Рефераты. Организация работы с родителями в образовательном учреждении

p align="left">Свою работу с родителями классные руководители стараются строить на методике контактного взаимодействия.

Методика контактного взаимодействия учителя с родителями

1. Поиск контактов (процесс первого общения).

2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).

4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).

5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка)

6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников).

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание - это важный педагогический институт в руках учителя.

Вот несколько практических советов по подготовке родительского собрания:

Структура подготовки родительского собрания

1. Определение цели.

2. Изучение научно-методической литературы.

3. Проведение микроисследований.

4. Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.

5. Придумать форму приглашения родителей.

6. Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола (смотри приложение).

7. Оборудование и оформление помещения для собрания.

8. Собрание условно делится на три части:

- вступительная;

- основная;

- заключительная.

Памятка классному руководителю по проведению родительского собрания

1. Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

2. Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.

3. Расскажите о том, какие кружки, секции, факультативы работают в школе.

4. Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного.

5. Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.

6. Интонация собрания: «советуемся, размышляем вместе»

7. Тактичность.

8. Построение доверительных отношений с родителями учеников.

9. Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.

Примерная тематика традиционных родительских собраний

1 класс.

1. Трудности адаптации первоклассников к школе.

2. Особенности мыслительной деятельности младших школьников. значение семьи в ее развитии.

3. Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.

4. Как воспитать у ребенка любовь к чтению.

5. О детской дружбе.

2 класс.

1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

2. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

3. Наказание и поощрение в семье.

4. Первые шаги самовоспитания.

5. Предупреждение эгоизма, индивидуализма, корыстолюбия.

3 класс.

1. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

2. Поощрение и наказание. «Хочу, можно, нельзя, надо».

3. Роль семьи в трудовом воспитании ребенка.

4. Эстетическая атмосфера в школе и семье.

5.Если ребенок не хочет учиться.

4 класс.

1. Что такое акселерация.

2. О чем может рассказать школьный дневник.

3. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

4. Проблема преемственности в обучении в начальной и средней школе. Пути и способы их решения.

5. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

5 класс.

1. «Давайте познакомимся».

2. «Синдром понедельника» у пятиклассников и как его избежать.

3. Авторитет родителей, его источники, прочность. Умение пользоваться родительской властью.

4. Культура желаний подростка. Воспитание умения управлять желаниями.

5. Итоговое «Вот и стали мы но год взрослей».

6 класс.

1. Физическое развитие школьников и пути его совершенствования.

2. Результативность школьного урока. От чего она зависит.

3. «Этот трудный подростковый возраст».

4. Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

5. Вредные привычки ребенка. Как им противостоять.

7 класс.

1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

2. Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.

3. Здоровый образ жизни - основа успеха.

4. Контакты и конфликты. Воспитание толерантности.

5. Друзья моего ребенка. Кто они, какие они?

8 класс.

1. Нравственные ценности семьи.

2. Способности и роль семьи в их развитии.

3. Психологические и возрастные особенности подростка. «Переходный возраст продолжается».

4. Подросток и закон. Ваш ребенок в школе и после школы.

5. Адекватная самооценка как условие успешного развития личности.

9 класс.

1. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка.

2. Трудный ребенок. Какой он?

3. Анализ учебной работы учащихся 9х классов

4. Подготовка учащегося к экзаменам. Роль родителей в экзаменационный период.

5. Эмоции и чувства в разговоре с подростком.

10 класс.

1. Особенности организации учебного труда в 10-ом классе и роль родителей в этом.

2. Воспитание ответственности у взрослых детей.

3. Особенности общения с детьми - старшеклассниками.

4. О доброте и милосердии.

5. Компания в жизни старшеклассников.

11 класс.

1. Значение выбора в жизни человека.

2. Результативность учебы учащихся за 1 полугодие.

3. Организация учебного труда выпускника.

4. «Поговорим о смысле жизни».

5. Организация выпускного вечера.

Проблемные тематические общешкольные собрания.

1. Здоровая семья. Нравственные аспекты.

2. Предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних.

3. Наркотики и статистика.

4. Суицид.

Работа с родителями различных групп риска.

Все чаще педагогам школы приходится сталкиваться с таким понятием как неблагополучная семья. В нашей школе к неблагополучным семьям мы относим:

семьи с жестоким обращением к детям (физическое, психическое, сексуальное насилие);

невысокий уровень образовательной культуры родителей;

семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем;

родители - наркоманы;

злостное невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних.

Их учет ведется в следующей форме:

ФИО родителей

Год рождения родителей

Домашний адрес

Место работы, должность

Сведения о детях

Год рождения детей

Место учебы детей

Причина постановки на учет

Проделанная работа.

Но помимо неблагополучных семей есть семьи, входящие в группу риска. Это:

одинокие матери;

разведенные родители;

многодетные родители;

родители детей - инвалидов;

родители - мигранты, беженцы;

опекуны.

Все эти родители стоят на школьном учете и с ними ведется целенаправленная работа, которая включает в себя:

психолого - педагогическое консультирование;

ведение картотеки;

посещение на дому;

рейды в неблагополучные семьи;

рассмотрение персональных дел на Совете профилактики;

оказание материальной помощи через Красный крест и органы социальной защиты населения;

летний патронаж с привлечением участковых служб;

организация проблемных классных часов;

организация тренингов.

