Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенные в упражнениях позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.
На основании литературных данных по теме исследования можно сделать следующие выводы.
В систему физического воспитания детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении с целью повышения двигательной активности необходимо включать различной формы занятий физическими упражнениями: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр, гимнастику после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, посещение детских спортивных секций, плавание, ЛФН и массаж.
С целью оздоровления детей разработана система закаливания водой, воздушными и солнечными ваннами, ходьба босиком по «тропинке здоровья».
Наряду с традиционными в процессе физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении могут быть использованы такие методы оздоровления детей, как ароматерапия, фитотерапия, металлотерапия, цветотерапия, светотерапия, камнетерапия и т.д.).
Самостоятельная двигательная активность детей в группе, на прогулке.
Совместные занятия по физкультуре детей с родителями.
2. Эмпирическая часть исследования
2.1 Подготовка эмпирической части исследования
Продолжая первую главу моей работы, было проведено исследование на базе МДОУ д/с №13 г. Новороссийска, с детьми младшей и старшей группы в количестве 10 человек.
Цель исследования: выявить особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в дошкольном учреждении.
Задачи исследования:
1. Определить исследования различных форм двигательной деятельности в режиме дня дошкольного возраста.
2. Проведение и анализ результатов эмпирической части исследования.
3. Выявить влияние организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ на детей.
Далее определены методы исследования.
1. Общая характеристика форм физкультурно-оздоровительной работы и их использование в режиме дня.
2. Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания.
3. Анкетирование родителей.
4. Беседа с родителями.
2.2 Проведение эмпирической части исследования
2.2.1 Формы организации двигательной активности и их использование в режиме дня ребенка
С целью выявления организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ №13. Нами была использована работа О.А. Скорлуповой «Контроль как один из этапов диагностики физкультурно-оздоровительной работы». Контроль предназначен для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста. В период с младшего возраста до старшей группы в течение дня. Во время исследования присутствовали: воспитатель, медицинский работник, инструктор физкультуры помогавшие и поддерживающие дисциплину.
Исследование проводилось в групповой форме в I половине дня. Детям предлагались такие виды упражнений как: ходьба, бег, прыжок, лазание, метание, бросание.
Для определения уровня физической работы ребенка. Упражнения были подобраны с учетом возрастных особенностей, программы, физического развития ребенка, состояния здоровья, физической подготовленности (Таблица 1а, б).
Таблица 1а
Формы организации двигательной активности детей в д/с №13
1. Утренняя гимнастика
2. Физ. минутки
3. Плавание
4. Бодрящая гимнастика
5. Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе
6. Ритмопластика
7. Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (I и II половины дня)
8. Физкультурное занятие
9. ЛФК
Физкультурные досуги: 30 мин - 2 раза в месяц
Физкультурные праздники: 60 - 90 минут - 2-3 раза в год
Таблица 1б
Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей раннего возраста (1,5-2 года)
№ п/п
Формы
Время в режиме дня
Место проведения
Кто проводит
Особенности организации
1
Утренняя гимнастика
Утро
4 мин
Зал, группа, музыкальный зал
Воспитатель, руководитель ФВ, музыкальный руководитель
Ежедневно. В теплое время года - на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1-2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно.
2
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Ежедневно
8 - 10 мин
Площадка
Воспитатель, руководитель ФВ
На прогулке используется 2-3 игровых задания-упражнения (закрепление основных движений).
3
Физкультурное занятие
2 раза в неделю 10 - 15 мин
Зал, площадка
Руководитель ФВ
По подгруппам: от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев - по 2-4 ребенка; до 2-х лет - по 5-7 детей
4
Занятие по плаванию
1 раз в неделю
10 - 15 мин
Бассейн
Инструктор ФВ
Занятия проводятся по подгруппам
5
Бодрящая гимнастика
После дневного сна
Группа, спальня
Воспитатель
Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей
6
Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе
Группа
Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей
7
Совместное занятие по физкультуре детей с родителями
Зал
Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
6 - 8 мин
Воспитатель, руко-
водитель ФВ, музы-
кальный руководитель
2 раза в день (на утренней и вечерних прогулках)
20 - 25 мин
На прогулке используется 1 подвижная игра, 2 игровых задания упражнения (закрепление основных движений). В дни физкультурного занятия игры проводятся утром по 8 - 10 мин, вечером - 8 - 12 мин
2 раза в неделю 20 - 25 мин
Занятия могут проводиться по подгруппам
2 раз в неделю
Занятие лечебной физкультурой
Инструктор ЛФК
Зависит от характера патологии, группы формируются по показаниям
Занятие по ритмопластике
Группы формируются по желанию детей и родителей
8
Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
9
Физкультурный досуг
20 - 30 мин
Руководитель ФВ, воспитатель
Проводится 1 - 2 раза в месяц
10
Физкультурный праздник
30 мин
Проводится 2 - 3 раза в год
11
День здоровья
Группа, площадка, зал
Руководитель ФВ, воспитатель, врач
Не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все остальные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями
Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Воспитатель, руко-водитель ФВ, музы-кальный руководитель
Физкультминутки
Во время занятий 1 - 3 мин
Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий могут проводиться 1 - 3 раза по 1 - 2 мин. На занятиях по изодеятельности можно не проводить
2 раза в день (на утренней и вечерней прогулках) 25 - 30 мин
На прогулке используется 1 подвижная игра, 2 игровых задания упражнения (закрепление основных движений). В дни физкультурного занятия игры проводятся утром по 10 - 12 мин, вечером - 10 - 15 мин. Могут использоваться спортивные игры и упражнения
25 - 30 мин
2 раза в неделю 25 - 30 мин
После дневного сна 8 - 10 мин
Секционное занятие
1 раз в неделю 25 мин
Ежедневно 30 мин
30 45 мин
12
30 - 40 мин
13
2.2.2 Диагностика физкультурно-оздоровительной работы
В начале нашего исследования:
По диагностической карте «Физическое развитие» можно проследить организацию оздоровительной работы в детском саду. Возраст детей младший и старший дошкольный возраст.
