Рефераты. Организация логопедической работы в дошкольном учреждении

p align="left">31. Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. Селиверстова В.И. _ М.: «Просвещение», 1988.

32. Селиверстов В.И., Волосовец Т.В., Дементьева С.Г. О некоторых аспектах государственной политики в области защиты семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии // Логопедия. № 4, 2006.

33. Селиверстов В.И., Ляпидевский С.С. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. - М., 1968.

34. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 1999.

35. Тишина Л.А., Кузахметова Г.Р. Влияние словарной работы на развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2007. № 2.

36. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент, 1997.

37. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М., 1999.

38. Филичева Т.Б., Соболева Развитие речи дошкольников. М., 2005.

39. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.

40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение, воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004.

41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Ч. II. М.: Альфа, 1993.

42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007.

43. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Учебное пособие. - М.: «Просвещение», 1989.

44. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М., 2002.

45. Хрестоматия по логопедии в двух томах / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

46. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2003.

47. Яшина В.А. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. № 8, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программные принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи

(по Р.Е.Левиной)

1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

2. Принцип развития речи и опоры на онтогенез, предполагающий анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития.

3. Принцип взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка): развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.

4. Принцип дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения.

5. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов; их выявление лежит в основе воздействий на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

(Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007. С. 51-52)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема логопедического обследования детей

экспериментальной группы

Поступил в логопедическую группу _______________________________ с направлением ПМПК

1.Дата поступления ребенка в группу_______________________________________________________

2.Фамилия, имя _________________________________________________________________________

3.Возраст ________________________________________________________________________

4.Домашний адрес _________________________________________________________________

5.Откуда поступил ребенок_______________________________________________________________

6.Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место работы мать:________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

отец:_____________________________________________________________________________

7.Анамнез:________________________________________________________________________

От какой беременности по счету?________________________________________________________

Как протекала беременность и роды?____________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Когда закричал?_______________________________________________________________________

Как протекало физическое развитие:

стал держать головку________________________________ сидеть_______________________

вставать___________________________________________ходить_______________________

Какие заболевания перенес до года?______________________________________________________

Речевое развитие ребенка:

гуление _______________ лепет________________ первые слова ______________________________

речь фразой___________________________________________________________________________

Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Как быстро наращивался словарный запас?____ ______________________________________

8. Слух ________________________________________________________________________________

9. Зрение ____________________________________________________________________________

10. Интеллект ________________________________________________________________________

11. Речевая среда и социальные условия _________________________________________________

Обращались ли раньше к логопеду? Как долго длились занятия? Их результативность?

_________________________________________________________________________________

Как сам ребенок относится к речевому дефекту?_________________________________________________________________________

12. Общее звучание речи_____________________________________________________________________________

темп____________________________ голос __________________________ разборчивость________________________________________________

дыхание_____________________________________________________

13. Обследование артикуляционного аппарата:

подвижность______________________________ правильность прикуса_____________________

строение неба_______________________________ зубов ________________________________ языка _______________________________________ состояние подъязычной уздечки ________

________________________ губы и их подвижность_________________________________

14. Состояние общей моторики (координирование движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Общее развитие ребенка:

а) разговорно-описательная беседа:

Как тебя зовут? _________________________________________________

Сколько тебе лет? _______________________________________________

Где ты живешь? ________________________________________________

Как зовут маму? _________________________________ папу? ________________________

Кем работают мама? _____________________________ папа? ________________________

Есть ли у тебя друзья? __________________________________________________________

Разрезные картинки: ______________________________________________________________

Пирамидка: _____________________________________________________________________

б) счет прямой ________________________________ обратный ________________________

счетные операции ____________________________________________________________

в) геометрические формы ________________________________________________________

г) основные цвета _______________________________________________________________

оттеночные __________________________________________________________________

д) классификация предметов ______________________________________________________

е) ориентация во времени __________________________________________________________

ж) в пространстве ________________________________________________________________

16. Обследование понимания речи:

выполнение инструкций ________________________________________________________

понимание предлогов ___________________________________________________________

числа________________________ рода ________________________ падежа _____________

17. Обследование связной речи:

а) составление рассказа по картинке ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) составление рассказа по серии картин

_____________________________________________________________________________

в) пересказ ___________________________________________________________________

г) рассказ описание или рассказ по представлению _________________________________

_____________________________________________________________________________

18. Обследование грамматического строя:

а) образование множ. числа имен сущ. и род. пад. имен сущ. множ.:

мост _______________________________________________________________________

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.