Рефераты. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И.С. Тургенева "Ася")

p align="left">Повесть "Ася" предоставляет много возможностей для организации исследовательской деятельности учащихся.

Читая "Асю", ученики первый раз встречаются с произведением о любви, которое им предстоит обсудить в классе. От того, насколько серьезным будет это обсуждение, зависит многое в дальнейшей работе с материалом, посвященным этой теме. На наш взгляд, не стоит сосредотачиваться на разговоре о прототипах героев повести: все внимание необходимо направить на анализ текста.

Глава III. Практическая часть

Прежде чем приступить к написанию нашей работы мы выдвинули гипотезу. Чтобы подтвердить наше предположение был проведен эксперимент.

Практическое задание отрабатывалось в школе № 41 в 7 "а" классе. В эксперименте принимали участие 17 человек. На параллели седьмых классов этот класс - самый сильный. У учащихся хорошая успеваемость по литературе. На уроке дети активно работают, высказывают свои суждения, успешно выполняют самостоятельные работы. Программа по литературе, по которой обучаются школьники, предусматривает изучение повести "Ася" в 8 классе, поэтому мы изучали повесть факультативно.

Учащиеся изучают литературу по учебнику под редакцией Г.И. Беленького. В центре внимания учащихся выдающиеся произведения русских писателей. Школьники получают общее представление о писателях - их жизни и творчестве, о связи изучаемых произведений с историческими условиями, в которых они были созданы и которые в них так или иначе отразились. Можно выделить в программе две основные идеи курса литературы: любовь к родине как основа жизни человека; смысл жизни, к осознанию которого на определенном этапе подходит человек. Патриотическая идея выражена в ряде произведений в прямой форме.

Изучение литературы в седьмом классе играет важнейшую роль, так как именно в этот период происходит интенсивное формирование ценностной ориентации школьников. В этой ситуации повышается роль личности учителя, становятся особенно важными нравственные проблемы, поднимаемые литературой.

Содержание курса учитывает читательские интересы и возрастные особенности школьников.

При изучении произведения педагогу важно учитывать все стадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом: первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценку.

Ученик движется от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного. Авторы программы рекомендуют учителю обращать внимание на работу по развитию речи, на расширение словарного запаса учащихся, на умение формулировать собственные мысли и впечатления.

Перед тем как приступить к изучению повести "Ася", мы провели с учащимися анкету. В анкете были предложены вопросы, касающиеся жизни и творчества писателя и несколько вопросов по повести "Ася". Ни один из учащихся не справился с анкетой. 11% допустили по семь и по шесть ошибок, 41% учащихся допустили пять ошибок, 23% допустили четыре ошибки, 6% допустили три ошибки и одну ошибку. Большинство ошибок было допущено в вопросах, которые касаются понимания учащимися повести "Ася".

Конспект урока.

Класс 7 "а".

Тема: Тема любви в повести Ивана Сергеевича Тургенева "Ася".

Цели:

Обучающие - подготовить учащихся к восприятию повести "Ася"; проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за ее развитием; выявить, с помощью каких средств автор передает психологическое состояние героев; обучение анализу эпизода.

Развивающие - формировать навыки устной связной речи; формировать навыки выразительного чтения.

Воспитательные - формировать у учащихся интерес к русской литературе; способствовать воспитанию у учащихся нравственных качеств.

Методические приемы: слово учителя, беседа, выразительное чтение, анализ художественного текста.

Тип анализа: анализ развития действия с элементами анализа художественного образа.

Ход урока:

Любовь, любовь - загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты или благодать?

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Оргмомент

Подготови-тельный этап

Беседа по содержанию повести

Анализ 16 главы.

Обобщение. Вопросы для обобщения.

Подведение итогов.

Приветствие учащихся. Сообщение числа и темы урока.

Микроцель: подготовить учащихся к восприятию повести "Ася".

Учитель читает строки эпиграфа.