Так в младшем возрасте проходил адаптационный период, дети часто болели. Благодаря физическим упражнениям и хорошей организации физкультурно-оздоровительного досуга, легко прошел адаптационный период. Стали активно с интересом выполнять физические упражнения, радоваться успехам, общие показатели основных движений улучшились, хорошо овладели навыками: ползание, лазание, бросание, метание, ловля (Приложение 1, 2).
После проведения физкультурно-оздоровительной работы мы видим улучшение состояния физического здоровья.
Подведя итоги диагностирования мы сделали вывод, что в младшем дошкольном возрасте результаты физического развития оказались следующими: 10 человек - 100%.
Ходьба, бег - хорошо 70%, удовлетворительно - 30%.
Прыжки - хорошо 20%, удовлетворительно - 80%.
Лазание и ползание - хорошо 50%, удовлетворительно - 50%.
Метание - хорошо 60%, удовлетворительно 40%.
А в старшем дошкольном возрасте.
Ползание, лазание - хорошо 90%, удовлетворительно 10%.
Бросание, ловля - хорошо 100%, удовлетворительно 0%.
Метание - хорошо 100%, удовлетворительно 0%.
Передвижения с техническими средствами - хорошо 90%, удовлетворительно 10%.
2.2.3 Беседа и анкетирование родителей
Здоровьесберегающие мероприятия для улучшения показателей уровня физического развития детей после проведенной беседы, анкетирования (Приложение 3) и работы с родителями пришли к выводу, что можно повысить физическое развитие в следствии следующих причин:
1. Плохая материальная база, нет хорошего стадиона, плохое оснащение физкультурного зала (нет достаточного оборудования и инвентаря), нет оборудования физкультурной площадки.
2. Не привлечение к дням здоровья, физкультурным досугам. праздникам родителей.
3. Отрицательный пример взрослых: курение, алкоголь.
4. Малое проведение экскурсий, походов, прогулок за пределы ДОУ.
5. Не соблюдение режима дня родителями вне ДОУ.
6. Не проводятся занятия по плаванию.
7. Нет секционных занятий.
Повышение физкультурно-оздоровительной работы зависит от многих факторов, влияющих на детей.
1. Положительный результат показали дети занимающиеся в спортивных секциях, клубах и т.д.
2. Совместная работа воспитателей и родителей по созданию материальной базы для массового привлечения детей к занятиям физическими упражнениями.
3. Положительные примеры сверстников.
4. Создание благоприятных условий для занятий двигательной активностью детей.
5. Роль педагогического коллектива ДОУ в решении задач развития физкультурно-оздоровительной работы.
6. Агитация и пропаганда физической культуры в ДОУ.
7. Физкультурные праздники и массовые спортивные выступления.
8. Организация и проведение дней здоровья в ДОУ.
Результаты анкетирования: (10 человек - 10%)
1. Кто из родителей занимается спортом? - 4%.
2. Есть ли дома спортивный снаряд? - 9%.
3. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? - 3%.
4. Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? - 10%.
5. Соблюдает ли ребенок этот режим? - 9%.
6. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? - 2%.
7. Соблюдает ли ваш ребенок правила личной гигиены? - 10%.
8. Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? - 10%.
9. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия? - 8%.
10. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком: мама - 5%, папа - 3%, вместе - 2%.
11. Гуляете ли вы с ребенком после д/с? - 10%.
12. Гуляет ли ваш ребенок один? - нет - 10%.
13. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
- подвижные игры - 10%;
- спортивные игры - 7%;
- настольные игры - 5%;
- конструирование - 9%;
- просмотр телепередач - 10%;
- чтение книг - 6%;
- музыкально-ритмическая деятельность - 3%.
Беседа выявила, что детям нравится заниматься физическими упражнениями (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание), спортивными играми, игры с мячом, народные подвижные игры.
С учетом результатов нами сформулированы рекомендации родителям и воспитателям по выявлению влияния двигательных навыков на физическое здоровье ребенка.
1. Выполнение зарядки после сна.
2. Закаливание, водные процедуры, воздушные ванны.
3. Занятие в спортивных секциях.
4. Активный двигательный досуг, катание на велосипедах.
5. Плавание и посещение детей с родителями спортивных площадок.
6. Спортивные праздники.
7. Привлечение родителей для совместной работы по физическому воспитанию детей.
8. Физ. минутки разучивать с родителями.
9. Народные подвижные игры.
10. Повышение двигательной активности путем музыкально-эстетического воспитания на физических занятиях.
Заключение
Состояние здоровья детей дошкольников характеризуются высокой распространенностью морфофункциональных отношений 70-75%. Одним из главных направлений работы ДОУ являются обеспечение благотворных условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
С целью улучшения здоровья детей дошкольного возраста в систему физического воспитания в детском образовательном учреждении должны быть включены различные формы занятий физические упражнениями, повышающие уровень двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, игры, упражнения на прогулке и др.).
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.
Эффективность оздоровительной работы с детьми младшего возраста будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения педагогами методикой организации и проведения традиционных (закаливание водой, воздухом, солнцем в сочетании с «тропой здоровья» и физическими упражнениями), а также нетрадиционных способов оздоровления (ароматерапия, фитотерапия, цветотерапия, фитонцидотерапия, металлотерапия игротерапия, камнетеропия и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7