32. Селиверстов В.И., Волосовец Т.В., Дементьева С.Г. О некоторых аспектах государственной политики в области защиты семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии // Логопедия. № 4, 2006.
33. Селиверстов В.И., Ляпидевский С.С. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. - М., 1968.
34. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 1999.
35. Тишина Л.А., Кузахметова Г.Р. Влияние словарной работы на развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2007. № 2.
36. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент, 1997.
37. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М., 1999.
38. Филичева Т.Б., Соболева Развитие речи дошкольников. М., 2005.
39. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение, воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004.
41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Ч. II. М.: Альфа, 1993.
42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007.
43. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Учебное пособие. - М.: «Просвещение», 1989.
44. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М., 2002.
45. Хрестоматия по логопедии в двух томах / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
46. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2003.
47. Яшина В.А. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. № 8, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программные принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи
(по Р.Е.Левиной)
1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
2. Принцип развития речи и опоры на онтогенез, предполагающий анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития.
3. Принцип взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка): развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.
4. Принцип дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения.
5. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов; их выявление лежит в основе воздействий на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.
(Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007. С. 51-52)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема логопедического обследования детей
экспериментальной группы
Поступил в логопедическую группу _______________________________ с направлением ПМПК
1.Дата поступления ребенка в группу_______________________________________________________
2.Фамилия, имя _________________________________________________________________________
3.Возраст ________________________________________________________________________
4.Домашний адрес _________________________________________________________________
5.Откуда поступил ребенок_______________________________________________________________
6.Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место работы мать:________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
отец:_____________________________________________________________________________
7.Анамнез:________________________________________________________________________
От какой беременности по счету?________________________________________________________
Как протекала беременность и роды?____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Когда закричал?_______________________________________________________________________
Как протекало физическое развитие:
стал держать головку________________________________ сидеть_______________________
вставать___________________________________________ходить_______________________
Какие заболевания перенес до года?______________________________________________________
Речевое развитие ребенка:
гуление _______________ лепет________________ первые слова ______________________________
речь фразой___________________________________________________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями _________________________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас?____ ______________________________________
8. Слух ________________________________________________________________________________
9. Зрение ____________________________________________________________________________
10. Интеллект ________________________________________________________________________
11. Речевая среда и социальные условия _________________________________________________
Обращались ли раньше к логопеду? Как долго длились занятия? Их результативность?
Как сам ребенок относится к речевому дефекту?_________________________________________________________________________
12. Общее звучание речи_____________________________________________________________________________
темп____________________________ голос __________________________ разборчивость________________________________________________
дыхание_____________________________________________________
13. Обследование артикуляционного аппарата:
подвижность______________________________ правильность прикуса_____________________
строение неба_______________________________ зубов ________________________________ языка _______________________________________ состояние подъязычной уздечки ________
________________________ губы и их подвижность_________________________________
14. Состояние общей моторики (координирование движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Общее развитие ребенка:
а) разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут? _________________________________________________
Сколько тебе лет? _______________________________________________
Где ты живешь? ________________________________________________
Как зовут маму? _________________________________ папу? ________________________
Кем работают мама? _____________________________ папа? ________________________
Есть ли у тебя друзья? __________________________________________________________
Разрезные картинки: ______________________________________________________________
Пирамидка: _____________________________________________________________________
б) счет прямой ________________________________ обратный ________________________
счетные операции ____________________________________________________________
в) геометрические формы ________________________________________________________
г) основные цвета _______________________________________________________________
оттеночные __________________________________________________________________
д) классификация предметов ______________________________________________________
е) ориентация во времени __________________________________________________________
ж) в пространстве ________________________________________________________________
16. Обследование понимания речи:
выполнение инструкций ________________________________________________________
понимание предлогов ___________________________________________________________
числа________________________ рода ________________________ падежа _____________
17. Обследование связной речи:
а) составление рассказа по картинке ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) составление рассказа по серии картин
в) пересказ ___________________________________________________________________
г) рассказ описание или рассказ по представлению _________________________________
18. Обследование грамматического строя:
а) образование множ. числа имен сущ. и род. пад. имен сущ. множ.:
мост _______________________________________________________________________
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10