Рефераты. Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. Практика работы отделения срочной социальной помощи нуждающимся гражданам

p align="left">Руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической работой направлено на создание и совершенствование материальных условий, необходимых для жизни и деятельности детей, их воспитания и обучения (достаточное и разнообразное питание, правильный режим дня и т. д.). Заведующий обеспечивает оборудование и благоустройство всех помещений, участка, проведение ремонтных работ, приобретение педагогических пособий и игрушек. Он руководит всей планово-финансовой деятельностью дошкольного учреждения, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует летне-оздоровительные мероприятия, подготовку к новому учебному году, проведение детских праздников, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещения и др.

Важное место в руководстве занимают вопросы организации работы педагогического и обслуживающего персонала в соответствии с «Уставом детского сада» и «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов».

Важнейшим разделом деятельности заведующего дошкольным учреждением является руководство методической и воспитательной работой в коллективе. Он организует разнообразные ее формы, направленные на повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации всех сотрудников. Методические мероприятия вооружают педагогический коллектив новыми знаниями, умениями, рациональными методами и приемами воспитания и обучения детей и содействуют улучшению качества работы. Методическое руководство осуществляется в различных формах: педагогические советы, открытые просмотры занятий, прогулок, игр и т. д.; организация работы педагогического кабинета; целевые посещения возрастных групп, фронтальные и тематические проверки их работы; просмотр и анализ планов воспитательной работы; индивидуальные и коллективные консультации.

2.3 Педагогический совет дошкольного учреждения

Педагогический совет дошкольного учреждения -- это коллегиальный, постоянно действующий организационно-методический орган, который является одной из важнейших форм повышения профессионального мастерства воспитателей. В его задачи входит: обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей в свете решений партии и правительства, определение конкретных мероприятий по их выполнению; внедрение в практику работы «Программы воспитания в детском саду»; изучение, обобщение и распространение передового опыта и др.

Содержание работы педагогического совета определяется годовым планом. На совете обсуждаются вопросы, имеющие важное значение для улучшения качества воспитания детей и определяющие перспективы деятельности дошкольного учреждения.

Эффективность работы педагогического совета зависит от тщательности подготовки каждого его заседания, от активности воспитателей, принимающих участие в обсуждении выдвигаемых вопросов, от конкретности решений и проверки их исполнения.

В состав педагогического совета входят:

заведующий,

воспитатель-методист,

воспитатели, сестры-воспитательницы,

музыкальный руководитель,

врач (или старшая медицинская сестра),

председатель родительского комитета.

3. Государственная система подготовки кадров дошкольных работников

В нашей стране подготовка кадров дошкольных работников осуществляется в педагогических училищах и на факультетах дошкольного воспитания педагогических ВУЗов.

К подготовке специалистов дошкольного профиля предъявляются высокие требования. Учебный план педагогических училищ утверждается Министерством высшего и среднего специального образования РФ. Профессиональная подготовка будущих воспитателей осуществляется в процессе изучения анатомо-физиологических, психологических, педагогических дисциплин, необходимых для лучшего уяснения возрастных особенностей детей, содержания и методики воспитательно-образовательной работы с ними.

Существенное место в формировании высококвалифицированных специалистов дошкольного профиля принадлежит педагогической практике.

В результате теоретического и практического обучения воспитатель дошкольного учреждения должен глубоко овладеть основами марксистско-ленинского учения, методикой воспитания и обучения детей, приобрести профессиональную эрудицию и успешно применять полученные знания, умения, навыки в практической работе с детьми. По окончании педагогических училищ выпускники направляются на работу в дошкольные учреждения, где они призваны стать мастерами педагогического труда.

Лучшие учащиеся педагогических училищ и воспитатели дошкольных учреждений имеют возможность продолжать свое образование на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов. По окончании института выпускникам присваивается квалификация преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию.

Наиболее талантливые воспитатели, руководители дошкольных учреждений, получившие высшее педагогическое образование и имеющие опыт практической работы, могут продолжать обучение в аспирантуре, затем заниматься научной работой.

4. Организация дошкольных учреждений в сельской местности

Ведущим типом дошкольного учреждения на селе являются постоянно действующие детские сады.

Детские сады создаются по решению местных органов власти и содержатся за счет фондов поселкового совета (или федерального фонда) и долевого участия родителей.

Заведующий дошкольным учреждением назначается Управой поселения по согласованию с отделом образования и отчитывается перед ними за свою работу.

Комплектование групп производится в зависимости от наличия детей.

Воспитательная работа с детьми осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

Большую помощь в подборе педагогических кадров, налаживании воспитательной работы в сельском детском саду оказывают отделы народного образования, педагогические училища, факультеты дошкольного воспитания педагогических институтов.

По данным 2007 г. в системе дошкольного образования России насчитывалось 22 041 сельское дошкольное учреждение, что составляло 44,1% от общего количества дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ). В них воспитывалось 862 тыс. детей (20,3%), что на 8 тыс. детей больше, чем в 2000 г.

По данным опроса слушателей курса “Сельский детский сад: проблемы и перспективы” (Академия ПК и ПРО, 2002 г.) свыше 80% управленцев (инспекторов, руководителей ДОУ) положительно оценивают модель “детский сад - начальная школа”. Они также отмечают, что до 2010 года остро может встать проблема модификации ДОУ не только в “детские сады - школы”, но и в оздоровительно-реабилитационные центры, семейные центры духовно-нравственного воспитания, учреждения дополнительного образования. “Панацеей” респонденты считали реализацию Региональных социальных программ и деятельность Попечительских советов. По их экспертной оценке для ДОУ села малоэффективны “школьные автобусы” и группы кратковременного пребывания, но имеются большие ожидания от компьютеризации для повышения квалификации персонала. При введении долевого финансирования приоритеты отдаются региональному уровню (65%), в меньшей степени муниципальному (45%) и федеральному (49%) уровням поддержки. Специалисты указали на необходимость создания Концепции развития ДОУ села, в т.ч. с учетом потребности в ясельных группах.

Для обеспечения устойчивого развития сельских ДОУ необходима поддержка на всех уровнях.

Стоит отметить и сокращение дошкольных учреждений на селе.

К причинам сокращения числа сельских ДОУ относятся:

-снижение рождаемости в сельских районах;

-проблемы подвоза детей (отсутствие системы “школьных автобусов”);

-падение уровня жизни семей с детьми; отсутствие должной работы с родителями безнадзорных детей и др.

В связи с этим разработана федеральная целевая программа “Социальное развитие села до 2010 года” (постановление Правительства РФ от 3.12.2002 г. № 858) , среди основных задач которой отмечаются:

*повышение доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями социально-экономических преобразований экономики;

*обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;

*улучшение состояния здоровья населения за счет повышения качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры по предупреждению заболеваний и др.

Заключение

Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

-охрана жизни и укрепление здоровья детей;

-обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

-осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В Российской Федерации в 2007 году насчитывалось более 45 тыс. детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4800 тыс. детей (61,3 % детей в возрасте до 7 лет, что почти приближается к уровню 1991 года -- 63,9 %). Вместе с тем в ряде регионов сохраняется очередь на право получения места в дошкольном учреждении, что порой вынуждает родителей подавать заявление о приеме в дошкольное учреждение едва ли не сразу после рождения ребёнка. По данным Росстата, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения составляли на начало 2007 года около 1 млн. детей.

На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затрачен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей.

Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе -- на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.

Детские сады могут быть государственными, муниципальными и частными. Их посещение в России не является обязательным для детей.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.