Рефераты. Операция над множествами как основа обучения арифметическим действиям над целыми неотрицательными числами

p align="left">1 2

3 это 1 и 2 3 это 2 и 1

6 + 3 9 - 3

6 + 2 + 1 9 - 1 - 2

3. Закрепление темы.

5 + 3

5 + 1 + 2

5 + 2 + 1

Самостоятельно

7 - 3

7 - 2 = 5

5 - 1 = 4

4. Задача.

Читают.

- О чем идет речь?

- О ягодках.

Было . На 3 ягоды уменьшилось. Сколько ягод осталось?

7 - 3 = 4 (я).

Второй урок был на тему “Сложение и вычитание числа 4”, где не применялсянаглядные пособия.

Фрагменты урока.

1. Сравнить числа.

2 3 5 5

7 4 4 4

2. Вычислить.

6 + 3 7 - 3

6 + 2 = 8 7 - 2 = 5

8 + 1 = 9 5 - 1 = 4

3. Изучение состав числа 4.

4 4 4

2 3 1

Мы провели два экспериментальных урока, где на одном уроке использовали дидактические материалы, провели предметный счет, чтобы хорошо раскрыть конкретный смысл арифметических действий сложения и вычитания числа 3, а на другом уроке тему “Сложение и вычитание числа 4” обьясняла на словах, т.е. без дидактического материала и предметного счета. Затем провели проверку знаний у детей на счет предметов. Задаются следующие вопросы:

1. Посчитай. Сколько здесь палочек? ( На столе разложены в ряд, например, 8 палочек. Отними 3.

2. Положи столько же красных кружков, сколько палочек?

3. А теперь попробуй узнать, каких кружков больше: синих или красных? (В руки ребенку дается семь синих кружков)

Таблица 1.

1 2 3 4

5

Фамилия, имя

Считает до

Счет предметов

Столько, сколько

Каких

больше (меньше)

Соотнесением

1

2

3

Байрамгулов Алик

Даутова Акида

Исяндавлетова

30

20

20

+

+

+

+

+

+

+

+

+

С помощью такой проверки мы выявляем уверенно ли справляется с заданием ребенок или с ошибками, какими способами он при этом пользуется.

Результаты были таковы:

А также наблюдали уроки учительницы первого класса Актауской муниципальной основной общеобразовательной школы Азаматовой Насимы Киньягалеевны. Наблюдали за тем, как она использует наглядные пособия как элементов множества на тему «Сложение и вычитание числа 5 числам первого десятка».

Фрагменты этого урока.

- Вот вам рисунок собаки. Она должна решить эти задачи, давайте ей поможем.

- Нарисуйте на 5 кружков меньше, чем нарисовано на доске.

На доске нарисовано семь кружков.

- Запишите числа от 1 до 5.

1, 2, 3, 4, 5.

Для продолжения нашего исследования мы провели анкетирование среди учителей начального класса Акмурунской СОШ Мамбетовой Нафисы Хайрулловны, Нугумановой Бибинур Нурисламовны, Ханафиной Гульдар Азаматовны.

Для анкеты были составлены следующие вопросы:

1. Как вы проводите ознакомление младших школьников с арифметическими действиями?

2. Какие счетные предметы помогают лучшему усвоению понятия арифметических действий?

3. Как осуществляется при обучении в математике элементы мнеожества ?

4. Возможно ли усвоение детьми понятия арифметических действий без использования предметного счета?

а) Мамбетова Нафиса Хайрулловна.

1.Ознакомление младших школьников с арифметическими действиями провожу при помощи счетного материала.

2. Лучшему усвоению понятия арифметических действий помогают счетные материалы.

3. При обучении математике элементы множества играют важную роль.

4. Усвоение понятия арифметических действий без использования счетного материала невозможно.

б) Нугуманова Бибинур Нурисламовна.

1.При помощи счета предметов провожу ознакомление с понятиями арифметических действий.

2.Лучшему усвоению понятия арифметических действий помогает наглядные счетные предметы.

3. Элементы множества помогает полностью усвоить материалы урока.

4. Усвоение понятия арифметических действий невозможно без использования предметного счета.

в) Ханафина Гульдар Азаматовна.

1.Ознакомление младших школьников с арифметическими действиями проводятся опираясь на элементы множества.

2. Предметный счет лучше помогает детям научиться считать.

3. Использование предметного счета очень хорошо помогает при обучении арифметическим действиям.

4. Без использования элементов множества невозможно детий научить навыкам счета.

Результаты анкетирования были таковы:

Использование учителями элементов множества при обучении арифметическим действиям над целыми неотрицательными числами 100 %.

При этом они утверждают, что счетное преподавание помогает детям быстро научится считать группы предметов, воспроизвести над ними арифметические операции.

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию элементов множеств при раскрытии конкретного смысла арифметических действий

В результате эксперементальной работы, опираясь на опыты работы учителей, мы можем сказать, что ни один урок по обучению арифметических действий не проводятся без использования элементов множества. Так как их использование нравится детям, с другой стороны как мы уже отмечали они помогают хорошему усвоению темы, повышает качество знаний. И самое главное, дети быстрее учатся считать, провести предметный счет, решать арифметические задачи, выяснить конкретный смысл арифметических действий.

