Рефераты. Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

p align="left">

Рис. 2 Влияние учебной нагрузки на вегетативную регуляцию ЧСС у студентов, жителей СКР

Оценка функционального резерва ССС в ортостатической пробе показала, что в утренние часы у всех испытуемых обеих групп смена положения сопровождалась повышением ЧСС, при этом изменения показателя не превышали 12 уд/мин. Между тем, характер изменения ЧСС в вечерней клиностатической пробе был разным. Анализ этих изменений позволил выделить три основных варианта у испытуемых 1 группы, и большее разнообразие у студентов 2 группы.

Так у 88% жителей РО в течение недели отмечалась стабильность изменения ЧСС в вечернее время. У этих студентов при смене положения ЧСС либо снижалась не более, чем на 6 уд/мин (у 56%) - нормотоническая реакция, либо проявлялся выраженный ваготонический эффект (у 32%) - снижение ЧСС на 12-15 уд/мин (рис. 3). У 12% студентов симпатическая асимметрия сохранилась и в клиностатической пробе - через 10 мин. После перехода в положение «лежа» ЧСС оставалась такой же, как и в вертикальном положении. У двоих студентов несколько раз в неделю была установлена парадоксальная реакция - повышение ЧСС в положении «лежа» более, чем на 6 уд/мин. Как было установлено в последующем, оба студента жили в Ростовской области менее года и были уроженцами северных районов РФ (республика Коми и Восточная Сибирь)

Рис. 3. Изменение ЧСС в клиностатической пробе у студентов, жителей РО

У испытуемых второй группы 33% имели стабильную нормотоническую реакцию на смену положения и 17% - ваготоническую. Оба типа реагирования можно расценивать как адекватную, что свидетельствует о достаточном адаптационном потенциале ССС у этих студентов (рис. 4).

У 21% студентов 2 группы отсутствовала однонаправленность изменений ЧСС при смене положения, однако, выраженной вегетативной асимметрии в ответе ССС не наблюдалось. В течение недели отмечались как незначительные изменения ЧСС в сторону снижения, так и сохранение показателей при переходе из вертикального положения в положение «лежа». Такой характер ответа ССС на клиностатическую пробу мы оценили как вегетативную нестабильность, а адаптацию, как относительно неблагоприятную. 29% студентов этой группы имели выраженную симпатическую асимметрию, которая проявлялась ЧСС выше 85 уд/мин. в вечернее время и через 10 мин. при переходе в положение «лежа» показатели оставались без изменения. Напряжение симпатического звена ВНС считается неблагоприятным прогнозом адаптации.

Рис. 4. Изменение ЧСС в клиностатической пробе у студентов, жителей СКР

Изучение системы дыхания, показало, что у представителей КР адаптация этой системы также протекает хуже, чем у жителей РО.

Так в состоянии покоя время задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у 84% студентов 1 группы соответствовало возрастной норме (60-75 сек. и 40-45 сек. соответственно), 7% имели показатели выше нормы, что объясняется систематическими занятиями спортом, и 9% имели показатели ниже возрастной нормы. Следует отметить, что у последних студентов имела место симпатическая асимметрия. Следовательно, длительное напряжение симпатического звена ВНС приводит к снижению дыхательного потенциала организма за счет усиления окислительных процессов в клетках (рис. 5).

Рис. 5. Показатели времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у студентов 1 группы в состоянии покоя

У 54% студентов 2 группы показатели времени задержки дыхания на вдохе и выдохе в состоянии покоя были в пределах возрастной нормы, у 46% студентов - ниже нормы.

