Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
детей с псевдобульбарной дизартрией на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с псевдобульбарной дизартрией с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.Дети с речевой патологией проходят в своем развитии те же этапы, что и нормально развивающиеся. Этим положением мы руководствовались при проведении экспериментального изучения. Однако речь и коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в связи с тяжестью речевой патологии находятся в стадии становления, что ограничивает наши возможности в применении вербальных методов исследования. Поэтому мы отдаем предпочтение невербальным методикам, сочетая их с вербальными. Кроме того, методики, применяемые в нашем исследовании, ориентированы на выявление успешности общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией со сверстниками, поскольку именно сверстник выступает в качестве равного партнера, в процессе общения с которым ребенок может апробировать знания и социальные нормы, данные взрослым. Кроме того, в дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. Постепенно значение общения с партнерами по игре настолько возрастает, что это позволяет выделить процесс общения ребенка со сверстниками как один из ведущих факторов становления личности и самосознания, особенно в первые семь лет жизни ребенка.При проведении диагностики, коррекции речевых нарушений и оценке результатов необходимо учитывать компенсаторные возможности ребенка, а также осуществлять личностно-ориентированный подход: учитывать особенности личностного развития на этом возрастном этапе у данного ребенка, так как отсутствие интереса, мотивации может свести все усилия педагога на нет. На это указывали многие ученые и практики.Исходя из того, что частота встречаемости детей с псевдобульбарной дизартрии среди детей с детским церебральным параличом наиболее высокая, мы проводили эксперимент с детьми с псевдобульбарной дизартрией при детском церебральном параличе.Исследование проводилось в 2006/2007 учебном году в Центре реабилитации детей и подростков - инвалидов «Надежда». В эксперименте принимали участие 5 детей, длительность эксперимента составила три месяца, в течение которых дети проходили курс реабилитации. Основными методами исследования были наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик (высказывания воспитателей и педагогов об особенностях общения и поведения детей).С целью изучения особенностей коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией было организовано данное исследование, которое состояло из трех этапов:1 этап - констатирующий. На этом этапе проводилось изучение и оценка межличностных отношений в группе, уровня развития коммуникативных навыков, определение социометрического статуса каждого ребенка, коэффициента сплоченности группы.2 этап - формирующий. Он был направлен на формирование у детей с псевдобульбарной дизартрией коммуникативных навыков.3 этап - контрольный. На этом этапе выявлялся уровень развития коммуникативных навыков после экспериментального обучения.Психолого-педагогическое исследование, направленное на изучение общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией со сверстниками, включает три основных экспериментальных ситуации:1. Изучение взаимоотношений между детьми с псевдобульбарной дизартрией проводится в виде игры «Два домика» (социометрический эксперимент). Цель данной методики - определение статусного положения детей в детском коллективе, число изолированных, предпочитаемых, принятых и непринятых детей в группе, число взаимных выборов, уровень благополучия взаимоотношений в группе, уровень развития коммуникативных навыков.2. Изучение критериев выбора партнера для общения с целью выявления причин положительного и отрицательного выбора детьми партнера по общению (проводится в форме беседы). Исследование дополняется наблюдением за повседневным общением детей, в процессе которого проверяют и уточняют результаты социометрического эксперимента и беседы.3. Изучение причин изоляции дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в группе детского сада. На основании социометрического эксперимента могут быть выявлены «изолированные» дети и проведено наблюдение за их поведением, отношением к ним других детей группы во всех видах деятельности и во всех режимных моментах.При изучении общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией мы использовали методику «Два домика» - вариант методики, предложенный Я.Л. Коломинским, «выбор в действии». Цель методики - выявление уровня сформированности коммуникативных навыков, а также изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура ее проведения следующая.Подготовка исследования. Изготовить из картона, либо нарисовать два разных домика: один - привлекательный для ребенка, большой, красного цвета, с крышей и окнами; другой - непривлекательный для ребенка, небольшого размера, черного цвета, без крыши и окон. Приготовить фотографии всех детей, участвующих в эксперименте.Инструкция. Посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил себе, а кого поселил бы в черный домик. Разложи фотографии ребят по домикам (в домиках должны быть прорези для фотографий).