. - 456с.

18. Наумчик В. Н. Педагогический словарь [Электронный ресурс]/ В. Н. Наумчик, М. А. Праздников. - М.: Вече, 2006. - 279 с.

19. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10-11 кл. сред, шк. [Текст]: / А.Г.Гейн, В.Г.Житомирский, Е.В.Линецкий и др. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2003. - 254 с.

20. Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: монография [Текст]: / О. В. Петунин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 124 с.

21. Пейперт С. Основы использования информационных технологий [Текст]: / С. Пейперт. - М: Просвещение, 2006.- 369с.

22. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: / И. П. Подласый. - М.: Юрайт, 2007. - 540с.

23. Рубцова В.В., Тихомиров В.В. Психологические проблемы компьютеризации [Текст]: / В.В. Рубцова. - М: Просвещение, 2005. - 286с.

24. Самостоятельность. - В кн.: Психологический словарь [Текст]: - Магадан, 1996.-с. 292.

25. Сластёнин В. А. Общая педагогика. Ч. 2 [Текст]: / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Владос, 2003. - 252 с.

26. Сергеева Т.А. Компьютерные технологии [Текст]: / Т.А. Сергеева. - М: Просвещение, 2006. - 248с.

27. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. [Текст]: /- М.: Бином, 2006. - 245 с.

28. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям [Текст]: /- М.: Бином, 2002. - 56 с.

29. Фалина И.Н., Мохова М.Н. Использование методов активного обучения на уроках информатики [Текст]: //Первое сентября. Информатика. 2006. - 326 с.

30. Хантер Б. Рекомендации по использованию информационных технологий [Текст]: / Б. Хантер. - М: Просвещение, 2006. - 145с.

31. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя [Текст]: / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.

32. Ясвин, В. А. Образовательная среда [Текст]: / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

33. Шилина М.Н. Формирование познавательной самостоятельности школьников [Текст]: / М.Н. Шилина. - М: Просвещение, 2005. - 245c.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.