Рис. 6. Показатели времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у студентов 2 группы в состоянии покоя

После выполнения физической нагрузки у всех жителей РО показатели времени задержки дыхания в обеих функциональных пробах либо не изменилось, либо незначительно повысилось, что считается адекватной скоординированной реакцией на гипоксию систем внешнего и тканевого дыхания (табл. 1)

У студентов 2 группы ответ респираторной системы на физическую нагрузку отличался разнообразием. Так повышение времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча отмечалось лишь у 36%, у 28% время задержки дыхания на вдохе осталось без изменения, но увеличилось в пробе Генча. Есть основание полагать, что у этих юношей реализуются процессы адаптации к гипоксии, которые формируются у жителей горных районов и проявляются на уровне газотранспортной функции крови и окислительных процессов в клетке. Еще у 15% жителей КР после физической нагрузки увеличилось время выполнения пробы Штанге, но сократилось время задержки дыхания на выдохе. Очевидно, после физической нагрузки повышается интенсивность клеточного дыхания, что требует дополнительного поступления кислорода и считается низкоэффективным механизмом. Это является причиной сокращения времени задержки дыхания на выдохе. Повышение резерва внешнего дыхания обеспечивает реализацию клеточных процессов. Такую реакцию системы дыхания на физическую нагрузку можно расценивать как относительно неблагоприятную. У 21% студентов 2 группы показатели пробы Штанге после физической нагрузки стали ниже, тогда как значения пробы Генча выше. Такое сочетание изменения времени задержки дыхания можно оценить, как самое неблагоприятное, т. к. снижение утилизации кислорода тканями (увеличение времени в пробе Генча), при снижении резерва внешнего дыхания в пробе Штанге, указывает на, и, следовательно, способствует сохранению состояния гипоксии.

Таким образом, результаты исследования показали, что адаптация систем жизнеобеспечения у студентов, жителей КР протекает медленнее, чем у жителей РО. При этом большее разнообразие изменений системы ССС в орто-клиностатической пробе и системы дыхания после физической нагрузки дает основание полагать, что снижение резервного потенциала связано не только с учебными нагрузками, но и с изменением климатических условий, в частности, парциального давления кислорода, влажности, температурного режима.

Таблица 1. Изменение времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у студентов после физической нагрузки

1 группа

2 группа

100%

36%

28%

15%

21%

Проба Штанге

повышалось

повышалось

не изменялось

повышалось

снижалось

Проба Генча

повышалось

повышалось

повышалось

снижалось

повышалось

ЦНС является ключевым звеном адаптации, т. к. интегрирует ответ организма на факторы внешней среды путем регуляции висцеральных систем и психофизиологических характеристик личности. В связи с этим было проведено изучение силы нервных процессов с использованием теппинг-теста.

Результаты исследования показали, что скорость выполнения задания у всех студентов 1 группы соответствует возрастной норме. При этом, у 80% студентов из Ростовской области до умственной нагрузки показатели теппинг-теста соответствовали средней возрастной норме (70-80 точек за 10 секунд), и лишь у 20% - приближались к нижней её границе (65-70 точек за 10 секунд). У 45% студентов 2 группы этот показатель был ниже нормы - менее 60 точек за 10 сек. Анализ графиков теппинг-теста показал, что у 66% студентов 1 группы, жителей РО до умственной нагрузки (занятия в университете) график был равномерным, у 34% неравномерным. После умственной нагрузки форма графиков не изменилась, однако скорость выполнения задания снизилась, особенно у студентов с неравномерным графиком. Самые низкие значения были в последние 10 секунд выполнения задания, что свидетельствует о наступлении утомления (рис. 8).

Рис. 7 Показатели моторной активности кисти ведущей руки студентов 1 курса РостГМУ

Характер графика теппинг-теста позволяет судить о силе и устойчивости нервных процессов, врабатывании и утомлении. Равномерное выполнение задания свидетельствует об устойчивой работоспособности, и высокой скорости врабатывания. Показатели моторной активности (количество поставленных точек за 10 сек) также свидетельствуют о силе и подвижности нервных процессов.

