Рефераты. Особенности методических принципов и методов обучения в процессе физического воспитания в начальной школе

p align="left">Теперь стало очевидно, что уважение к культурному наследию своего народа - это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Сегодня, наконец утвердилось признание того, что патриотизм выражается в преданности высшим ценностям народа, опираясь на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания. Это направление является обязательным основанием оздоровления современной начальной школы.

Современная школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и другие. Иными словами, школа чрезвычайно нуждается в знании об особенностях развития каждого конкретного ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности.

Нравственные качества и мотивы занимают важное место в структуре личности школьника. Нравственное развитие младшего школьника осуществляется на основе освоения им нравственных знаний и нравственного опыта предыдущих поколений, эмоционального переживания нравственных отношений современного общества.

Преобразования в физическом воспитании подрастающего поколения должны быть направлены на усиление его культурообразующих и гуманистических функций.

Определено место и направленность методов нравственного воспитания на занятиях по физическому воспитанию. Воспитательные воздействия, сочетаясь со средствами физического воспитания, обеспечивают выполнение следующих функций:

1. Формирование, уточнение и закрепление знаний, представлений и понятий о нормах нравственного поведения.

2. Создание положительного эмоционального настроя перед выполнением упражнений.

3. Включение в организованную коллективную деятельность и в ходе ее приучение к культуре поведения.

Организация работы в области физического воспитания учащихся базируется в настоящее время на исследовании спортивно-диагностических нормативов (президентские тесты, тесты мэра г. Москвы и другие) и почти не учитывает мотивы и потребности школьников в регулярных занятиях тем или иным видом двигательной активности.

Учет состояния мотивационно-потребностной среды детей выдвигается в современном образовательном процессе как обязательное условие воспитания у них устойчивого желания к ведению здорового образа жизни.

Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях.

Школа должна раскрыть перед младшими школьниками основные черты русского национального самосознания, воспитывать у учащихся высокое чувство национального достоинства, без которого невозможно сформировать патриотическое сознание личности, любовь к Отечеству, России.

Приобщение учащихся начальной школы к национальной культуре должно осуществляться через продуманные, глубокие авторские программы. Внесение изменений в программу по физической культуре позволит вернуть в школу такие народные игры и забавы, как лапту, городки, русскую борьбу и другие. Благодаря смыслу, заложенному в русских народных играх, в детях может ожить двигательная генетическая память.

В концепции развития школы должна быть заложена организация обучения и воспитания целостного процесса формирования национального самосознания у учащихся в разделе физического воспитания. Поэтому не случайно все чаще поднимается вопрос о разработке концептуальных подходов к предмету «Физическая культура» на основе русских традиций. Главная цель концепции сделать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщить их к двигательной русской культуре, помочь ребятам развить свои способности и дарования.

Глава II. Методы физического воспитания на уроках физкультуры в начальной школе

Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Исключительное значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения.

Перспективные задачи совершенствования физического воспитания, которое далеко не удовлетворяет общество, выражены в резолюциях и постановлениях, в которых указывается важность укрепления здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины, в возрастании значения физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь.

Указывается на необходимость поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом развитии, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни. Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требует глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в образе жизни детей школьного возраста, так как именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчиво сохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физического совершенствования.

В настоящее время очень важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания, привития необходимых умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения.

Особенностями уроков физической культуры в начальной школе являются знакомство с основными понятиями физической культуры и овладение доступными упражнениями оздоровительного и общеразвивающего характера. Очень важно заинтересовать ребенка, ввести его в мир оздоровительной физической культуры и показать его значимость. Для этой цели, опираясь на знания об оздоровительной физкультурной деятельности, необходимо научить младших школьников тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию. Как известно, основными бедами младших школьников являются простудные заболевания, стрессы, связанные с незнакомой обстановкой в начале школьного обучения, создание предпосылок для нарушения осанки, недостаточная двигательная активность.

Основными разделами, которыми нужно овладеть младшим школьникам на уроке физической культуры, являются основы дыхательной гимнастики, навыки мышечной релаксации, комплексы для психической регуляции, упражнения на концентрацию внимания, комплексы для профилактики нарушений осанки. Очень важно использовать игры и упражнения для формирования основных двигательных качеств, научить детей знаниям по основам оздоровительной и развивающей физической культуры, а также использовать на уроках упражнения для профилактики простудных заболеваний, закаливающие мероприятия.

2.1 Игровая деятельность как форма и метод обучения младших школьников

Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.

Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода - способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.

Младшие школьники, проявляя нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям.

Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.

В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.

Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры.

Игра сама по себе является формой стихийного поведения ребенка, а методом является комплекс вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости.

В игровом методе можно выделить подражательно-игровой и классический игровой методы.

Игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений.

Таким образом, игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Упражнения, выполняемые в игровой форме - подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.