Рефераты. Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения детей с замедленным психическим развитием

таких детей недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, что отчетливо проявилось при решении геометрических головоломок. Учащиеся испытывали существенные трудности при вычислении составных частей многоэлементного блока. Мысленный анализ даже простых по структуре блоков оказывался им недоступным, если две части этого блока образовывали замкнутую структуру. Иными словами, успешность мысленного вычленения отдельных частей объекта зависела не только от его сложности (от количества составляющих элементов), но и от взаимного расположения частей.

Заметно отличались от сверстников дети с ЗПР и неумением предвидеть результаты своих действий, что свидетельствовало о несформированности у них антиципирующего анализа. Данные исследований говорят также о недостаточной подвижности у них образов-представлений, чем объясняются значительные трудности, испытываемые такими детьми при решении задач на установление симметричных отношений между объектами.

При характеристике детей с задержкой развития обычно подчеркивается их высокая обучаемость по сравнению с умственно отсталыми школьниками, однако в экспериментально-психологических исследованиях почти не рассматривается обучаемость этой категории детей в сравнении с нормально развивающимися учениками. Получается разрыв между повседневно наблюдаемыми фактами, свидетельствующими о трудностях усвоения детьми с ЗПР школьной программы, и данными психологических экспериментов.

К настоящему времени накоплены новые данные, которые полнее характеризуют особенности мышления, речи, образной сферы детей этой категории. Особенно важны результаты исследования развития разных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Показано, что особые трудности в развитии мыслительной деятельности этих детей связаны, видимо, с выраженной недостаточностью наглядно-образного мышления. Вместе с тем первоначальное представление о том, что словесно-логическое мышление детей с задержкой психического развития должно отставать в еще большей мере, оказалось упрощенным. Доказано, что словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям, решаются ими на таком же (или почти на таком же) уровне, как и их нормально развивающимися сверстниками. В то же время такие, казалось бы, простые задания, как определение содержания хорошо знакомых детям слов, вызывают чрезвычайные трудности. Таким образом, возможности решения мыслительных задач определяются не только видом мышления, к которому они адресуются, не только (а иногда и не столько) их объективной сложностью, сколько их содержанием - относится ли оно к «конкретике», т.е. к тому, что жизненно, «переживаемо», имеет смысл для ребенка, или является отвлеченным. Эти данные имеют существенное значение не только для понимания своеобразия психического развития детей рассматриваемой категории, но и для усовершенствования содержания и методов их обучения.

Список литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Просвещение, 1997. - с. 93.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - с. 315.

3. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития. - М: Просвещение, 1984. - с. 255.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. - с. 230.

5. Власова Т.А. Проблемы советской дефектологии // Советская педагогика. - 1978. - № 1.- С.58-68.

6. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. - 1975. - № 6. - С.8-17.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - с. 173.

8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Айрис-Пресс, 1956. - с. 115.

9. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. - М: Просвещение, 1983. - 368 с.

10. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. - М.: Дрофа, 1930. - 370 с.

11. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - М.: Педагогика, 2002. - с. 279.

12. Гурьянов Е.В. Учет школьной успешности. - М.: Просвещение, 1926. - с.223.

13. Дети с временными задержками развития / Под. ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. - М: Педагогика, 1971. - с. 184.

14. Дети с отклонениями в развитии / Под. ред. Певзнер М.С. - М.: Педагогика, 1966. - 261 с.

15. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. - М.: Феникс, 1971. - с. 165.

16. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Дрофа, 1973. - с. 95.

17. Егорова Т.В., Лонина В.А. Развитие наглядно-образного мышления уаномальных детей // Дефектология. - 1975. - № 4. - С.248.

18. 3аика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С.86-92.

19. 3анков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. -- М.: Просвещение, 1935. - с. 138.

20. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: ВЛАДАС, 1986. - с.150.

21. Ингенкамп. Педагогическая диагностика. - М.: Айрис-Пресс, 1991. - с. 340.

22. Калмыкова З.И. Методика диагностики обучаемости школьников. - В сб.: Проблемы диагностики умственного развития. - М.: Педагогика, 1975. - с. 143.

23. Калмыкова З.И Психологические принципы развивающего обучения. -М.: ACT, 1978. - с. 289.

24. Клинические нарушения взаимодействия анализаторов. - М.: Феникс, 1975. - с. 160.

25. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научной практической конференции в Новгороде. - М.: Айрис-Пресс, 1995. - с. 325.

26. Коррекционная педагогика / Под. ред. Б.П. Пузанова. - М: Педагогика, 1998. - с. 258.

27. Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. Коррекционная педагогика в начальном образовании. - М.: Дрофа, 2001. - с. 312.

28. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Литература, 1990. - с.530.

29. Лебединский К.С. Дети с нарушениями общения. - М.: Педагогика, 1989. - с.312.

30. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М: Педагогика, 1985. - с. 269.

31. Леонтьев А.Н., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников. - М.: Просвещение, 1968. - с. 230.

32. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с ЗР // Дефектология. - 1972. - № 4. - С.240.

33. Лутонян Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с ЗПР. -М.: Айрис-Пресс, 1977. - с. 360.

34. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Феникс, 1971. - с. 359.

35. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: ACT, 1983. - с. 320.

36. Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск: Педагогика, 1992. - с. 261.

37. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: ГНОМиД, 1993. - 193 с.

38. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников. - М.: Просвещение, 1971. - с. 160.

39. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. - М.: ГНОМиД, 1994. - с. 260.

40. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. -М., 1981. - с.182.

41.Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с ЗПР //Дефектология. - 1972. - № 5. - С.240.

42. Обучение детей с задержкой психического развития / Под. ред. В.И. Лубовского.- Смоленск, 1994. - 210 с.

43. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с ЗПР // Дефектология. - 1978. - № 3. - С.230.

44. Проблемы диагностики умственного дэазвигюг учащихся. - М.: Просвещение, 1975. - с.150.

45. Программы специального коррекционного учреждений и классов коррекпионно-развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1996. - с. 35.

46. Педагогические сочинения - М.: Педагогика, 1979. - с.450.

47. Певзнер М.С. Дети с отклонения в развитии. - М.: Просвещение. 1966.

48. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Просвещение. 1977. - с. 138.

49. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под. ред. Н.А. Мельчинской. - М.: Психология, 1971. - с.183.

50. Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В. Добровиной. - М.: Психология, 1995. - с.310.

51. Рейдидойм М.Т. ЗПР у детей // Дефектология. - 1977. - №2. - С.215.

52. Рубиншьейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Психология, 1989. - Т.2. - с.335.

53. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. - М.: ACT, 1990. - с.220.

54. Рутман Э.М. Вызванные потенциалы в психологии и психопедагогике. - М.: Феникс, 1979. - с.360.

55. Смирнов А.А. Психология запоминания. - М: Психология, 1963. - с. 219.

56. Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. - 1972. - №3. - С.230.

57. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: Психология, 1995. - с.119.

58. Ушинский К.Д. Собр. соч. «Избранное». М.: Просвещение, 1983. - с. 630.

59. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга // Вопросы психологии. - 1963. - №20. - С.89.

60.Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью. - М.: Педагогика, 1984. - с. 283.

61. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. - 1998. - №5. - С.60.

62. Шибаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. - М.; Психология, 1996. - с.230.

63. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Психология, 1989. - с. 95.

64. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников. - Петрозаводск, Педагогика, 1992. - с.143.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.