Равномерный график с сохранением средневозрастных показателей скорости кисти руки был у 66% студентов первой группы. Такой график указывает на высокую силу нервных процессов, быстрое врабатывание и длительную, оптимальную работоспособность. У 34% график был неравномерным, т.е. скорость выполнения теппинг-теста существенно изменялась каждые 10 секунд. Это указывает на неустойчивость процессов возбуждения в нервной системе и быструю утомляемость, а следовательно можно расценивать как признак напряжения процессов адаптации.

Следовательно, у 66% студентов 1 группы отмечается хорошая адаптируемость нервной системы к условиям обучения в РостГМУ, у 34% в середине первого семестра имела место неустойчивость нервных процессов, что приводит к быстрой утомляемости и снижению адаптационного потенциала.

66% студентов 34% студентов

Рис. 8. Графики теппинг-теста студентов 1 группы до и после занятий

У студентов 2 группы выявлено 4 типа графиков теппинг-теста до занятий

У 64% участвующих в обследовании студентов этой группы график теппинг-теста был равномерный или восходящий. Обычно, такие кривые графики теппинг-теста указывают на высокую силу нервных процессов и низкую утомляемость. Однако, в нашем случае у всех студентов восходящим типом графика теппинг-теста моторика кисти руки не достигала возрастной нормы, а следовательно, полученные нами результаты не могут быть интерпритированны по обычным правилам, так как низкий уровень моторной активности кисти сохранился и после умственной работы. Полученные данные позволяют полагать, что адаптация ЦНС к условиям обучения в нашем ВУЗе у этих студентов проходит за счёт охранительного торможения, которое защищает её от перегрузок (Акопян, 2006).

Рис. 9. Типы графиков теппинг-теста (Северный Кавказ, до и после занятия)

У 36% студентов скорость выполнения теппинг-теста соответствовала возрастной норме, однако график был неравномерным или нисходящим, что свидетельствует о быстрой утомляемости или слабой нервной системе.

После учебной нагрузки показатели теппинг-теста скорость выполнения задания стала ниже у студентов с неравномерным и нисходящим графиком, что указывает на накопление утомления в процессе выполнения умственной работы. Высокая утомляемость нервной системы говорит о возможности срыва механизмов адаптации. У студентов с равномерным и восходящим графиком теппинг-теста скорость выполнения задания осталась практически без изменений. Мы полагаем, что адаптация нервной системы за счет механизмов торможения будет протекать медленнее, но снижает риск срыва адаптации.

Низкие показатели теппинг-теста у студентов 2 группы дают основание полагать, что адаптация нервной системы к условиям обучения в РостГМУ у этих студентов проходит за счет охранительного торможения, которое защищает нервную систему от перегрузок. Установленное нами преобладание амбидекстров у представителей 2 группы и преимущественная левополушарность у студентов 1 группы также может быть одной из причин различий течения адаптации к учебной деятельности в Вузе у обследуемых студентов.

Кроме того, мы допускаем, что характер адаптации студентов к обучению в ВУЗе в определённой мере связан с латерализацией мозга. Проведённое нами исследование показало, что 62% студентов из Ростовской области имеют левополушарную симметрию, 14% - правополушарную симметрию, и 24% - амбидекстрию (рис. 10).

У студентов второй группы левополушарность и амбидекстрия представлены в равной мере. Кроме того, больше число студентов, имеюших слабо выраженную левополушарность, это значит, что детальное восприятие и анализ информации затруднено. (рис. 11)

Рис. 10. Моторная асимметрия рук у студентов 1 группы

Таким образом, результаты нашего исследования указывают на более медленную адаптацию студентов из отдалённых районов к обучению в нашем ВУЗе. Очевидно этот процесс завершится через 2-3 года обучения в Рост ГМУ и проживания в климатогеографических условиях Ростовской области.

Рис. 11. Моторная асимметрия рук у студентов 2 группы

Личностные психофизиологические характеристики также являются важным фактором, влияющим на адаптацию. Проведенное нами исследование личностной тревожности показало, что высокий уровень тревожности имели 19% выходцев из Кавказского региона, 81% - средний уровень тревожности, тогда как у всех юношей из Ростовской области уровень тревожности был средним. Но, несмотря на одинаковый бал анкеты у студентов 1 и 2 групп со средним уровнем тревожности, студенты из Северного Кавказа чаще отмечали сильное беспокойство и переживание (рис. 12).

