Все вышеперечисленные физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны друг с другом, с развитием психики. У одних они проходят более или менее равномерно, спокойно, у других ярко, всплесками. Это зависит от самого подростка, от родителей, учителей, воспитателей. Как они относятся к воспитаннику, понимают его, как реагируют на не вполне адекватные его поступки. Всё это в значительной степени определяет поведение ребёнка, его отношение к взрослым, сверстникам, нравственным нормам и ценностям.
Появление психических новообразований в подростковом возрасте сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подросток уже не ребёнок и ещё не взрослый. И вот это «уже» и «ещё» создаёт массу проблем для подростка.
Стремление к взрослости проявляется у подростка как потребность приобщения к миру взрослых, к их жизни и деятельности. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляются родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям со взрослыми, порождают конфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если При их возникновении учитывать особенности психического развития подростка.
Взросление подростка может происходить по-разному. Охарактеризуем 3 его основных этапа.
На первом этапе развития противоречий отмечается полное расхождение во мнениях между взрослым и подростком; претензии подростка на большую самостоятельность, уважение к себе воспринимаются взрослыми как нереальные, неосуществимые, необоснованные; полный отказ в понимании вызывает у подростков агрессивную реакцию, снижение авторитета взрослого. На втором этапе противоречия носят эпизодический характер, взрослые вынуждены иногда идти на уступки требованиям подростка, разрешать то, что не разрешали раньше. В такой ситуации развитие взрослости подростка зависит от содержания его интересов и стремлений. На третьем этапе противоречия постепенно исчезают, так как взрослые осознают и саму тенденцию взросления со стороны подростков, и изменение социальной ситуации поведения их в связи с данной тенденцией. Возникает больше доверия и уважения к личности подростков. В зависимости от того, какой вариант во взаимоотношениях превалирует, складывается характер вхождения подростка во взрослую жизнь, а следовательно, его поведения.
Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности, стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению.
Потребность осознать своё собственное Я, понять своё предназначение, место среди сверстников заставляет подростка «вглядываться» в самого себя, пытаться, оценить свои способности и возможности. Для объективной самооценки необходимы жизненный опыт, верная оценка своих способностей, но самооценка подростка может быть заниженной, и его поведение, взаимоотношения со сверстниками становятся непомерными. Если они не удовлетворяются (в учёбе, спорте, игре, во взаимоотношениях с окружающими), то тоже возникают конфликты.
С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватных самооценке и самоутверждении может сложиться негативное поведение. Это может быть утверждение с помощью силы, лжи, обмана, с помощью вызывающего, демонстративного поведения. Это могут быть драки со сверстниками, дерзкое поведение в классе перед учителями. Самоутверждение может осуществляться и на фоне стремления к взрослости (использование атрибутов «взрослой жизни»: употребление спиртных напитков, сексуальные связи).
Самоутверждение не может происходить без формирования и культивирования каких-то качеств личности, т.е. без самовоспитания. Оценивая свои способности и возможности по сравнению со сверстниками, подростки могут неосознанно создавать свою программу самовоспитания, опирающуюся на какой-то идеальный образ. Причём в подростковом возрасте идеал может быть как обобщённый, выдуманный, так и конкретный, приближённый к реальной действительности. И если идеал имеет положительную направленность (а весь учебно-воспитательный процесс школы и старания родителей направлены на это), то подросток будет формировать у себя самокритичность, настойчивость, уверенность в себе, положительные нравственные качества (честность, порядочность, доброту). Если же самооценка подростка окажется неадекватной, а у подростка есть желание воспитать в себе волевые черты характера, то в качестве идеала могут быть выбраны примеры для подражания и из криминогенной среды.
В самооценке и самоопределении подростка важную роль играют друзья, сверстники, их мнения и оценки, которые проявляются в отношении к событиям, явлениям, фактам или в общении. Потребность в общении является одной из ведущих, определяющих в подростковом возрасте. Только в общении происходит обмен информацией, мыслями, идеями, идеалами, ценностями. В общении подросток становится членом классного и общешкольного коллектива, группы сверстников, которые являются для него всё более авторитетными и личностно значимыми.
Наряду с общением в процессе социализации у подростков-школьников главным видом деятельности остаётся учёба. От того, как учится подросток, во многом зависят его интеллектуальное развитие, формирование мировоззрения.
К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков. В средних классах вводятся новые предметы, их ведут разные учителя, уровень преподавания неодинаков, неодинаковы и требования и мотивации учебной деятельности учеников. Поэтому интерес к учебной деятельности у подростков различен. У одних учащихся познавательные интересы носят аморфный характер и отличаются изменчивостью и ситуативностью, у других - охватывают широкий круг учебных предметов и учебной деятельности, у третьих - проявляются стержневые, доминирующие интересы. Наряду с познавательными интересами важную роль в формировании положительного отношения к учению подростков играет понимание значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем обществе не всегда способствует формированию этого понимания. Отсюда снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным учебным предметам или к школе вообще, пропуски и опоздания на уроки. Всё это ведёт к неуспеваемости, к проблемам во взаимоотношениях учеников и учителей. Неуспеваемость учащихся - это один из показателей педагогической запущенности школьников.
Выводы к главе 1
1. Отклоняющееся поведение - это некая форма поведения личности, ему присущи все основные свойства человеческого поведения.
2. Поведение - это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности.
3. Под внешней активностью человека понимаются внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции.
4. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.
5. Человеческое поведение социально - оно формируется и реализуется в обществе.
6. Нестандартное поведение - это форма нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.
Ю.А.Клейберг выделил 3 основных группы поведенческих девиаций: негативные, позитивные и социально - нейтральные.
Типология деструктивного поведения - внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм и внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, её регресс.
По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное - просоциальное - асоциальное - саморазрушительное - самоубивающее.
Для подросткового возраста характерно: неравномерное развитие костно-мышечной системы, дисгармония в координации движений, несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы, стремление к взрослости, самосознанию, самооценке, самоутверждению, потребность в общении, сформулирована готовность ко всем видам учебной деятельности.
Глава 2. Психологическая и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебно-воспитательном процессе
2.1 Цели и принципы поведенческой коррекции
Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных и^ эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная чёткость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других её достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.
Эффективность воздействия определяется его целями, которые формулируются на основе изучения ведущих механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется с внешними действиями, а поведенческие методы - с условными рефлексами. Тогда как современная поведенческая психология выходит далеко за рамки внешне наблюдаемого поведения. В настоящее время она является синтезом нескольких направлений, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального научения, нейропсихология, копинг-теория.
Интеграция психологических знаний закономерно привела к углублению самого понятия «поведение». Сегодня в структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации; внешне наблюдаемые проявления и действия.
Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы отклоняющегося поведения.
Девиантная мотивация - это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - всё, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности - нормальные, например, в комфорте или безопасности - становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7