Мое общество
Ребенок
Мои права
Мое отечество
Моя семья
Главный период формирования правосознания - это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.
В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция.
Социальная роль школьника - нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.
Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.
Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой "рост", получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для наших детей, живущих и обучающихся в оздоровительном заведении.
В целях усиления качества работы по правовому воспитанию разработана программа по данному направлению.
Таблица 2
1 ступень
Форма работы
Правовой статус ребенка (права, обязанности, ответственность) на различных возрастных этапах.
Беседа 5 - 7 классы.
Изучение прав ребенка: право на жизнь и воспитание в семье.
7-8 класс
"Моя семья - мое богатство".
Праздник 5 - 8 классы
Семейный кодекс о правах и обязанностях детей и родителей
8 класс
Конвенция о правах ребенка
8 класс, деловая игра
Гражданские права детей
Диспут
"Я люблю учиться" (право детей на образование). Какой должна быть современная школа?
2 ступень
Всеобщая Декларация прав человека
8-9 классы
Конституция России на защите прав граждан
8-9 классы, праздник
Деловая игра "Права ребенка"
5-8 классы, праздник
Политическое устройство государства
9 класс
Что значит быть гражданином России?
8-9 класс, диспут
Избирательное право
9 класс, деловая игра
Законопослушная страна - миф или реальность
7-9 класс, диспут
Организация самоуправления в школе, классе (создание штаба дисциплины и порядка)
Учителя
Встречи и беседы, тесное содружество с работниками правоохранительных органов
В течение года
Проведение классных часов, бесед, диспутов:
Уроки Конституции;
Права и обязанности;
Провозглашено и гарантировано;
Закон обо мне. Мне о законе;
Можно и нельзя;
Систематическая пропаганда Правил для учащихся.
Уроки-диспуты по изученным художественным произведениям:
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание".
Л.Н. Толстой "Воскресенье", "Анна Каренина".
А.П. Чехов "В суде".
Просветительская работа среди родителей:
Законы жизни семьи, законы жизни класса (родительский тренинг).
Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать? (дискуссия)
Психолог, классный руководитель
Реализация данной программы имеет следующие результаты:
у ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей;
сформирован дружный школьный коллектив;
дети доброжелательны по отношению друг к другу и взрослым;
уровень воспитанности ежегодно повышается.
1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений средних профессиональных учебных заведений. - М., 1998.
2. Березина В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. - 1994. - № 2.
3. Бойкова А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., Знание, 1973.
4. Болотов В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-24 мая 2002 года М., 2002.
5. Володина С.И. Правовые знания в современном обществе: значение и актуальность. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.12-13 апреля 2000 года М., 2000.
6. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. - 1996. - № 5.
7. Гомлешко Б.М. Как вызвать интерес ребят к вопросам права? Правовое просвещение и воспитание школьников (Материалы областной научно-практической конференции. - Майкоп, 1977.
8. Давыдова Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся. - М., Просвещение, 1981.
9. Детское управление школой // Первое сентября - 1999г. - №9.
10. Дьячкова С. Игры по праву в школе. - Учитель, №5, 2001.
11. Карельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М., 1999.
12. Кацубо С.П. Изучаем право: пособие для воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школ. - Мн., 2002.
13. Методика правового воспитания учащихся: Уч. пособие для студентов /Под ред. А.В. Мицкевича, В.М. Обухова. - М., 1982.
14. Методическое пособие по организации обучения учителей преподаванию права. /Под ред. Суворовой Н.Г., Никитина А.Ф. - М., 1999.
15. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. - М., 2002.
16. Несмелова МЛ. Методика дифференцированного обучения учащихся VI класса на уроках истории: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. - М., 1998.
17. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М., "Владос", 2003.
18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасисктого. - М., 2000.
19. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
20. Права человека: книга для чтения в 3-х частях для 5-9 классов средней школы М., 1998-2000.
21. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. - Ростов, Изд-во Ростовского ун-та, 1973.
22. Саркисова Э.А., Чередниченко А.Ф. Нравственно-правовое воспитание школьников - Мн., 1993.
23. Содержание правового образования в средней школе. // Система правового образования в школе. Концепция. Учебные программы. Под общей ред. Элиасберг Н.И. - СПб, 1994.
24. Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений. - Обществознание в школе, №7, 1999.
25. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
26. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия // Воспитание школьников, 1993, №6.
27. Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе // Преподавание истории в школе - 1996. - № 4.
Страницы: 1, 2, 3