РО Северокавказский ФО

Рис. 12. Показатели личностной тревожности у студентов 1 курса РостГМУ

Очевидно, одной из причин повышенной тревожности студентов 2 группы является комплекс социальных факторов, которые включают культуру, язык, религию, бытовые стереотипы. К тому же, юноши 2 группы реже могут встречаться с родными и близкими.

ВЫВОДЫ

1. Адаптация ССС в начальный период обучения в РОстГМУ у большинства студентов из Ростовской области обеспечивается парасимпатическим отделом, у студентов из республик Северного Кавказа симпатическим отделом ВНС.

2. В период адаптации к условиям обучения РостГМУ резервные возможности дыхательной системы студентов из республик Северного Кавказа ниже, чем у студентов из Ростовской области.

3. Уровень личностной тревожности студентов из республик Северного Кавказа выше, чем у студентов из Ростовской области.

Заключение

Обучение в Вузе, особенно в условиях внедрения инновационных технологий, требует от вчерашних школьников высокой активации психофизиологических процессов и сопровождается психоэмоциональным напряжением. Умственная деятельность становиться более интенсивной, чем в школе и требует освоения культуры умственного труда. Недостаточность навыков умственной работы является одной из ведущих проблем адаптации студентов, наиболее выраженной на начальных этапах обучения в виде дефицита времени. В вузах медицинского профиля эта проблема осложняется огромным объемом информации, который следует запоминать. Такие дисциплины, как анатомия, гистология требуют запоминания отдельных деталей, и, следовательно, активного вовлечения левого полушария. Возможно, особенности межполушарной асимметрии у студентов 2 группы является одной из причин, объясняющих особенности адаптации нервной системы к информационным нагрузкам через механизм охранительного торможения.

Вероятно, характер адаптации нервной системы к учебным нагрузкам отражается на эффективности обучения и поэтому средний текущий балл успеваемости у студентов 2 группы в I семестре был 2.4, а у студентов 1 группы - 3.7.

Между тем, поступление в высшее учебное заведение служит доказательством социально-положительной направленности личности. Поэтому снижение эффективности обучения, связанного с физиологическими особенностями адаптации ЦНС первых курсах отражается на уровне личностной тревожности студентов, которая у жителей КР выше, чем у ростовчан.

Дополнительными факторами, осложняющими адаптацию ЦНС у студентов 2 группы, является отдаленность от дома, изменение культурной и языковой среды. Более высокое психоэмоциональное напряжение юношей, проживающих в КР, отражается на функциональной активности висцеральных систем, которые обеспечивают жизнедеятельность организма в новых условиях. Мы полагаем, особенности адаптации студентов из республик Северного Кавказа позволяют сохранить резервы организма и по прохождении некоторого времени, возможно, года или полутора лет, риск дезадаптации будет минимальным и эффективность обучения станет выше.

Список литературы

1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: «Медицина», -1997. - с. 236

2. Батоцыренова Т.Е., Сушкова Л.Т., Иванов С.В. Количественная оценка уровня стресса по показателям вариабельности сердечного ритма у студентов в условиях экзаменационной сессии и спортивных соревнований. // Матер. I Всеросс. научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека» Ростов-на-Дону, 25-29 сентября, 2006, с. 75-77.

3. Беликова Е.А., К вопросу о психофизиологической адаптации студентов I курса. // Матер Всероссийской конференции с международным участием «Достижения биологической функционологии и их место в практике образования» Самара, 2003, с. 33.

4. Булатецкий С.В. Психологические особенности адаптации к обучению как критерий профессионального отбора. // Матер. 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» Волгоград, 2-24 июня, 2010, с. 303 - 306.