При работе с данной категорией семей используется следующая документация:

- акт обследования материально-бытовых условий семьи (см. приложение № 1);

- план индивидуальной работы с семьей (см. приложение № 2);

- социальный паспорт семьи (см. приложение № 3)

Ошибки семейного воспитания

Обещание больше не любить.

Эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальш. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка - он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду все равно тебя любить, но твое поведение не одобряю».

Безразличие.

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.

Слишком много строгости.

Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный принцип в воспитании. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости.

Детей не надо баловать.

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество.

Навязанная роль.

Дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Денежная.

Любовь не купить за деньги. Родители не должны чувствовать угрызения совести, если не

могут исполнить любое его желание. Счастливым ребенка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

Наполеоновские планы.

При заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать о его желаниях, оставляя время для личных дел.

Приложение № 1

АКТ

обследования материально-бытовых условий семьи

_____________________________________________________________

(ф.И.О. главы семьи)

«____»___________200___г

Нами________________________________________________________

_____________________________________________________________

(фамилия, должность лица, проводящего обследование

_____________________________________________________________в присутствии_____________________________________

указать фамилии, имена присутствующих родителей,

_____________________________________________________________

(родственников, проживающих на данной площади)

проведено обследование материально-бытовых условий семьи, проживающей по адресу _________________________________

Обследованием установлено, что семья из ______человек:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Семья занимает жилую площадь (указать размер жилплощади, муниципальная или приватизированная квартира, наличие подсобного хозяйства, санитарное состояние помещения, условия жизни детей: имеется ли место для подготовки, для сна, и т.д.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источники доходов семьи ___________________________

Доход _______________ рублей на каждого члена семьи.

Взаимоотношения между членами семьи _____________

если ненормальные, указать причину неблагополучия в семье

Взаимоотношение с соседями по квартире _____________

если ненормальные, то в чем заключаются, причины

Характеристика родителей: __________________________________

занимаются ли они должным образом воспитанием своих детей, личное поведение родителей: их образ жизни, употребление алкоголя

_____________________________________________________________

аморальное поведение и т.п.: привлекались ли к ответственности, обсуждалось ли их поведение в товарищеском суде, рабочем коллективе и т.п., когда, за что

В связи с чем проводилось обследование: _____________________

заявление, сообщение, жалоба, плановая проверка, состоящей на учете

Заключение __________________________________________________________________

Выводы и предложения, что требуется, по мнению обследующих, для устранения неблагополучной обстановки в семье и т.п.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

1 экз. - в дело

2.экз. - социальному работнику

3 экз. - при необходимости (в РОВД, РОНО, КДН ,суд)

Обследование провели:

С актом ознакомлены:

Приложение № 2

План

индивидуальной работы с семьей

Ф.И.О. матери ___________________________

Ф.И.О. отца___________________________________

Ф.И. учащегося_______________________________

Класс________________________________________

Проблема

Пути решения

Время исполнения

Предполагаемый результат

Конечный результат

Приложение № 3

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ.

Ф.И.О. ученика: _________________________________

Дата рождения: _______________

Домашний адрес: ____________________________________________

Телефон (домашний, сотовый): _____________________________

Состояние здоровья: _______________________________________

Социальный статус: опекаемый, приемный, сирота, из многодетной семьи, остронуждающийся.

(нужное подчеркнуть)

Сведения о родителях:

Ф.И.О. отца: _____________________________________

Дата рождения: ________________

Образование: ___________________________________________

Место работы: __________________________________________

Должность: _______________________________________

Рабочий или сотовый телефон: ______________________________

Социальный статус: ___________________

Ф.И.О. матери: ___________________________________________

Дата рождения: ________________

Образование: ______________________________________

Место работы: ______________________________

Должность: _______________________________________

Рабочий или сотовый телефон: ___________________________

Социальный статус: ____________________

Другие дети в семье (заполняется на каждого ребенка):

1. Ф.И.О.: ____________________________

Дата рождения: ________________________

Место нахождения: ______________________

2. Ф.И.О.: ____________________________

Дата рождения: ________________________

Место нахождения: _____________________

Жилищно-бытовые условия:

Благоустроенная квартира (___ комнаты), частный дом, неблагоустроенная квартира, общежитие, арендуют.

(нужное подчеркнуть)

Характеристика семьи:

Полная, живут с матерью, живут с отцом; благополучная, неблагополучная.

(нужное подчеркнуть)

Стиль воспитания:

Авторитарный, демократический, либеральный.

(нужное подчеркнуть)

Отношение семьи к учебному заведению: ___________

Литература

1. Бойко В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания.//Советская педагогика. 1988, №2.

2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах.//Вербум-М. М., 2001.

3. Капрвлова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.

4. Петряевская Л.Г. Образование родителей. // М., Владос, Гуманитарный издательский центр, 1999.

5. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве.//Педагогика. 2000. №6.

6. Солавейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.

7. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. //Центр «Педагогический поиск», М., 2002.

8. Степанов Е.Н. педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

9. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика.// Избранные педагогические сочинения Т.3. М.. 1981.

10. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000.

11. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волглград, 2004.

12. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2001.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.