Рефераты. Организация режима дня, его значение в воспитании детей

Организация режима дня, его значение в воспитании детей

1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

- сон;

- пребывание на открытом воздухе (прогулки);

- воспитательная и учебная деятельность;

- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

- самообслуживание, помощь семье;

- приемы пищи;

- личная гигиена.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

Воспитательная и учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4-5 лет) - по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) - два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6-7 лет) - 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.

Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов.

Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так и для теплого времени года.

В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.

Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми - физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. - также следует проводить на свежем воздухе.

Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание: проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т.п.

При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей.

Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная минутка.

В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

Распорядок дня (в теплое время)

Режимные процессы

1 млад. гр.

2 млад. гр.

средняя гр.

старшая гр.

подгот. гр.

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика

7.00-8.00

7.00-8.20

7.00-8.25

7.00-8.35

7.00-8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.30

8.20-8.55

8.25-8.55

8.35-9.00

8.35-8.55

Игры, подготовка к прогулке, выход

8.30-8.50

8.55-9.15

8.55-9.20

9.00-9.15

8.55-9.05

Занятие (на участке)

8.50-9.00

9.15-9.30

9.20-9.40

9.15-9.45

9.05-9.35

Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры

9.15-11.30

9.30-11.15

9.40-11.35

9.45-12.15

9.35-12.10

Возращение с прогулки, водные процедуры, игры

11.30-11.50

11.15-11.40

11.35-12.00

12.15-12.30

12.10-12.30

Подготовка к обеду, обед

11.50-12.30

11.40-12.20

12.00-12.35

12.30-13.00

12.30-13.00

Подготовка ко сну, сон

12.30-15.10

12.20-15.10

12.35-15.10

13.00-15.00

13.00-15.00

Подъем, полдник

15.15-15.35

15.10-15.30

15.10-15.30

15.00-15.25

15.00-15.25

Подготовка к прогулке, игры

15.35-15.50

15.30-15.50

15.30-16.00

15.25-16.10

15.25-16.20

Прогулка, игры на воздухе, уход детей домой

16.40-19.00

16.30-19.00

16.40-19.00

16.50-19.00

16.55-19.00

Распорядок дня (в холодное время)

Режимные процессы

1 млад. гр.

2 млад. гр.

средняя гр.

старшая гр.

подгот. гр.

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика

7.00-8.00

7.00-8.20

7.00-8.25

7.00-8.30

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.30

8.20-8.55

8.25-8.55

8.30-8.55

8.30-8.50

Подготовка к занятиям

8.20-9.00

8.55-9.00

8.55-9.00

8.55-9.00

8.50-9.00

Занятия

8.40-9.15

9.00-9.35

9.00-9.50

9.00-10.50

9.00-11.05

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

9.15-11.30

9.35-11.35

9.50-11.50

10.50-12.25

11.05-12.35

Возращение с прогулки, игры

11.30-12.10

11.35-12.00

11.50-12.15

12.25-12.40

12.35-12.45

Подготовка к обеду, обед

11.50-12.30

12.00-12.40

12.15-12.50

12.40-13.10

12.45-13.15

Подготовка ко сну, сон

12.30-15.00

12.40-15.00

12.50-15.00

13.10-15.00

13.15-15.00

Подъем, полдник

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

Игры, самост. худож. деят., занятия

15.15-15.40

15.15-15.50

15.15-16.00

15.15-16.10

15.15-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой

16.20-19.00

16.30-19.00

16.40-19.00

16.50-19.00

16.55-19.00

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.