1) у них сформированы научные представления о личности, ее структуре и компонентах, условиях и факторах ее развития;
2) когда они формулируют в плане работы цель воспитания, то в этой формулировке всегда содержится информация о структурных элементах (качествах) личности, на развитие которых в первую очередь будет направлен воспитательный процесс;
3) нередко планы воспитательной работы таких педагогов содержат разделы, связанные с развитием основных потенциалов личности (интеллектуальный, ценностный, коммуникативный, физический, эстетический) или направлениями личностного развития (умственное, нравственное, физическое);
4) ни одно организуемое дело не проводится только просто ради мероприятия или для того, чтобы только отметить «красный день» календаря, ведь оно должно внести вклад в развитие детей;
5) особое внимание в ходе анализа состояния и эффективности воспитательного процесса, при составлении психолого-педагогической характеристики класса уделяется результатам развития школьников, изменениям параметров личностного развития каждого отдельного ребенка и классного сообщества в целом.
Эти отличия и детерминируют их более весомый вклад (по сравнению с другими педагогами) в развитие своих воспитанников.
Третья черта - системность осуществления воспитательного взаимодействия. Что означает профессионально управлять процессом воспитания? Это означает действовать системно. Успешно работающие классные руководители убедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного сообщества. Благодаря их усилиям, создаются уникальные и эффективные воспитательные системы классов. Посредством чего это достигается?
Во-первых, в соответствии с педагогическим замыслом классного наставника формулируется название воспитательной системы класса, которое и выполняет роль системообразующего фактора. Например:
- Самоумейка;
- Вселенная Жизнь;
- Экоград;
- Чистое озеро;
- ЖЗЛ (жизнь замечательных людей);
- Наши 25 «Я»;
- Звонница;
- Искусство быть собой;
- Зажги свою звезду;
- Мы в ответе за..;
- Дорога к себе;
- Выбор;
- Космос театра;
- Спираль времени.
Во-вторых, определяется приоритетный (доминирующий) вид (направление) деятельности как стержень воспитательного процесса, т.е. его системоинтегрирующий фактор. К примеру:
- в воспитательной системе «Звонница» - краеведческая деятельность;
- в воспитательной системе «Космос театра» - деятельность театрального объединения учащихся;
- в воспитательной системе «Чистое озеро» - экологическая деятельность;
- в воспитательной системе «Наши 25 «Я» - коллективная проектно-творческая деятельность (азбука проектов);
- в воспитательной системе «Зажги свою звезду!» - деятельность, направленная на обеспечение процесса становления и проявления индивидуальности детей.
В-третьих, предпринимаются попытки объединить воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания»:
- разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Досуг», «Общение», «Образ жизни», «Здоровье»;
- объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек»;
- систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов, как познавательный, ценностный, коммуникативный, эстетический, физический;
- формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени.
И, наконец, устанавливаются более тесные взаимосвязи между основными компонентами воспитательного процесса - целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного.
Четвертая черта - ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей. Мечта многих поколений российских педагогов - дойти до каждого ребенка - остается до сих пор несбывшейся. Чтобы она стала реальностью, надо постараться сделать процесс воспитания индивидуальностно-ориентированным, т.е. направленным на развитие и проявление индивидуальности каждого учащегося. К сожалению индивидуальности и процессу ее становления мало уделяется внимания в практической деятельности. Преобладает усеченный взгляд на этот человеческий феномен: индивидуальность рассматривается как уникальность, неповторимость, особенное в человеке и его свойствах. Очень часто за пределами рассмотрения остаются три существенных ее характеристики:
1) индивидуальность как важнейшее, системообразующее качество человека;
2) индивидуальность как этап, уровень развития индивидуума;
3) индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность, способность стать и быть самим собой.
