Отрабатывая дифтонг йе(е), необходимо, помимо указанного выше, проводить упражнения, связанные с сопоставлением букв е и э как в изолированном положении, так и в начале слов, например: е -- э, есть -- это.
Гласные.
Звук «о».
Работая над звуком о на уроке и на индивидуальных занятиях, следует сопоставить звучание и видимую артикуляцию данного звука и ранее усвоенного звука а.
Если не удается устранить указанные недостатки на основе непосредственного подражания с опорой на зрительное восприятие естественной артикуляции и прослушивание нормального звучания гласного, то приходится прибегнуть к специальным приемам.
Следует посадить ученика рядом с собой перед зеркалом, произнести о, раскрыв рот несколько шире обычного, и показать, что язык должен находиться не впереди, а в глубине рта. При этом сопоставляется правильное и неправильное положение языка. Если этот прием не приведет к цели, то следует шпателем нажать на переднюю часть языка и несколько отодвинуть его в глубь рта.
Во втором случае внимание ученика фиксируется на необходимости округлить губы. Если пробы перед зеркалом не приведут к цели, можно слегка нажать большим и указательным пальцами на щеки у углов рта и таким образом помочь ученику придать губам округлую форму. Наличие оттенка а при правильном положении губ указывает на необходимость отодвинуть в глубь рта язык, что достигается с помощью шпателя.
Звук «и».
Прикасаясь пальцами ко дну ротовой полости учителя (снизу), дети ощущают напряжение мышц. Иногда это оказывается достаточным, чтобы путем простого подражания ребенок правильно воспроизвел звук и как в слоге (или отдельно), так и в слове.
Однако в большинстве случаев постановка звука и сопряжена со значительными трудностями и требует индивидуальной работы.
На индивидуальных занятиях описанные приемы могут быть дополнены указанием на характерную для звука и вибрацию темени, которую ученик может ощущать, положив руку на голову учителю. Иногда это сразу приводит к цели.
В более трудных случаях рекомендуется применить следующий подход. Посадив ученика рядом с собой перед зеркалом, учитель произносит протяжное хъ, приоткрыв при этом рот настолько, чтобы видно было положение языка. Одновременно он подносит к своему рту полоску бумаги, которая под действием выдыхаемой струи воздуха отгибается.
Ученик подражает учителю, контролируя себя с помощью зеркала и полоски бумаги, поднесенной ко рту. Если вместо хь у него получится сь} то следует шпателем или пальцем нажать на переднюю часть спинки языка. Добившись у ученика звука хь (напоминающего шепотное и), можно переходить к следующему этапу, который характеризуется тем, что данному звуку предпосылается согласный п, так что получается пхь, напоминающее шепотное пи. Вызвав у ученика требуемое звукосочетание, учитель вновь произносит его сам и, протягивая хь, присоединяет голос, в результате чего получается звук /. Ученик улавливает переход от хь к / с помощью остаточного слуха или приложив руку к гортани учителя. Теперь вместо пхь ученик произносит за учителем nj, которое в дальнейшем при многократном повторении переходит в пи. Из этого слога уже нетрудно выделить отдельный гласный и. В некоторых случаях можно обойтись и без присоединения звука п, вызывая и непосредственно путем озвончения хь.
Получив чистое и, например, в слове пила, необходимо тщательно следить за его воспроизведением в других словах, так как звук этот часто перерождается в э или в ы. Особое внимание следует обратить на произношение звука и после согласных. Как известно, в нормальной речи согласные перед и смягчаются. Исключение составляют согласные ш, ж и ц, после которых и вообще не произносится, а переходит в ы (мыши, оюивот, цирк).
Естественно, что, требуя чистого произношения звука и, стоящего после согласного, мы автоматически вызываем у ученика мягкое или полумягкое произнесение предшествующего согласного. Это сравнительно легко достигается по отношению к губным согласным, например, в таких словах, как пила, пишет, Миша, минус, Витя. Нетрудно получить чистое и также после таких язычных согласных, как с, з (спасибо, зима), л (лимон).
3.4 Выводы по 3 главе
Обследование проводилось на базе школы-интерната I вида № 10. В нем участвовали 6 человек - учеников 5а класса (Диана Т., Саша М., Саша Л., Яна Я., Азат Х., Маша К.). При изучении состояния произносительной стороны речи мы основывались на рекомендациях Фомичевой М.Ф., Кузьмичевой Е.П., Слезиной Н.Ф..
Результаты обследования показали следующее:
Диана Т., 12 лет; в норме 15 звуков, замена или нечеткое произношение 15 звуков.
Яна Я., 12 лет; норма - 18, замена 12 звуков.
Саша Л., 11 лет; в норме 18 звуков, заменяет 12.
Саша М., 12 лет; произносит четко 17 звуков, 13 звуков нарушено.
Маша К., 11 лет; лучший показатель в классе - в норме 21 звук, требуют коррекции 9.
Азат Х., 11 лет; нарушено 10 звуков, в норме 20.
У всех детей нарушены йотированные звуки, трудности вызывают большинство звонких звуков, а также носовые звуки.
Использована методика коррекционной работы Рау Ф. Ф. по формированию произношения.
Основная задача обучения глухих детей произношению состоит в том, чтобы достичь его максимальной внятности и членораздельности и тем самым способствовать успешному развитию их устной речи как способа общения и инструмента мысли.
Заключение
Как мы уже говорили, особо важную роль в формировании произносительной стороны речи играет развивающаяся функция слухового и речедвигательного анализаторов, которые дают ребенку возможность воспринимать обращенную к нему речь, подражать ей и контролировать собственное звукопроизношение.
