Рефераты. Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте

p align="left">- Особенности театрального искусства.

- Виды театрального искусства.

- Рождение спектакля.

- Театр снаружи и изнутри.

- Культура зрители.

5-й раздел - «Работа над спектаклями» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

- Знакомство с пьесой.

- От этюдов к спектаклю.

Общие программные задачи по всем видам деятельности:

Активизировать познавательный интерес.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

Снимать зажатость и скованность.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

Развивать интерес к сценическому искусству.

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

Сочинять этюды по сказкам.

Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность.

Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц.

Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

Развивать умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Пополнять словарный запас.

Составлять предложение с заданными словами.

Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера

Учить подбирать определения к заданным словам.

Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Знакомить детей с театральной терминологией.

Знакомить детей с видами театрального искусства.

Знакомить с главными творцами сценического чуда (главными создателями спектакля).

Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

Воспитывать культуру поведения в театре.

Предлагаемые умения и навыки:

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать заданные позы.

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

Знать 5-8 артикуляционных упражнений.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа:

Развивать чуткость к сценическому искусству.

Воспитывать в ребенке готовность к творчеству.

Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами.

Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.

Закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал.

Прививать навыки вежливого поведения.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

Оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными.

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

Активизировать ассоциативное и образное мышление.

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Развивать умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре; превращать и превращаться.

Учить действовать на сценической площадке естественно.

Развивать способность оправдывать свои действия нафантазированными причинами.

Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.

Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному.

Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок как драму, балет, оперу.

Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.

Учить адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированное.

Развивать умение владеть своим телом.

Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость.

Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации.

2.3 Формы театрализованной деятельности, применяемые в дошкольных учреждениях

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы - в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.), а так же специально запланирована в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

Занятия

Занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоционально развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры - драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально - эмоциональному развитию детей.

Таким образом, театрализованная деятельность будет способствовать развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди.

Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов и зрителей», т.е. на «постоянно выступающих» и «постоянно смотрящих», как играют другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей. Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи:

Понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны;

Помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем о ком он услышал.

В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Индивидуальная работа

Ещё одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя с ребёнком - один на один. Такое обучение часто называют индивидуальным. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и малышом. Это даёт воспитателю глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре - драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

Самостоятельная деятельность детей - театрализованные игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.

Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «… как будто бы» и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают чему они могут верить и чего не надо замечать.

Чтобы интерес к самостоятельной театрализованной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей… Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально-психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.