- Урок, посвященный повести "Ася", мы не случайно начали с чтения этих стихотворных строк. Любовь… Это, наверное, самое важное и сокровенное из всех человеческих чувств. А Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом вспоминает рождение вечно юного чувства - любви.

Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь - это что такое? Как первой сказать "люблю" человеку, в котором ты не совсем уверенна? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто любит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.

Вопросы и вопросы… Прямых ответов на них мы не найдем у Тургенева, но все Тургеневские герои проходят "испытание любовью", своего рода проверку на жизнеспособность. А при слове "тургеневская девушка" возникает ряд особенных видений:

И там вдали, где роща так туманна,

Где луг едва трепещет над тропой,-

Елена, Лиза, Маша, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна -

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И действенной и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты.

Три повести: "Ася", "Первая любовь", "Вешние воды" - Тургенев написал о первой любви. В основу "Аси" легли биографические черты.

В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь - Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение ее было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла Полю злорадно "барышней".

В 1859 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание - словом точь-в-точь история Аси, история ее странной жизни, сотканной из противоречий.

Учитель обращает внимание учащихся на слова, записанные на доске:

У счастья нет завтрашнего дня…

У него есть настоящее - и то не день - а мгновенье

И.С. Тургенев

А счастье было так возможно…

А.С. Пушкин

- В конце сегодняшнего занятия нам с вами предстоит ответить на вопрос: "Почему у счастья нет завтрашнего дня, что помешало главным героям стать счастливыми?"

- Понравилась ли вам повесть?

- Кто из героев произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

- Какие эпизоды, с вашей точки зрения, являются наиболее важными и почему?

- Как состоялось знакомство Н.Н. и Аси?

- Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства?

- Где встретили Н.Н. и Гагин Асю на второй день знакомства? О чем это говорит?

- Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом.

- Как же заканчивается второй день знакомства?

- Прошли две недели ежедневных встреч. Н.Н. все более огорчался ревнивым подозрением и, хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства.

- Какое же настроение было доминирующим в этот период?

- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася не брат и сестра?

- Какие чувства овладевают героем после этого?

- Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа брата? Как меняется его душевное состояние?

- Как вы понимаете слова Аси: "Если бы мы с вами были птицы - как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…"?

- Что чувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, веселого вальсирования с Асей и ее призыва вообразить, что них выросли крылья?

- Как Тургенев через пейзажную зарисовку (гл. 10) помогает читателям, понять психологически состояние героя в этот момент?

Микроцель: определить роль 16 главы в повести.

"Сцена свидания Аси и Н.Н. в доме фрау Луизе"

- Какие события описаны в данной главе?

- В каком состоянии шел Н.Н. на свидание с Асей?

- Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?

- В чем он обвиняет Асю?

- В чем хочет оправдать себя?

- Как Ася ведет себя во время отповеди?

- Как вы поняли, какую роль играет эта глава в повести?

- Главная тема повести - любовь, в основе сюжета - история любви. Как вы думаете, почему эта любовь закончилась разлукой?

- Повесть называется "Ася", по имени главной героини. Как вы думаете, почему? Можно ли назвать Асю красавицей?

Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой "тургеневской девушки". В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. - Что же создает представление об Асе?

- А теперь давайте вернемся к вопросу, который мы задали в самом начале нашего занятия.

- Так почему же не состоялось счастье героев?

Приветствие учителя. Запись числа и темы урока.

- Господин Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

- На уступе стены, на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

- Неприязнь, досада.

Герой не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу; то ревнивое подозрение, что Гагины не родственники.

Настойчивое любопытство, некоторая досада на загадочное, необъяснимое поведение девушки, стремление понять ее внутренний мир.

- Подслушанный разговор в беседке.

- Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но читатель уже понимает, что его захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от него он уходит в горы.

Выборочный пересказ истории Аси.

- Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет свое состояние: "Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце: точно мне втихомолку меду туда налили…".

- Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью.

- Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой - упоение радостью сближения; в нем загоралась жажда счастья.

Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь "пейзажем" души. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой еще не смел назвать по имени. Герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: "Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо".

Сомнения, колебания.

- Сцена свидания, в которой читатель в последний раз встречается с главной героиней повести, окончательно проясняет сложный, противоречивый характер Аси. Испытав в короткое время свидания целую гамму чувств - от робости, мгновенной вспышки счастья до стыда и отчаяния, Ася находит в себе силы сама прекратить мучительную сцену и, победив свою слабость, "с быстротою молнии" исчезает, оставив Н.Н. в полной растерянности.

- Из-за внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

- Так как она не только оказалась главной, т.е. лучшей, по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти рассказчика.

- Учащиеся находят в тексте детали портрета. Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю очень миловидной.

- Основное представление об Асе создают ее поступки, ее поведение в разных ситуациях.

- Потому что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием; он тогда в себе не чувствовал того, что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви к нему пришло позднее. Причины жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов

Рассказывает заранее подготовленный учащийся.

Один из учащихся зачитывает слова, записанные на доске.

С привлечением текста.

Зачитать начало 6 главы

Зачитывается конец 6 - начало 7 главы.

Глава 9.

Как мы уже отмечали, повесть "Ася" предоставляет много возможностей для организации учебной деятельности учащихся. Основным приемом, помогающим организовать исследовательскую деятельность учащихся, на нашем уроке был прием постановки проблемных вопросов и заданий. Одному из учащихся заранее было предложено исследовательское задание: необходимо было ответить на вопрос - "Какие биографические сведения легли в основу повести?". Также, перед тем как начать беседу по повести "Ася" перед учащимися был поставлен проблемный вопрос, на который они должны были ответить в конце нашего урока: "Почему не состоялось счастье героев?". Помимо этого, по ходу беседы учащимся также предлагались различные проблемные вопросы (Какую роль занимает 16 глава в повести? Можно ли назвать Асю "тургеневской девушкой?").

После завершения урока с учащимися было проведено повторное анкетирование. Мы получили следующие результаты: 24% учащихся выполнили работу без ошибок, 6% допустили одну ошибку, 23% допустили две ошибки, 6% допустили три ошибки, 18% допустили четыре ошибки, 17% допустили пять ошибок, 5% допустили одну ошибку.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Организация исследовательской деятельности учащихся во время проведения нашего урока способствовала более глубокому восприятию художественного текста. Это также подтвердилось и результатами анкетирования учащихся.

Заключение

Мы можем сделать вывод, что исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности.

Исследовательская работа как метод преподавания - это развитие умения самостоятельного анализа литературного произведения. Основной прием при исследовательском методе преподавания - это постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Конечно, исследовательская деятельность не может охватить весь педагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил. Тем не менее, исследовательская деятельность необходима при проведении современного урока литературы, ведь современный урок - это, прежде всего, такой урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика. В силу своей гибкости, вариативности, будучи зоной свободного поиска, исследовательская работа непосредственно откликается на интересы и потребности учащихся, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов.

Не смотря на то, что исследовательская деятельность не обеспечивает решения учебных проблем, требующих чувственно-образного мышления, то есть деятельности, носящей характер практического или художественного творчества, она связана с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием, с практической деятельностью учащихся, со сбором дополнительной информации, новых фактов из различных источников. Исследовательская деятельность в результате решения теоретической проблемы позволяет ученику "открыть" новое знание или способ действия.

Исходя из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что исследовательская деятельность помогает повысить глубину осознания и понимания произведения, а также, способствует более эффективному восприятию литературного произведения школьниками. Поэтому, именно сейчас возникла настоятельная потребность разобраться в специфике ученического исследования по литературе, в методике организации исследовательской деятельности школьников.