У глухих детей эти возможности крайне ограничены, это приводит к бедности словаря, неполноценном овладении грамматическими формами и фонетическим строем речи.
Формирование произношения в средних классах протекает в условиях, когда пользование дактильной речью сокращается, что сближает условия устного общения с теми, которые свойственны слышащим детям.
Работа над произношением в этот период осуществляется в своеобразных условиях, которые связаны как с уровнем общего развития учащихся, так и с уровнем развития их произносительных навыков.
Задачи, поставленные в начале работы, решены. Цель нашей работы достигнута.
Литература
1) Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. - М.: Издательство МГУ, 1956. - 240с.
2) Аванесов Р. И. О слогоразделе и строении слова в русском языке // Вопросы языкознания. - 1954. - № 6.
3) Андреева Е. И. Психологические основы обучения произношению. - Л.: ЛГПИ А. И. Герцена, 1977. - 216с.
4 )Андреева Е. И. Фонетический анализ устной речи глухих учащихся // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е. И. Андреева. - Л.: ЛГПИ А. И. Герцена, 1973. - 126с.
5) Белова Н. И. К вопросу о произношении глухих дошкольников // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е. И. Андреева. - Л.: ЛГПИ А. И. Герцена, 1973. - 104 с.
6) Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М.: Просвещение, 1985. - 211с.
7) Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. - 176с.
8) Бельтюков В. И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся. - М., 1956. - 112с.
9) Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 236с.
10) Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушением слуха: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 125с.
11) Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 143с.
12) Волкова К. А. Методика обучения глухих произношению. - М.: Просвещение, 1980. - 111с.
13) Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Сб. Тр/Мос. гос. пед. ин-т; [Отв. ред. М.М. Нудельман]. М.: МГПИ, 1975. - 353с.
14) Галигузова Л. Н. , Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. - 143с.
15) Гербова В. В., Максакова А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы)». - М.: Просвещение, 1989. -110с.
16) Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993. -173с.
17) Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. - М.: Валдос, 2000. - 191с.
18) Касьянов В. М. Развитие ребенка и среда (Формирование речевой функции. Детская нервность)» - МГПИ, Кафедра школьной гигиены - М., 1971. - 98с.
19) Кодухов В. И. Введение в языкознание. - М.: Просвещение, 1987. - 285 с. 20) Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М.: Просвещение, 1969. - 195с
21) Кольцова М. Ребенок учится говорить - М.: Сов. Россия, 1979. -256с.
22) Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М.: Просвещение, 1991. - 244с.
23) Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. - М.: Просвещение, 1971. -191с.
24) Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1971. - 127с. 25) Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать. - М.: Просвещение, 1990. - 167с.
26) Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2003. - 461 с.
27) Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь дошкольника и ее исправление. - М.: Просвещение, 1967.- 116 с.
28) Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся 1 отделения. - Л., 1984. - 83с. 29) Микшина Е. П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях): Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Л., 1987. - 59с.
30) Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: Сравнительно с нормой. - М.: Просвещение, 1969. - 280с.
31) Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 213с. 32) Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М.: Педагогика, 1984. - 286с.
33) Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М., Просвещение, 1986. - 129с.
34) Программа по обучению и воспитанию слабослышащих детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 253с. 35) Пути обучения речи / Под ред. Б. Д. Корсунской. - М., 1960. - 217с.
36) Развитие речи младших школьников под редакцией Львова М. Р. Аванесов Р. И. О слогоразделе и строении слова в русском языке // Вопросы языкознания. - 1954. - № 6.
37) Рау Ф. А., Рау Ф. Ф. Методика обучения глухонемых произношению. - М.: Учпедгиз МП РСФСР, 1959. - 321с.
38) Рау Ф. Ф. Методика обучения глухих устной речи. - М.: Просвещение, 1976. - 279с.
39) Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. - М.: Просвещение, 1981. - 243с.
40) Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. - М.: Педагогика, 1981. - 190.
41) Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. - М.: Педагогика, 1973. - 148с.
42) Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., Академия педагогических наук РСФСР, 1963. - 163с.
43) Сайдуллаев А. Своеобразие образов будущего и динамика их изменения у учащихся средней школы: Авторефю дис. на соиск. учен. стип. канд. психол. наук / Моск. гос. пед. ин-т. Науч. рук. Нудельман М.М. : изд-во моск. гос. пед. ин-та, 1972. - 18с.
44)Синяк В. А. «Логопедия». - М.: Просвещение, 1969. -127с
45) Слезина Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников. - М.: Просвещение, 1984. - 267с.
46) Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002. - 359с.
47) Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. /Академия пед. и соц. наук; Моск. психол-соц. ин-т. - М.: 304с.
48) Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М.: Просвещение, 1968. - 316с.
49) Шматко Н. Д. Усвоение глухими дошкольниками словесного ударения // Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха / Под ред. Е. П. Кузьмичевой и Н. Ф. Слезиной. - М.: Просвещение, 1986. - 238с.
50) Шматко Н. Д. Усвоение слоговой структуры слова глухими дошкольниками // Дефектология. - 1979. 51) Щерба Л. В. Фонетика французского языка. Учпедгиз, 1939. Приложение. - 207с.
52) Янн /Пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2003. - 248с.
Приложение 1
Фамилия, класс
звук
Звуко произношение
Аффрикаты
ч
Ц
Соноры
Р
Л
М
Н
Свистящие
С
З
Шипящие
Ж
Ш
Щ
Заднеязычные
К
Г
Х
Оппозиционные
Б
П
Д
Т
В
Ф
Йотированные
Й
Я
Е
Ё
Ю
И
Гласные
А
О
У
Э
Ы
Приложение 2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9