Рефераты. Организация образовательной деятельности

тветы на эти вопросы представляют собой общий технологичный цикл получения и усвоения знаний обучаемым: выбор учащимся образовательного учреждения для приобретения необходимого образования и формы получения образования, посещение различных видов учебных занятий, использование обучаемыми эффективных средств и методов для более качественной подготовки обучаемых, успешное завершение обучения.

Однако механизм усвоения знаний, их закрепление и формирование готовности применения их на практике может иметь определенную логику.

В процессе обучения в ходе различных занятий обучаемый слышит (воспринимает) информацию, осмысливает (пытается понять) услышанное, самостоятельно углубляет в процессе чтения полученную информацию, а в ходе ответов или письменных работ выражает свои мысли по поводу воспринятой в процессе учебы информации.

Слушание (аудирование) является видом речевой деятельности человека и представляет собой процесс отражения в сознании обучаемого вербализированной информации о предметах и явлениях окружающего мира.

Слушание характеризуется включенностью обучаемого в активную познавательную деятельность. В процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

Обучаемый воспринимает речевое сообщение с предположения о возможном характере получаемой информации. Для этого процесса характерна разная (в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемого) глубина и уровень прогнозирования смысла сообщения и хода развития мысли. Вместе с тем обучаемому необходимо помнить, что словесное сообщение, предназначенное для восприятия, заключает в себе помимо смыслового значения, звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к аудитории в целом. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т.п. - все это непосредственным образом отражается на восприятии обучаемыми информации. Возникающие у них в процессе слушания эмоции находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью преподавателя образов и представлений.

Данный процесс речевой деятельности достаточно сложен из-за необходимости поддержания обучаемых в достаточно длительном временном интервале познавательной активности, высокой концентрации на смысловом содержании услышанного, моментальном анализе и переработке воспринимаемой информации, ее запоминании и последующем воспроизведении.

Понимание - это мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления. Понимание представляет собой необходимое условие процесса обучения и вместе с тем выступает продуктом общения и совместной деятельности обучающего и обучаемых. Понимание осуществляется в актах внутренней речи обучаемого и раскрывает ему мотивы, цели и содержание обращенного к нему действия, речи, поступка, наглядной демонстрации со стороны обучающего.

В ходе данного процесса обучаемый систематизирует полученную информацию, усваивает основные понятия и связи между ними. Как показывают исследования, осмысленного (понятого) материала обучаемый способен усвоить в 15-20 раз больше, чем неосмысленного. Кроме этого, процесс понимания представляет собой этап превращения полученных знаний в убеждения.

Поскольку обучение предполагает взаимодействие обучающего и обучаемых, то важным моментом образовательного процесса выступает коммуникация и присущее этому взаимодействию его речевое сопровождение в процессе общения. В образовательном процессе говорение представляет собой внешнюю, произносимую и воспринимаемую на слух речь и выступает как средство выражения мыслей, результат их образования и развития.

Говорение обучаемого в учебном процессе может носить функцию сообщения, когда обучаемый высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Это требует определенной подготовленности говорящего, так как его высказываемые мысли должны быть логически связаны, их изложение требует систематизации.

Важным моментом в процессе обучения выступает расширение обучаемым имеющихся знаний при помощи чтения. Чтение выступает как активный самостоятельный познавательный процесс целостного восприятия учащимся знаковой информации.

Специалисты выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр, чтение-сканирование, выборочное, быстрое и углубленное.

Чтение-просмотр используется при предварительном знакомстве с книгой или учебным материалом. Для того чтобы быстро определить их содержание и ключевые проблемы, быстро прочитываются аннотации, оглавление и заключение.

Чтение-сканирование представляет собой краткий просмотр текста с целью поиска нужной информации, фамилии, слова, факта.

При выборочном чтении избирательно читаются отдельные разделы, части книги или учебника. Читающий ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые его интересуют. Способ выборочного чтения очень часто используется при вторичном чтении книги или после ее предварительного просмотра.

Быстрое чтение (иногда такой способ называют скорочтением) базируется на расширенном оперативном поле зрения человека. Специальными тренировками можно добиться разведения зрительных осей глаз, в результате чего в поле зрения удерживается сразу несколько слов или вся строка книги. Поэтому взгляд человека движется уже не слева направо вдоль строк, а сверху вниз, что значительно сокращает время на чтение. Конкретные методики освоения техники быстрого чтения изложены в специальной литературе.

В ходе углубленного чтения основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается аналитическим, творческим. Текст не просто прочитывается и выделяются непонятные места, но и критически анализируется его содержание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргументах, дается самостоятельное толкование положениям и выводам. Данным способом читаются учебники, тексты по незнакомым, сложным темам.

Внешней формой сопровождения процесса обучения является выполнение письменных работ учащихся. Письмо - это речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия, закрепленная в виде письменного текста.