Как отмечали учителя, применение счетного материала помогает провести уроки на должном уровне, пробудить интерес к предмету, довести до автоматизма вычисления, которые необходимы детям в жизни.

Я провела опробирование использования элементов множества по определенным темам.

Фрагменты уроков использования элементов множества.

Тема: Сколько? Больше, меньше, столько же.

4 < 5 5 = 5

5 > 4 4 = 4

Тема: Состав числа 6

Тема: Сложение и вычитание числа 3.

Проведя исследовательскую работу, мы выявили и систематизировали какие элементы множества можно использовать по определенным темам.

Соответствующие счетные материалы

Счетный материал

Числа, палочки, абак, полоски, квадраты, кружочки.

Карточки, таблицы для устного счета, сложения, вычитания, умножения, деления, наглядности для работы над составом числа.

Основные темы программы:

1.Подготовительный период

2. Нумерация

3.Арифметические действия

Счетные материалы берутся из практической деятельности. К ним можно отнести окружающие предметы, которые можно считать. Например,дома, машины, деревья, тетради, стулья, цветы и т.д.

Натуральный счетный материал

тетрадь

блокнот

ЦВЕТНЫЕ

КАРАНДАШИ

Выделяют условные (символические), с изображением математических символов:

Было

Подарила осталось

Было - ?

Схематический рисунок:

Яблоко вишня

5 руб в 2 раза дороже

сколько?

Заключение

Использование элементов множества является неотъемлимой частью при изучении арифметических действий в начальных классах. При их применении можно гарантировать хорошее качество умения считать, проведения арифметических операций над целыми неотрицательными числами,

Для младших школьников предметное преподавание имеет большое развивающее значение, т. к. способствует формированию навыков счета. Использование элементов множества является очевидным.

Мы предлагаем учителям начальных классов:

1. определить, какие элементы множества при изучении арифметических действий должны употреблятся на уроках.

2. определить, цель использования предметного счета, чтобы оно было использавано , как источник знаний.

3. не забывать,что обучение арифметическим действиям основная тема, поэтому требует тщательной подготовки к каждому уроку, продумывая каждый этап, используя для этого элементы множества.

Успешным бывает такое обучение, которое начинается с рассмотрения предметов, вещей, процессов и событий окружающей действительности как предметный счет. И альтернативные, и иннавационные системы обучения, учителя-новаторы и учителя всех классов по вертикали утверждают, что обязательное использование элементов множества при обучении арифметическим действиям.

Правильное использование элементов множества способствует развитию логического мышления и речи детей, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных арифметических действий, прийти к обобщениям, которое помогают научить считать. Использование элементов множества формирует убежденность в истинности усваиваемых детьми знаний. Важным условием является, чтобы элементы множества при изучении арифметических действий применялись достаточно и эффективно.

Список использованной литературы

1. Аргинская И.И. Математика. 1 класс. Пособие для учителя к стабильному учебнику. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова,1996.

2. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. Под ред. М.И. Моро, A.M. Пышкало. - М., 1977.

3. Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. - М., - Воронеж, 1996.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?- М., 1987.

5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.

6. Бабаев Т.И. Математическое развитие школьников. - С-П.: ”Детство-пресс”,1998.

7. Бантова М.А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М., 1984.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

9. Гнеденко Б.В. Формирование мировозрения учащихся в процессе обучения математике. - М.: Просвещение, 1991.

10. Грин Р., Лаксон Д. Введение в мир числа. - М.: “Владос”, 1984

11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

12. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте (Возрастная и педагогическая психология). / Под ред. А.В. Петровского. -М., 1983.

13. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике.- М.: Просвещение, 1991.

14. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей. - М.: Владос,1999.

15. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. -М., 1994.

16. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. - М, 1980.

17. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985.

18. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие. - М.: Академия, 2000. -

19. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 1 класс».4-е издание.- М., 1996.

20. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 2 класс». 3-е издание. - М., 1996.

21. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 3 класс». - М., 1995.

22. Каплан Б.С. Методы обучения математике. - М., 1981.

23. Леонтьев А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка. - М.: Баласс,2000.

24. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983.

25. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.

- М., 1983.

26. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 1989.

27. Метлина Л.С. Математика в начальной школе. - М.: “Просвещение”, 1984.

28. Моршнева Л.Г. Дидактический материал по математике. - М.: “Просвешение”, 1999.

29. Моро М.И. Пышкало A.M. Методика обучения математике в 1 - 3 классах. - М., 1989.

30. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Дидактический материал по математике.-М.: “Просвещение”, 1985.

31. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. Методические рекомендации. - С-П.: “Детство-пресс”, 2000.

32. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.

33. И.Н., Олехин С.Н.Примени математику. - М.: “Наука”, 1991.

34. Стойлова Л.П. Математика. - М.: Академия, 2002.

35. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д, 2000.

36. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. - М., 1976.

37. Суворова Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в мало-комплектной начальной школе. - М., 1980.

38. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, - М., 1988.

39. Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики. - М.: “Наука”, 1984.

40. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М., 1983.

41. Фридман Л.М. Математика в начальной школе - М.: “Просвещение”,1984.

42. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск, 2002.

43. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М., 1995.

44. Эрдниев П.М. Взаимнообратные действия в арифметике. - М., 1983.

45. Эрднеев П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: “Просвещение”, 1988.

46. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1986.

47. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М., 1980.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.