Именно целостный, а не усеченный взгляд на индивидуальность способствует тому, что успешно работающие классные руководители избирают ее в качестве ведущего целевого ориентира в воспитательной деятельности. Не случайно в их планах воспитательной работы с детьми заметное место занимает раздел «Индивидуальная работа с учащимися», в котором предусматриваются формы и методы индивидуального взаимодействия с каждым учеником, исходя из мира интересов и увлечений ребенка, его личностных достижений, проблем в развитии. В практике классного руководства они часто используют индивидуальностно-ориентированные формы воспитательного процесса: персональные выставки и концерты, самопрезентации, смотры личностных достижений, мастерские самопроектирования, бенефисы, мастер-классы учащихся и т.п. Разработка и включение форм содействия развитию индивидуальности учеников в практическую деятельность не только обогащает и повышает качество воспитательного процесса, но и делает его привлекательным и желанным для самих детей, так как в перечисленных формах они участвуют с удовольствием и высокой активностью.
Пятая черта деятельности успешного классного руководителя - это технологичность воспитательной работы. В данном случае понятие «технология» используется в широком и узком смысле своего значения. В широком смысле под технологией понимается любая совокупность действий по достижению цели и получению какого-либо результата (продукта). В узком смысле под технологией понимают взаимосвязанную систему действий, направленную на достижение диагностируемых целевых ориентиров, выполняемую по определенному алгоритму, обладающую высокой экономичностью и возможностью повторения любым педагогом. Однако для воспитательной практики важно не столько умение учителя узнавать, в каком смысле используется понятие «технология», сколько овладение педагогом широким спектром современных педагогических технологий. Очень часто учитель более технологичен в учебном процессе, чем при построении воспитательного взаимодействия.. Арсенал эффективно работающих классных наставников более богат и включает в себя такие технологии, как:
- технология КТД;
- технология моделирования воспитательной системы класса;
- технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе;
- технология полготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа;
- игровые и коммуникативные технологии;
- технология анкетирования, тестирования и применения других методов психолого-педагогической диагностики.
Шестая черта - диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя. Педагоги, которые достигают высоких результатов в воспитательной работе, отчетливо осознают, что деятельность по развитию детей не может строиться «на глазок» - без применения средств диагностики. Диагностика отличается от обычного изучения тем, что она является многоаспектной, охватывает в исследовании большое количество объектов, проводится систематически. А, следовательно, в процессе диагностического изучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлении, предмете. Очень часто к понятию «диагностика» добавляется определение «психолого-педагогическая», подчеркивая тем самым, что в обследовании нередко применяются как педагогические приемы и методы изучения, так и психологические методики исследования. Корректное использование последних значительным образом способствует повышению эффективности диагностической деятельности педагогов, ведь психология обладает широким арсеналом средств диагностики личности и коллектива [25].
Результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией образовательного учреждения и другими участниками образовательного процесса. С этой целью в каждом образовательном учреждении разрабатывается система критериев, показателей и методов оценочно-аналитической деятельности.
Чаще всего, по мнению Е.Н. Степанова, мерилом эффективности воспитательной работы классного руководителя выступают следующие критерии:
- развитость основных потенциалов личности человека: познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического;
- успешность усвоения учащимися образовательной программы со стабильной или положительной динамикой успеваемости и качества знаний;
- сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса;
- защищенность и комфортность пребывания ребенка в классном сообществе, сохранение его здоровья;
- репутация класса;
- удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в классе и результатами работы классного руководителя [25].
Для оценивания эффективности работы классного руководителя администрацией образовательного учреждения совместно с педагогами разрабатываются системы мониторинга, отражающие качество работы классного руководителя по основным направлениям деятельности. В книге Г.Н. Сибирцовой приведена следующая система мониторинга [23].
Параметры оценки результатов деятельности классного руководителя
№
Содержание параметров
Критерии и баллы
Подтверждающие документы
1
Планирование воспитательной работы в классе
Максимум - 3 б.
· Воспитательная система класса - 3б;
· Программа воспитательной системы - 2 б;
· План-сетка - 1б
Анализ указанных документов зам. Директора по УВР, руководителем кафедры педагогики и психологии
2
Ведение методической папки классного руководителя
Максимум - 2 б.