Литература

1. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

3. Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. - М.: Просвещение, 2002.

4. Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Вако, 2005.

5. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1986.

6. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

7. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.

8. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.

9. Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. - М., 1969.

10. Методика преподавания литературы. Подред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. В2-хчастях. Ч.1. -- М.,2002.

11. Методика преподавания литературы: Под ред. З. Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.

12. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в школе. - М., 1971.

13. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1985.

14. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2 Т. 11. "Язык. Художественная литература". М., "Просвещение", 1968.

15. История русской литературы 19 века: Вторая половина: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов / Н. Н. Скатов, Ю. В. Лебедев, А. И. Журавлев и др.; Под ред. Н. Н. Скатова - М.: Просвещение, 1987.

16. Литература: Справ. Шк. / Науч. Разработка и сост. Н. Г. Быковой. - М.: Филолог, центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.

17. Литературный энциклопедический словарь./ Под общей редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М., 1987

18. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1/ Гл. ред. В. В. Давыдов. - М., 1993

19. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

20. Анненков П. В. Литературные воспоминания. - М.: Художественная литература, 1983.

21. Быстрова Л.П. Формирование самообразовательных усилий // РЯШ. - 1992. - №1.

22. Велкова Н. М. Философия любви в России. - М.: Просвещение, 1991.

23. Лебедев Ю. В. Русская литература 19 века. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002.

24. . Мадер Р.Д. Первые шаги в научном поиске // Литература в школе. - 1981. - № 12.

25. Поспелов С. Н. История русской литературы 19 века. - М.: Просвещение, 1981.

26. Чернышевский Н. Г. Письма без адреса /Вступ. статья и коммент. А. Ф. Смирнова - М.: Современник, 1983.

27. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева - М.: Просвещение, 1997.

28. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1996.

29. Харитонова О. Н. Повесть И. С. Тургенева "Ася" на уроках литературы в 8 классе. // Литература в школе. - 1994г. - №6.

30. Калинина И. В. История одной любви: урок в 8 классе по повести И. С. Тургенева "Ася" // Литература в школе - 1994 г. - №6.

31. Пашинин И. И. Повесть "Ася" в системе уроков по творчеству Тургенева. // Литература в школе. - 1996 г. - №3.

32. Тургенев И. С. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе - М.: Дрофа, 2005.

Приложение

Анкета

1. Тургенева звали:

· Иван Степанович;

· Иван Семенович;

· Иван Сергеевич.

2. Годы жизни писателя:

· 1918 - 1993;

· 1818 - 1883;

· 1718 - 1783.

3. Назовите первый печатный рассказ из цикла И.С. Тургенева "Записки охотника":

· "Бирюк";

· "Два охотника";

· Хорь и Калиныч".

4. Основная тема "Записок охотника":

· Тема любви;

· Тема обличения крепостного права;

· Тема поиска смысла жизни.

5. Какой образ вошел в литературу вместе с произведениями И.С. Тургенева:

· Образ "тургеневской девушки";

· Образ "тургеневской любви";

· Образ "тургеневской России".

6. Какое женское имя было вынесено в заглавие одной из повестей И.С. Тургенева?

· Ася;

· Арина;

· Лиза.

7. Повесть "Ася" входит в цикл рассказов:

· "Вешние воды";

· "Ася";

· "Первая любовь".

8. Основная тема повести "Ася":

· Тема любви;

· Тема обличения крепостного права;

· Тема поиска смысла жизни.

9. Как автор раскрывает особенности характера героини?

· Через описание пейзажных зарисовок;

· Через описание внешности, поступков Аси;

· Особенности характера героини мы узнаем из рассказа ее брата.

10. Какой эпизод помогает окончательно понять сложный и противоречивый характер главной героини повести:

· Сцена свидания Аси и Н.Н в доме фрау Луизе;

· Встреча на развалинах феодального замка;

· Знакомство Н.Н с Гагиными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.