Проведение исследования. После показа домиков ребенку рассказывают, что в одном (красном) домике много разных игрушек, книжек, а в другом (черном) игрушек практически нет. После инструкции взрослый записывает первых двух детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. В процессе проведения эксперимента взрослый просит ребенка объяснить причины своих положительных и отрицательных выборов.Ограничение числа выборов позволяет выявить наиболее субъективно значимые связи, а значит, социометрическая структура группы будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Данная методика может дать достоверные результаты в том случае, если в составе исследуемой группы не меньше пяти детей.Обработка данных. Симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Подсчитываются следующие данные:- количество положительных выборов (выборов);- количество отрицательных выборов (невыборов);- количество взаимных положительных выборов (взаимовыборов);- количество взаимных отрицательных выборов (взаимоневыборов).Данные заносятся в таблицу (см. Приложение 1), выборы обозначаются +, невыборы -, взаимовыборы +, взаимоневыборы - . На основании данных определяется статусное положение каждого ребенка и происходит распределение всех детей по условным статусным категориям:I «предпочитаемые» («лидеры») - дети, получившие 4 выбора;II «принятые» - дети, получившие 2-3 выбора;III «непринятые» - дети, получившие 1 выбор;IV «изолированные» - дети, не получившие ни одного выбора.В соответствии с количеством детей в каждой статусной категории высчитывается соотношение детей в статусных категориях (в %) по формуле:СП = ( n / N ) 100% ,где СП - статусное положение, n - количество детей в статусной категории, N - общее количество детей, участвующих в эксперименте.Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносится число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ в норме при I + II III + IV (или незначительном расхождении), низкий - при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.В соответствии с количеством полученных положительных выборов (размещений в красном домике) определяется социометрический статус каждого ребенка в группе при помощи следующей формулы:С = % ,где С - статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К - количество положительных выборов, полученных ребенком среди сверстников; n - количество детей в тестируемой группе.Основанием для выводов о статусе ребенка служат количественные данные, т.е. показатель С.Оценка результатов.8-10 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 100%;6-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%;4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%;2-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%;0-1 балла - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.Выводы об уровне развития коммуникативных навыков.8-10 баллов - высокий;4-7 баллов - средний;1-3 балла - низкий;0 баллов - очень низкий.Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (КВ):КВ = ((Р1 ?) ? Р) 100%,Где Р - общее число положительных выборов, сделанных в эксперименте;Р1 - число взаимных положительных выборов.На основе определения статуса каждого члена группы делается вывод о наличии микрогрупп в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).После этого анализируют критерии положительных и отрицательных выборов, определяют, какие данные о сверстниках (нравственные качества, умения, внешние особенности и пр.) чаще выделяют дети. Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.) Детские ответы распределяют на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника:- общее положительное отношение, симпатии («Нравится»);- внешние качества (красивая одежда, яркий бант и пр.);- умения сверстника или его знания;- нравственные качества ровесника;- дружеские отношения («Я с ним дружу»);- не могут объяснить.По результатам проведенного нами эксперимента «Два домика» была составлена сводная таблица социометрического обследования детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (см. Приложение 1). В данной таблице наглядно представлены положительные/отрицательные выборы, положительные/ отрицательные взаимовыборы каждого испытуемого. Как видно из таблицы, большинство детей не смогли сделать нужное количество положительных и отрицательных выборов. Так, все дети сделали только по одному положительному выбору, Ваня К. и Даша О. сделали только один отрицательный выбор, Андрей Т. не сделал ни одного отрицательного выбора.1. Статусное положение каждого ребенка.На основании полученных положительных выборов мы определили статусное положение детей и распределили их по условным статусным категориям:I «предпочитаемые» («лидеры») - не выявлено;II «принятые» - Кристина П. (2 выбора);III «непринятые» - Алеша К. (1 выбор), Ваня К. (1 выбор), Даша О. (1 выбор);IV «изолированные» - Андрей Т. (0 выборов).В результате больше всего детей было отнесено к категории «непринятых» (3 человека), 1 ребенок оказался в категории «принятых» и 1 в категории «изолированных». Детей, получивших максимальное количество выборов (4 выбора) и отнесенных к категории «предпочитаемых» выявлено не было.Далее было определено соотношение детей в статусных категориях, данные представлены в таблице 1 «Статусное положение детей с псевдобульбарной дизартрией до проведения коррекционной работы».Таблица 1
Статусное положение детей с псевдобульбарной дизартрией до проведения коррекционной работы
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
,
6
, 7,
8
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.