С.Г. Молчанов приводит следующее определение методической работы: «Методическая работа - составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия. Предметом методической работы выступают не только средства профессионально-педагогической коммуникации, но и содержание обучения (учебные материалы)» [39].
Ю.К. Бабанский рассматривает методическую работу как целостную систему мер, действий и мероприятий, направленных на достижение единых целей и задач. А такой подход предполагает выделение и анализ всех компонентов системы методической работы в образовательном учреждении, связей между ними, структуры системы, ее функций, происходящих в ней процессов управления и самоуправления [4].
Каковы же основные компоненты методической работы как системы? Ответ на этот вопрос можно получить, взяв за основу выявленные в дидактике основные компоненты системы обучения, ведь при всем своем своеобразии методическая работа в образовательном учреждении представляет собой особый, частный случай обучения. Сердцевиной этой системы, ее основой является взаимодействие людей-участников, методической работы. Сегодня в связи с расширением и усложнением задач образовательного учреждения, ее связей с окружающей социальной средой в роли объектов методической работы выступают не только педагоги, но и родители, органы ученического, самоуправления, сторонние заинтересованные организации (М.М. Поташник, Ю.К. Бабанский) [4].
В роли субъектов методической работы выступают, прежде всего, руководители образовательных учреждений, их заместители по учебно-воспитательной работе, призванные руководить методической деятельностью в соответствии с уставом, председатели методических объединений педагогов, специалистов, педагоги-наставники, руководители творческих групп. Таким образом, методическая работа по самой своей природе является очень демократичной, предусматривает роль каждого педагога не только как объекта управления, но и как активного участника повышения собственной квалификации и мастерства (Н.В. Немова, Н.П. Мишуров, М.Л. Портнов) [7].
Наряду с людьми, в интересах обеспечения их продуктивного взаимодействия в системе методической работы существуют такие компоненты, как цель, задачи, содержание, организационные формы, методы и средства, условия повышения квалификации педагогов в образовательном учреждении, а также получаемые в ходе работы позитивные сдвиги-результаты. Единство и взаимосвязь всех компонентов системы методической работы ведут к повышению целостности, а значит и к росту результативности методической работы. Ослабление же внимания к любому из компонентов или к установлению связей между ними, их неподчинение главным целям неизбежно ведет к снижению качества, потере эффективности, перегрузке, отрицательному отношению части педагогов к самообразованию и повышению профессионального мастерства и другим нежелательным последствиям [8].
Методическая работа в образовательном учреждении занимает особое место в системе управления, тесно связана с его основными задачами и функциями.
Таким образом, методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.
Методическая работа - важный аспект повышения квалификации, который обеспечивает беспрерывность после-дипломного педагогического образования, взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы.
Целью методической работы является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала и, в конечном счете - повышение эффективности и качества педагогического процесса [4].
Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.
Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу.
Методическая работа представляет собой процесс совершенствования профессионального мастерства в межкурсовой период и развития личности педагогов путем самообразования и участия в коллективных формах обучения: методических объединениях, семинарах, проблемных группах, исследовательско-экспериментальной работе и др.
Основные задачи методической работы [39]:
· Обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы.
· Систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики.
· Стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.
· Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном заведении.
· Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
1.2 Методы и формы методической работы
Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы НПО - коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели [7].
Коллективная методическая работа, прежде всею, выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического совета - высшего органа учебного заведения. К коллективным видам методической деятельности относится также участие в работе методических комиссий, в инструкционно-методических совещаниях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах.
Педагогический совет по Уставу учебного заведения вправе решать все вопросы жизни училища, но - применительно к методической деятельности - это, прежде всего, вопросы, связанные с постановкой учебно-воспитательного процесса (рисунок 1) [9]. Подчеркнем: мерилом и конечной целью всей деятельности педсовета является повышение роста педагогического мастерства: и улучшение эффективности педагогической деятельности.
Это же цели посвящены и вопросы, рассматриваемые на объединениях преподавателей и мастеров, которые традиционно называются, методическими комиссиями. Занимаясь частными проблемами, связанными с разработкой конкретной деятельности мастеров и преподавателей, методическая комиссия в основном охватывает все направления в своей работе [42]:
1) изучение и разработка учебно-методической документации;
2) повышение качества учебно-воспитательной работы;
З) повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.
Первое направление охватывает:
· изучение новой учебно-программной документации и коррективы действующей рабочей программы (при необходимости);
· рассмотрение авторских программ обучения;
Рисунок 1. Функции педагогического совета
· обсуждение перечней учебно-производственных работ по профессиям;
· обсуждение перечней проверочных и квалификационных работ;
· обсуждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-технологической документации, критериев оценок типичных работ, величины ученических норм и др.;
· обсуждение детальных программ производственной практики и т.п.
Второе направление включает:
· проведение и анализ открытых уроков;
· организацию взаимопосещения занятий членами комиссии;
· обмен опытом (доклады опытных мастеров) учебно-воспитательной работы в группе;
· коллективное обсуждение отдельных направлений совершенствования процесса производственного обучения;
· обсуждение методических рекомендаций по различным вопросам учебной деятельности их внедрения в практику работы мастеров и преподавателей;
· рассмотрение паспортов комплексного методического оснащения специализированных и типовых учебных мастерских и кабинетов;
· анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;
· обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпускных экзаменов и т.д.
Третье направление деятельности методической комиссии преследует организацию систематического повышения уровня квалификации ее членов. Это предполагает мероприятия такого рода:
· обзоры новых изданий педагогической и методической литературы;
· обсуждение конкретных публикаций по вопросам инновационных технологий, путей совершенствования производственного обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практики и др.;
· организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкурсов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического творчества в группах и т. п.;
· обсуждение рефератов и докладов, подготовленных на педагогические чтения, конференции инженерно-педагогических работников и т.п.;
· заслушивание обзоров научно-технической информации и др.
Даже далеко не полное перечисление вопросов, находящихся в компетенции методических комиссий, показывает широкие горизонты этой важнейшей коллективной деятельности в учебном заведении.
Методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием [39].
Участники четырех проблемных групп, представляющих собой творческие лаборатории, решают конкретные проблемы, актуальные для отдельных педагогов, на основе анализа причин, приведших к появлению этих проблем, занимаются поиском путей их преодоления, исходя из собственного опыта, а также способов и методов, представленных в педагогической или методической литературе.
Школа молодого педагога оказывает методическую помощь начинающим педагогам, испытывающим затруднения в своей практической деятельности; пропагандирует достижения как педколлектива в целом, так и педагогической науки; занимается формированием нового педагогического мышления [34].
Временные творческие коллективы создаются только на период решения определенной проблемы, а затем самораспускаются. К их функциям относятся: экспертиза разработки учебно-планирующей документации; корректировка учебных программ по профессиям; обсуждение и утверждение текстов контрольных работ и экзаменационных билетов. Заседания там проходят в форме дискуссии, в процессе которой обсуждаются «срезовые знания», вопросы тестирования учащихся, тексты контрольных работ, авторские программы [59], отчеты о проведении предметных недель и творческие отчеты по профессиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4