Рефераты. Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе

Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе

31

Оглавление

  • Введение 3
    • 1. Особенности преподавания русского языка в начальной школе 7
      • 1.1 Общая характеристика предмета «Русский язык» 7
      • 1.2 Цели обучения 9
      • 1.3 Современные проблемы в преподавании русского языка 10
    • 2. Использование орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе 11
      • 2.1 Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку 11
      • 2.2 Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка 13
      • 2.3 Работа с орфографическим словарем в начальной школе 18
    • 3. Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе 20
  • Заключение 26
  • Список литературы 28
  • Приложение 30
Введение

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка Бондаренко С. М. Урок-творчество учителя // Серия «Педагогика и психология». - «Знание». - №3. - 1984. С. 8..

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника Примерные программы начального образования. Русский язык. - М.: Просвещение - АСТ, 2004. С. 3..

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных способов деятельности - ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьного - умением читать, писать, считать), в программном содержании обучения должен быть представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Необходимо не только предъявлять ребенку информацию, но также вырабатывать у него элементарные умения самообразования и творческого применения полученных знаний. Именно этот аспект обучения в начальной школе дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Актуальность этой темы проявляется ещё и в том, что в практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Известно, что одна из самых сложных тем курса русского языка является тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова», иными словами, правописание словарных слов, т. к. эти слова нельзя проверить, а нужно «запоминать или проверять по словарю». А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает. К сожалению, среди сегодняшних школьников таких немного Охлопкова М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка//Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 184.. В данной работе проанализированы способы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Цель работы: Рассмотреть использование орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности преподавания русского языка в начальной школе.

2. Изучить возможности использования орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе.

3. Провести анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.

4. Сделать выводы.

Объект исследования - орфографические словари.

Предмет исследования - орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе.

Методы исследования:

1. Изучение теоретической литературы по теме.

2. Анализ практической работы с орфографическими словарями на уроках русского языка в начальной школе.

1. Особенности преподавания русского языка в начальной школе

1.1 Общая характеристика предмета «Русский язык»

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный; букварный - основной, послебукварный - завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.) Примерные программы начального образования. Русский язык. - М.: Просвещение - АСТ, 2004. С. 9..

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

1.2 Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.