· Наличие собственных разработок и всей необходимой документации - 2б;
· Наличие необходимой документации - 1б
Анализ материалов, представленных в папке классного руководителя ( в том числе и электронной)
3
Наличие темы самообразования и представление методических материалов по данной теме
· Представление рефератов, презентаций, методических разработок по выбранной теме - 2б;
· Наличие темы самообразования и частичная подготовка методических материалов - 1б
Подборка методических материалов за текущий период
4
Участие в экспериментальной и инновационной деятельности по воспитательной работе
· Проведение мероприятий в рамках экспериментальной работы, участие в проектной деятельности по воспитательной работе - 2б.
Представление материалов на бумажных или электронных носителях
5
Организация воспитательной работы в классе по выбранным целевым комплексным программам, разработанным в лицее
· Используются одна или несколько программ полностью - 3б;
· Используются элементы одной или нескольких программ - от 1 до 2 б.
Анализ документов, представленных в папке: циклограмма мероприятий, классная программа, архив мероприятий.
6
Наличие классных СМИ
Классная страничка на лицейском сайте - 2б;
Классная регулярная газета или иной печатный орган - 1б.
По факту
7
Позиция классного руководителя в воспитательном процессе лицея
Максимум - 2б.
· Активное участие в семинарах, педсоветах, праздниках, заседаниях кафедры ПиП; обмен опытом работы; наличие печатных работ;
· Участие в семинарах, педсоветах, заседания кафедры ПиП.
Наблюдение, проводимое администрацией лицея
8
Динамика положительных изменений психологического климата в классе
· При положительной динамике более года - 2б;
· Наличие динамики - 1б.
Результаты анкетирования учащихся и их родителей, проводимые КР и социально-педагогической службой ( по отдельному плану)
9
Активное участие учащихся класса в жизни лицея
Максимум - 5б.
· За победу в годовом конкурсе на лучший класс ( по различным номинациям) - 5б;
· За активное участие во всех общелицейских мероприятиях и конкурсах - 4 б;
· За разовое участие - от 1 до 3 б.
Рейтинг классов и результаты мероприятий.
10
Наличие и уровень самоуправления в классе
· Высокий уровень - 2б;
· Средний уровень - 1б.
Анализ плана, анкетирование учащихся.
11
Участие класса в работе органов лицейского общественного управления ( Совет лицея, органы ученического самоуправления, Пресс-центр и др.)
· За качественную работу представителей класса в органах общественного управления - 2б;
· За участие в работе - 1б.
Протоколы заседаний и рейтинг участия в данных органах ( подается координаторами данных органов)
12
Оценка внеурочной деятельности класса ( экскурсии, классные тематические часы, творческие встречи и др.)
· Высокий уровень, предполагающий разнообразие в организации жизнедеятельности класса - 2б;
Анкетирование учащихся, отчет классного руководителя в конце четверти или полугодия
13
Организация учащихся в выборе объединений дополнительного образования лицея, информирование об основных направлениях работы кружков, секций и др.
· Более 50% учащихся класса заняты в кружках и секциях лицея - 2б;
· Менее 50% учащихся заняты в системе ДО лицея - 1б.
Отчет классного руководителя в конце четверти или полугодия, результаты внутришкольного контроля
14
Участие класса в социально- значимой деятельности, региональных, всероссийских, международных конкурсах и акциях
Максимум - 4 б.
· Регулярное участие в конкурсах, акциях и соревнованиях - 4 б;
· Разовое участие - от 1 до 3 б.
15
Организация работы с родителями ( тематические родительские собрания, инд. беседы, посещение семей учащихся, ведение электронного журнала на лицейском сайте)
Максимум - 5 б.
· Высокий уровень организации работы - 4-5б;
· Средний уровень - до 3 б.
Анализ плана работы, отчет классного руководителя в конце четверти или полугодия
16
Эффективное использование современных технологий при организации воспитательной работы в классе
Максимум - 3б.
· Использование информационных технологий, в том числе мультимедийных - 3б;
· Представление отчетной документации на электронных носителях, использование лицейской локальной сети - 2б.
Отчеты, представленные в течение года, результаты внутришкольного контроля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5