Рефераты. Организация самостоятельной внеаудиторной работы студента по педагогике (психологии)

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студента по педагогике (психологии)

25

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики и психологии

Отделение «Педагогика и психология»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по «Методике преподавания»

Тема:

«Организация самостоятельной

внеаудиторной работы студента по

педагогике (психологии)»

Выполнила:

студентка 5 курса

отделения «Педагогика и психология»

************************

Москва

2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………... 3

1. Внеаудиторная работа как компонент

самореализации студентов ……………………………………….. 5

2. Практикум. Лабораторно-практические занятия …………. 8

3. Подготовка к семинару …………………………………………….. 12

4. Подготовка к отчетности (зачет, экзамен) …………………… 17

5. Подготовка к исследовательской работе ……………………... 19

Заключение ……………………………………………………………….. 22

Список использованной литературы ……………………………... 25

Введение

Чем самостоятель-ней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразовани-ем, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конк-ретной, но становящейся со временем все более тонкой и де-ликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, что-бы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно при-носило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.

Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного овла-дения знаниями, либо наши университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения сту-дентов.

Оценивание результатов самостоятельной работы студен-тов может происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически получить «зачет» по педагогике или психологии, успешно под-готовиться к экзамену.

Активизация познавательной деятельности учащейся мо-лодежи во многом зависит от инициативной позиции препода-вателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой по-зиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обо-снованию своих взглядов, способность к самооценке своей пре-подавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процес-са является подбор материала, составление заданий, конст-руирование образовательных и педагогических задач на ос-нове проблемного обучения с учетом индивидуальных особен-ностей каждого студента.

Активизация учебного процесса начинается с диагности-рования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит преж-де всего о создании положительно-эмоционального отноше-ния у студента к предмету, к себе и к своей деятельности.

Далее, на втором этапе, преподаватель создает усло-вия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

На третьем этапе преподаватель стремится создать ус-ловия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформиро-ванных интересов. При этом преподаватель проводит инди-видуально-дифференцированную работу с учащимся с уче-том его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.

Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая си-стема, включающая активные формы регуляции и преобразо-вания разных систем: теоретических и методических. Особен-но продуктивна может быть совместная деятельность препо-давателя и студента (студент - студент; преподаватель - пре-подаватель).

1. Внеаудиторная работа как компонент

САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Уходит в прошлое основная задача школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая функция образования - быть субъектом преобразования общества, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности. Образование личности рассматривается как ее становление. Основой образования становятся новые ценности, в том числе саморазвитие. Отсюда и новые требования к подготовке учителей.

Высшее педагогическое образование ответственно за появление нового учителя, обретшего позицию субъекта собственного преобразования, осознавшего себя, свои возможности, способного к пониманию и принятию детей, к духовному единению с ними, к поддержке их внутренних сил.

Практически все авторы, исследующие феномен саморазвития, в качестве одного из его компонентов выделяют самореализацию. Под самореализацией в педагогике понимается осуществление себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, углубление вкусов, усиление свободы индивидуального развития и творчества и пр. (Л.Н. Куликова). С точки зрения философии, самореализация - это осуществление смысла и реализация ценностей (В. Франкл, Н. Бердяев).

К сожалению, большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.

В гуманистической педагогике особыми функциями деятельности учителя признаются терапевтическая и духоукрепляющая. Осмысление этих функций как студентами, так и преподавателями позволяет осознать важность опыта духовного самособирания, формирования у себя высоких чувств как ведущих регуляторов профессиональной деятельности. Следовательно, встает вопрос о философском и психологическом самообразовании и студентов, и преподавателей вуза.

Самореализацию как реализацию ценностей нельзя рассматривать без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения. Поэтому вузовский педагогический процесс должен максимально востребовать от будущего профессионала его личные потенциалы, пробуждать и акцентировать активность каждого Кондрашова Л.В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. - М.: «Педагогика», 1988. С. 56..

Если самореализацию рассматривать как осуществление смысла, который человек находит во внешнем мире, то одним условием самореализации является конструктивное общение преподавателей и студентов на базе сотрудничества, эмпатийное взаимодействие. При таком общении у человека снимаются внутренние барьеры, что позволяет ему выйти за пределы самого себя и своего мира.

Внеаудиторная деятельность представляет большие возможности для самореализации. Это участие в работе творческих объединений, клубов, в художественной самодеятельности, конкурсах, благотворительных акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации вуза, происходит культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов и т.д. Учебная же деятельность воспринимается как обязательная, но не увлекательная и личностно-значимая. Здесь, кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная. Учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал обоих субъектов. Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции.

Саморазвитие - процесс двусторонний, взаимообусловленный обоими субъектами педагогического процесса вуза. Поэтому преподавателю следует отказаться от роли контролера и осознать необходимость быть фасилитатором.

2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ

ЗАНЯТИЯ

Практические занятия имеют целью закрепить знания, пе-ренести их в новую ситуацию, сформировать у студентов об-щепедагогические понятия и основные педагогические уме-ния в решении практических задач и ситуаций. При этом про-исходит и обобщение, и конкретизация, и использование прак-тических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции зна-ний о ребенке.

Основными методами при проведении практических заня-тий становятся:

Ш упражнения;

Ш конструирование педагогических ситуаций;

Ш моделирование обобщающих схем;

Ш поиск нужной информации;

Ш самостоятельное пополнение знаний.

Два последних метода свидетельствуют о том, что на за-нятии будут использованы поисковые методы, будет прове-дено небольшое исследование. Студенты работают с науч-ными текстами, справочной и историко-педагогической лите-ратурой, добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуа-циях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также со-ставлять программу дальнейшего исследования.

Для преподавателя важно демонстрировать образцы пси-холого-педагогических исследований, оптимальные способы решения теоретических и практических задач.

На лабораторно-практических занятиях студенты знако-мятся с новыми психолого-педагогическими диагностиками и методиками, работают с ними, группируют их с учетом исполь-зования в разных возрастных группах, а также анализируют педагогические технологии.

На лабораторно-практических занятиях используются в основном частично-поисковые и исследовательские уров-ни проблемности. Студенты работают в микрогруппах са-мостоятельно.

Формы проведения практических занятий различны: от конструирования педагогических ситуаций и решения педа-гогических задач, выполнения упражнений (педтехника), ра-боты с опорными схемами до встреч, бесед с учителями, пси-холого-педагогических игр, тренингов и выполнения творчес-ких работ.

Практические работы проходят и в форме анализа пробле-мы у педагогов-мастеров (например, проблема творчества у Ш.А. Амонашвили и Л.В. Занкова; проблема активности в ис-следованиях синтетически-антропологического течения нача-ла XX в.; особенности развивающего и воспитывающего обу-чения в начальной школе В.А. Сухомлинского) Соболевская Г.В. Система планирования самостоятельной работы студентов. // Начальная школа. - №11. - 96. - С. 27-28.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.