С точки зрения используемых в письменной речи средств, она обладает определенной спецификой, выделяемой на трех уровнях:

- в ней используется графический код (письменность);

- существуют отличия в языковой организации письменной речи, например, в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т.п. используется интонация, а в письменной речи те же функции выполняются при помощи лексики (т.е. выбора определенного сочетания слов), грамматики и знаков препинания;

- существуют языковые формы, принятые в письменной речи, необязательные в устной.

Используемый при письме графический код может быть буквенным, алфавитным, слоговым и др.

Рассмотренные составляющие познавательных процессов учебной деятельности (слушание, чтение, говорение, понимание, письмо) выступают неотъемлемыми элементами умственного труда учащихся и обеспечивают продуктивное овладение учебными знаниями как в процессе учебных занятий, так и в ходе самостоятельной работы.

Конспект

Для закрепления результатов мыслительной работы с текстом могут быть закреплены учащимся конспектом изучаемого материала.

Происходит это слово от латинского слова conspectus, что означает "обзор". А обзор - это всегда нечто сжатое, сокращенное. Конспект это систематизированная, логически связанная запись. Такая запись дает возможность продуманно расставить акценты, при этом уменьшив объем материала и сохранив его стройное изложение. Конспект - это план, превращающийся в краткий пересказ, который содержит только существенную информацию.

Конспект - это также и прием понимания и запоминания материала. Между конспектом (так же планом) и пониманием - двусторонняя связь. С одной стороны, нельзя конспектировать то, чего не понимаешь, поэтому, чтобы законспектировать текст, нужно вникнуть в его содержание. С другой стороны, сам процесс конспектирования текста способствует его осмыслению.

Конспектирование - это активный способ не только понимания и запоминания информации, но и концентрирования внимания на читаемом.

Умение составлять конспект письменного текста, безусловно, оказывает влияние на конспектирование устной речи, лекции. Это умение необходимо старшеклассникам и студентам, так как и учитель, и лектор, как правило, используют материал, собранный из разных источников.

Конспектирование - это такая обработка материала, которая приводит к его сокращению без существенных смысловых потерь. Сокращение происходит разными способами. Это может быть как отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию, так и перевод текста на свой язык, его переформулирование с попутным сокращением.

Конспектирование включает несколько этапов работы:

- отбор из предлагаемой информации самой существенной;

- перевод отобранной информации на свой язык с попутным сокращением;

- запись этого сокращенного, "сжатого" текста.

Существуют разные виды конспекта.

Плановый конспект. Наверное, правильнее его было бы назвать планом-конспектом. При создании такого конспекта вначале пишется план. Далее, по мере надобности, на отдельные пункты плана "наращивается" текст. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст. При этом некоторые пункты плана могут не нуждаться в более подробном освещении, и тогда они останутся без пояснений. Такой конспект, как правило, используется при подготовке к какому-либо устному сообщению. Он помогает понять изучаемый текст и лучше его запомнить. Однако, если пройдет небольшой срок, восстановить содержание материала по такому конспекту может быть довольно трудно.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат.

Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением одной темы, раскрытой по нескольким источникам. Он может быть связным и расчлененным на пункты плана; кратким и подробным. Кроме того, в нем могут содержаться цитаты и схемы.

Свободный конспект. Он включает в себя и собственные формулировки, и цитаты. В нем могут быть связные переходы или отсутствовать. Это действительно "свободный" конспект. На наш взгляд, такой конспект является наиболее полезным, так как необходимость что-либо сформулировать самому всегда требует более глубокого проникновения в читаемый текст и способствует его запоминанию.

Навыки активной познавательной работы с текстуальными источниками, умения грамотно вести и правильно составлять конспект выступают залогом успешной самостоятельной работы обучаемых при подготовке текстов устных выступлений, рефератов, докладов, выпускных и дипломных работ.

Устное выступление

Подготовка устного выступления всегда начинается с определения цели предполагаемого выступления и проблемы, которая предполагается к раскрытию в ходе выступления. После определения целей и проблем необходимо составить план выступления, в котором систематизируется все, что должно быть освещено в ходе выступления. Обязательно учитываются возможные временные ограничения выступления.

В плане прослеживается логическая взаимосвязь блоков выступления:

- краткое вступление, в котором подчеркивается актуальность и значимость раскрываемой проблемы, а также проводится информирование слушателей о предполагаемой структуре выступления;

- освещение основной проблемы выступления: анализ состояния ее изучения в науке и собственное отношение к ее разрешению;

- заключительная часть выступления: делаются выводы по раскрытой проблеме, показывается ее взаимосвязь с практической деятельностью.

На основе созданного плана может быть создан для устного выступления план-конспект или текстуальный конспект. Каждый вопрос плана раскрывается необходимой информацией в виде цитат, таблиц, свободно изложенного текста. Составление такого конспекта развивает умение формулировать собственные мысли, а также помогает более глубокому усвоению учебного материала.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.