Рефераты. Организация деятельности педагога дополнительного образования по проведению профессиональной ориентации школьников

p align="left">Итак, как видно из вышеприведенного возрастно-психологического анализа этапов становления профессионального самосознания, актуальной задачей психолого-педагогического сопровождения развития личности учащихся в профессиональном плане является содействие развитию профессиональных интересов.

В связи с этим особенностью профориентационной работы педагога ДО является организация работы в профориентационных центрах на базе общеобразовательных учреждений. Эти центры эффективны тогда, когда совмещены с периодическими занятиями (в том числе и в рамках элективных курсов) и выступлениями перед родителями и учителями. Именно на этих занятиях формируются реальные запросы на дополнительную информацию о мире профессий.

Профориентационный центр на базе школы является информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности учащегося в профессиональной области. Это может быть просто «Уголок профориентации» или специальный медиацентр, который, помимо собственно информационных ресурсов по теме на различных носителях, предоставляет учащимся возможность целенаправленного пользования Интернетом: участия в молодежных интернет-проектах, пользования сайтами, на которых есть игры «по профориентации» (такие уже есть), виртуального общения с различными кадровыми агентствами и профессиональными учебными заведениями. Поскольку само понятие структуры подразумевает совокупность взаимосвязанных элементов, то мы сейчас и рассмотрим основные элементы профориентационного центра в их взаимосвязи друг с другом.

Собрание профессиограмм. Профессиограмма - это описание совокупности разноуровневых характеристик работника, необходимых для успешного овладения данной профессией и профессионального роста. Зачастую в профессиограммах есть информация о сроках и способах овладения профессией, о среднем времени профессионального развития и об основных требованиях предъявляемых профессией к работнику [5, c. 17].

Есть специальные сборники, в которых собраны профессиограммы различных профессий. Обычно они классифицированы по типологии, достаточно давно предложенной Е.А. Климовым: человек - человек, человек - техника, человек - художественный образ, человек - природа и человек - знак. Тем не менее, с усилением роли информатизации, с быстро меняющимся рынком труда, стремительным появлением новых профессий и так далее профессиограммы также постоянно меняются. Более того, появляются совершенно новые профессии, под которые еще не успели составить профессиограммы. Поэтому, если у вас в библиотеке есть сборник профессиограмм пятилетней давности, то он однозначно должен быть заменен более поздним изданием. Именно заменен, потому что в связи с информатизацией мы наблюдаем укрупнение содержания многих профессий, не говоря уже о шквале абсолютно новых профессий.

Желательно, чтобы профессиограммы были снабжены наглядностью, иллюстрирующей рабочий процесс и результаты труда. Профессиограмма - это та основа, на которой педагог строит свое занятие по ознакомлению с той или иной профессией.

Сборники профориентационных тестов и анкет. Использование любых тестов и анкет требует специальной подготовки, но, в целях самопознания школьника, мы все равно можем использовать указанные сборники.

Педагог ДО помогает школьнику найти тест, необходимый для оценки тех или иных качеств или способностей, а учащийся, в свою очередь, сам его проходит и читает интерпретацию. Главное, чтобы предложенные выводы по тестам не воспринимались школьником как приговор. Необходимо уверить его, что человек - гибкое и приспосабливающееся создание, поэтому - если очень хочется - он все равно может заниматься любимой профессией вопреки всему. И всегда можно сослаться на ненаучность некоторых методик, размещаемых в разных сборниках [8, c. 19].

Книжный фонд и медиаресурсы о профессиях, популярная психологическая литература, помогающая школьнику получить информацию о свойствах своей личности, просто больше узнать о себе. Сейчас существует множество интерактивных программ, направленных на выявление профессиональных интересов старшеклассника (например, «Lifeline» и др.). Их также можно использовать педагогам ДО, но важно понимать, что, во-первых, не каждый школьник по своему личностному развитию сможет извлечь пользу из этих разработок, а, во-вторых, для качественной интерпретации нужен все-таки спецалист.

Что касается медиаресурсов, то их - огромное количество и почти нет хороших. Большинство представляют собой электронные варианты профориентационных тестов на выявление профессиональных интересов, а мы с вами уже знаем, что многие из наших учеников еще до уровня интересов и не «дошли».

Периодические издания. В каждом регионе выходят свои специальные периодические издания, которые могут называться по-разному: «Работа для вас», «Вакансия», «Персонал», «Требуются», «Деловая газета» и др. Желательно, чтобы номера были более или менее свежими: хотя бы в пределах одного-двух месяцев, поскольку ситуация на рынке вакансий может меняться достаточно стремительно.

Каталог ресурсов по теме (или картотека, рубрика в электронном каталоге) может быть выделен в рамках общего каталога или существовать отдельно, и тогда о нем можно говорить как об отдельной части в структуре профориентационного центра.

Фонд центра профориентации в школе желательно выделить как отдельный тематический раздел, обособив его и территориально, даже если помещение очень маленькое. Выставки новых поступлений по теме, выставки публикаций из периодики и рекомендательные выставки для раскрытия этой части фонда лучше тоже располагать рядом. Если картотека (или тематическая часть каталога) располагается в общем каталожном шкафу или выделена специальная рубрика в компьютерном каталоге, то возле фонда хорошо бы сделать наглядные, понятные отсылки к ним. При возможности эту часть карточного каталога или тематическую картотеку желательно приблизить к фонду [6, c. 91].

2.4 Профессиональное просвещение школьников педагогом дополнительного образования

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся педагогом ДО является профессиональное просвещение - «сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда» [10, с. 65].

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа педагогом ДО по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед педагогом ДО стоит довольно сложная задача - исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий [2, c. 13].

Планировать работу педагога ДО по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Исходя из того, что профпросвещение - процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации.

Чтобы работа педагога ДО по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, педагогу ДО нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться педагогу ДО в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы педагога ДО в этой области можно выразить так [4, c. 98]:

профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация - составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению. Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения - встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе педагога ДО по профпросвещению занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся [20, c. 28].

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.