В рамках данного подхода утверждается, что любая деятельность, в том числе и работа с источниками состоит из трех частей:
ориентировочно-мотивационной;
операционально-исполнительной;
рефлексивно-оценочной.
Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя.
Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить, свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.
Поэтому работа с источниками, как и любая другая учебная деятельность, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.
Она определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения и анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. В таком подходе важную роль приобретает проблема управления качеством образования, решение которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, выявить педагогические упущения, найти более эффективные способы сотрудничества учителя и ученика.
Эта деятельность наиболее полно позволяет сформировать важнейшие учебные компетентности: историко - познавательную и информационную.
Историко - познавательная компетентность выражается в овладении элементами исторического анализа явлений прошлого и их непосредственной связи с современностью. Это выражается в раскрытии принадлежности событий к определенному времени и пространству, выявление причинно-следственных отношений между фактами.
Информационная компетентность предполагает овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации. Источниковая база исторического и обществоведческого образования очень разнообразна, но в школьной практике наиболее востребованы письменные источники.
Личностно-деятельностный подход к образовательному процессу возможно реализовать либо в случае полного изменения образовательного процесса, переведя его на свободную деятельность учащихся ,что на наш взгляд невозможно в условиях существования массовой школы, либо изменив парадигму образования, поставив в качестве ведущей цели - содействие раскрытию потенциала ученика, его реализации и развитию, и на этой основе перестроить воспитание и обучение, ориентируясь на развивающие образовательные технологии.
На первый взгляд, личностно-деятельностный подход, определяемый нами в качестве ведущего подхода в философии современной школы, и использование образовательных технологий противоречат, по сути, друг другу. Действительно, первый подход предполагает ориентацию на внутренний мир ученика, на его ценности и взгляды. А в использовании образовательных технологий изначально присутствует ориентация на управляемость всего образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. И тогда встает проблема - разве четко можно описать внутренний мир обучаемого и способы его использования в образовательном процессе? А если учесть и высказывания западных исследователей менеджмента по поводу отмирания технологического подхода в будущем, то можно поставить под сомнение попытки разработки и внедрения различных образовательных технологий.
Как поступить в данной ситуации?
Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на ученика. А это означает, что в нем в соответствии с синергетическим подходом имеют право на существование спонтанность, неопределенность и нелинейность. Можно ли говорить о технологичности образовательного процесса и тут же делать оговорки по поводу синергии субъектов?
Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы обратимся к понятию «образовательная технология».
Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию и планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.[42; с.245]
Данное определение, во- первых, указывает на совместную деятельность учителя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности учащихся по их достижению. Иными словами, речь идет об ученике как о субъекте обучения, определяющим и конечные результаты своей деятельности в процессе их достижения.
Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечить обучение учащихся самоуправлению учением.
В-третьих, в определении обращается внимание на создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует, в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия и реализации и развития личностного потенциала учащихся. Таким образом, реализация образовательной технологии призвана исключить манипуляцию учащимся в образовательном процессе, обеспечить расширение его субъектных функций. Это достигается, в том числе введением в технологические этапы цикла рефлексивного управления.
Исходя из всего вышеперечисленного, одним из важнейших направлений управлением качеством исторического образования является процесс освоения учащимися общеучебных и специальных умений, которые включают в себя информационные и интеллектуальные.
Информационные умения представлены общими способами деятельности, связанные с поиском и приобретением знаний из различного вида источников (письменных, изобразительных, вещественных) и письменной их фиксацией (составление общего плана, опорного конспекта, тезисов). К интеллектуальным умениям можно отнести способности учащихся реконструировать и интерпретировать исторические события и процессе на основе данных многих источников; сравнивать и анализировать их, выявлять сущность, причины, последствия явлений прошлого и осуществлять их инверсию на настоящее, делать прогноз на будущее.
Переход к концентрической структуре исторического и обществоведческого образования привел, к сожалению, к нехватке учебного времени для формирования образовательных умений и навыков, как в основной, так и в средней школе. А при их отсутствии у учащихся трудно говорить о качестве обучения истории [41; с.42].
Нами в процессе изучения истории выделены образовательные технологии в работе и источниками, согласно следующей классификации:
1. Технологии воспроизводящего уровня.
2. Технологии преобразующего уровня.
3. Технологии работы с источниками творческо-поискового уровня.
Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, ответы на поставленные вопросы, узнавание в тексте источника изученных фактов, событий, явлений; составление простого плана.
Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; сравнение положений источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор, группировка фактов; составление развернутого плана. На этом этапе предлагается обучать составлению тезисов. Для этого целесообразно:
-внимательно прочитать источника, следя за развитием главной мысли;
- составить план изучаемого документа, исходя из его содержания;
- развернуть каждый пункт плана в виде одного - двух предложений, содержащие основные положения и обосновывающие его факты;
- проверить правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождений между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.
Изложение содержания документа в тезисах требует усиленной умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала.
Далее учителю целесообразно обучить по еще одной форме преобразования текста источника - составлению конспекта. Конспектирование источника - это серьезное интеллектуальное занятие, предложенное по определенному заданию, главными элементами которого, на наш взгляд являются:
После того, как учащиеся качественно усвоили знания, которые они усвоили и закрепили на воспроизводящем и преобразующим уровне, можно перейти к методикам, характерным для творческо-познавательного уровня.
Технологии творческо- поискового уровня предполагает организацию работы с источниками на качественно новых основах. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его места в системе других документов; анализ выявления линий сравнения описываемых явлений и позиций автора текста; по итогам исследования документа требует составления сравнительных таблиц. На этом уровне происходит собственная аналитическая работа в соответствии с поставленной перед учеником задачей. Составление происходит в форме творческого отчета, сочинения, презентаций проектов. Для управления качеством анализа текста источника мы организуем работу по следующим направлениям:
-прием информации - восприятие печатного текста с помощью зрительных анализаторов, что дает возможность распознавания его на уровне смысловых отрезков, установить связь между ними;
-осмысление прочитанного, на основе ранее усвоенной информации;
-свертывание текста - такое его преобразование, при котором он замещается краткими, емкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения, потери значимых положений;
- трансформация - обработка уже известной информации с целью последующего обобщения и получения выводов [50; с.43].
Технологии творческого уровня не ограничивают работу с источниками только аналитикой. Своеобразие данного уровня заключается в том, что учащиеся обучаются поисковым способам работы с источниками, а также методам элементарной критики источника.
В рамках данного исследования технологии репродуктивного и преобразующий уровень, как нам кажется должны быть объединены в одно целое, так как второй является по существу органическим продолжением первого и направлен на учет личностных особенностей учащегося. Кроме того, в рамках обоих из этих уровней мы можем отметить безусловное господство учебниковых технологий, то есть учебник является по существу основным способом получения информации, а источник рассматривается как определенное сопутствующее, вспомогательное средство.
Страницы: 1, 2, 3, 4