5. Бусловская Л.К., Рыжкова Ю.П. Нарушение адаптации у студентов первокурсников университета. // Матер. Междунар. симпоз. «Адаптационная физиология и качество жизни: проблемы традиционной и инновационной медицины». - М.: РУДН, - 2008. - С. 71-73.

6. Геворкян Э.С., Ц.И. Адамян Ц.И. и др. Особенности регуляции ритма сердца абитуриентов при вступительных экзаменах // Физиология человека. - 2004, - Т. 30, - №3, - С. 54-59.

7. Геворкян Э.С., Минасян С.М., Адамян Ц.И., Даян А.В, Ксаджикян Н.Н. Динамика интегральных характеристик вариабельности сердечного ритма и психофизиологических показателей студентов в режиме однодневной и недельной учебной нагрузки // Физиология человека. - 2006. - №4. - С. 57-63.

8. Гришнова Я.Б., Шутова О.И., Емельянова М.Ю. Социально-психологическое сопровождение студентов вуза в их профессиональной адаптации // Матер. 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» Волгоград, 2-24 июня, 2010, с. 294-297.

9. Дегтярёв В.П. О взаимосвязи хронотипа студентов с успешностью учебной деятельности. // Матер. Междунар. симпоз. «Адаптационная физиология и качество жизни: проблемы традиционной и инновационной медицины». - М.: РУДН, -2008. - С. 101-102.

10. Дегтярёв В.П. Влияние личностной тревожности на успешность учебной деятельности студентов с различными индивидуально-типологическими качествами. // Материалы XII Междунар. симпоз. «Эколого-физиологические проблемы адаптации». - М.: РУДН, -2007. - С. 141-143.

11. Казин Э.М., Варич Л.А. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в ВУЗе // Физиология человека, -2005, - Т. 31, - №1, - С. 77-82.

12. Казин Э.М., Иванов Б.И., Литвинова Н.А. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека, -2002, - Т. 28, - №3, - С. 23-29.

13. Кислицын Ю.Л., Шастун С.А., Пермяков И.А. Некоторые показатели морфофункционального состояния и анализа вариабельности сердечного ритма у иностранных студентов в острый период адаптации. // Материалы XII Междунар. симпоз. «Эколого-физиологические проблемы адаптации». - М.: РУДН, -2007. - С. 230-232.

14. Кузнецова Н.С., Хышиктуев Б.С. Некоторые аспекты параметров системы «Пол - антиоксиданты» у студентов младших курсов в процессе адаптации к факторам образовательной среды ВУЗа. // Материалы Междунар. конгресса «Здоровье и Образование в XXI веке. Концепции болезней цивилизации». - М.: Из-во РУДН. - 2007. - С. 358.

15. Кузьмина В.Е., Кашина М.М. Энцефалографический анализ развития синдрома монотонии в условиях умственного труда. // Матер Всероссийской конференции с международным участием «Достижения биологической функционологии и их место в практике образования» Самара, 2003, с. 127.

16. Литвинова Н.А., Березина М.Г., Прохорова А.М. Влияние индивидуальных психофизиологических особенностей на характер адаптации студентов к умственной деятельности // Валеология. - 2004. - №4. - С. 80-86.

17. Модин А.Ю. Результаты функциональных проб с задержкой дыхания у здоровых мужчин в положении лежа и стоя // Физиология человека, - Т.24, - №5, -1998. - С. 123

18. Московченко О.Н. Донозологическое адаптивное состояние индивида. // Матер. I Всеросс. научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека» Ростов-на-Дону, 25-29 сентября, 2006, с. 110-112.

19. Севрюкова Г.А. Москвина О.Н. Современные подходы к проблеме здоровья студентов: физиологический аспект. // Матер. 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» Волгоград, 2-24 июня, 2010, с. 330-333.

20. Ситников Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.П. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналиновой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18 - летнего возраста // Физиология человека. - 2001. - №5. - С. 60.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.