Исследование артикуляторной моторики, проведенное Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], показало, что у всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.
При исследовании функции тройничного нерва оказалось, что большинство детей были не в состоянии воспроизвести движения для челюстей в полном объеме. Выполняемые ими движения характеризуются неточностью, приблизительностью, выполняются с наличием синкинезий, выражающихся в дополнительных движениях губ и языка. Часть детей не смогли выполнить движения челюстью из стороны в сторону, заменив их активными движениями губ или языка в ротовой полости. И лишь у незначительного количества детей отмечалось нарушение только объема заданного движения.
Исследование функции лицевого нерва Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], показало, что у всех детей имелись движения мышц артикуляторной мускулатуры, иннервируемых этим нервом. Однако для части детей характерно выполнение движений не в полном объеме, неточно, с пониженным мышечным тонусом, при наличии синкинезий. Во всех случаях отмечалась и трудность удержания артикуляторной позы. Нарушение функции лицевого нерва проявлялось в невозможности или трудности выполнения и мимических движений. Асимметрия лицевых нервов (VII пара), отмечает Р.И. Мартынова [25], имелась у детей, главным образом, за счет сглаженности правой или левой носогубной складки.
Р.И. Мартынова [25] констатирует, что основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов (XII пары), которое проявляется в виде некоторого ограничения движения языка в сторону, гиперкинезов. Повторные движения языка вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а иногда и легкого посинения кончика языка. Все эти нарушения обусловлены паретичностью мышц языка.
Исследование функции подъязычного нерва Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], показало, что не все дети имеют движения мышц, иннервируемых этим нервом. Значительные трудности вызывают такие движения, как высовывание языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом, наличием синкинезий, трудностью удержания заданной позы, констатируют Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. [22].
Исследование функции языкоглоточного нерва показало, что в большинстве случаев для детей со стертой дизартрией характерно недостаточное поднятие мягкого неба, в ряде случаев с отклонением маленького язычка в сторону. Задания, связанные с переключением движения совершались с трудом, при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, медленном темпе, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности, с возникновением персевераций и перестановок.
В значительной степени нарушенной оказалась возможность одновременного выполнения движений. В большинстве случаев совершались быстрые, беспорядочные движения языком, иногда движения языка заменялись движениями головы вперед. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, динамической координации -- воспроизведение одновременных движений.
Перечисленные состояния черепномозговых нервов при легкой форме дизартрии в большинстве случаев носят стойкий характер, т. к. они обусловлены органическим поражением центральной нервной системы, констатирует Р.И. Мартынова [25]. Таким образом, было установлено, что у большинства детей с легкой формой дизартрии имелась легкая (стертая) неврологическая симптоматика, которая выявлялась при тщательном исследовании и указывала на органическое поражение центральной нервной системы.
Проведенный анализ научно - методической литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Психомоторика - индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека. (Смирнов В.М. [40] С.Л. Рубинштейн [34], Н.А. Бернштейн [6]).
2. Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи, что отражено в трудах таких авторов как Ананьев Б.Г. [2], Анохин П.К. [3], [9], Гуревич М.О. [14], Озерецкий Н.И. [14] , Квинт Л.А. [7], Сеченов И.М. [38], Павлов И.П. [38] и др.
3. Ребенок, относительно нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности, с помощью действий (Волосова Е. [11], Глазырина Л.Д. [13], Архипова Е.Ф. [4], Шишкина В.А.[49]).
4. Стертая дизартрия представляет собой речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга (Архипова Е.Ф. [4], Винарская Е.Н. [8], Гуровец Г.В., Маевская С.И. [15], Лопатина Л.В. [21], Мастюкова Е.М. [26], Мелехова Л.В. [27], Хватцев М. Е. [46]).
5. В синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой, отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики, отклонения в развитии ряда установочных рефлексов и локомоций (Лопатина Л.В. , Серебрякова Н.В. [22], Мартынова Р. И. [25], Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. [41]).
Глава 2 Научно-теоретические основы и организация экспериментального исследования психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией
2.1 Научно теоретические основы исследования
При постановке целей и задач исследования, подборе методик мы опирались на следующие научно - теоретические положения.
- положение Л.С. Выготского [12] о сложной структуре дефекта, о наличии первичного дефекта и вторичных отклонений в формировании функций у детей с различной, в том числе речевой, патологией.
- положение Бернштейна Н.А. [6] о сложном строении двигательного акта. Двигательный акт представляет собой многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем и рядом фоновых уровней. В процессе выработки двигательного динамического стереотипа человеком совершаются различные по сложности движения, и в связи с совершенствованием движений в двигательном акте участвует иерархия уровней. Уровень, берущий на себя реализацию основных смысловых коррекций, -- ведущий. Подчиненные ему нижележащие уровни, обеспечивающие выполнение вспомогательных технических коррекций, -- фоновые.
Поэтому изучение состояния психомоторики детей со стертой дизартрией целесообразно осуществлять с позиций уровневой теории организации движений, что позволяет разложить сложный двигательный акт на составляющие его компоненты, выявить и проанализировать состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий.
2.2 Цель и задачи исследования
Цель: экспериментально исследовать особенности психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией, сопоставив с уровнем развития психомоторики детей без речевых нарушений.
Задачи:
1. Подобрать методики исследования уровня развития общей, речевой, мимической и мелкой моторики детей 5 лет.
2. Провести диагностику психомоторики детей логопедической и старшей группы и проанализировать данные обследования.
3. Сравнить экспериментальные данные обследования детей без речевой патологии и детей со стертой дизартрией.
4. Разработать методические рекомендации по коррекции психомоторных функций детей со стертой дизартрией.
2.3 Методика проведения эксперимента
Для обследования детей нами были использована «Методика исследования психомоторных функций» Г.А. Волковой [10], а именно субтесты, рекомендованные автором для обследования психомоторики детей старшего дошкольного возраста.
Методика № 1. Исследование особенностей общей произвольной моторики
Цель: Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статической и динамической координации, одновременность, отчетливость движений.
Задания:
1. 1 Исследование статической координации движений
Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге. Руки вперед. Время выполнения 5 секунд.
Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением; сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает; открывает глаза и отказывается выполнять пробу.
1.2 Исследование динамической координации движений
Выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках. Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню.
1. 3 Исследование координации движений
Выполнить движения: ноги в стороны на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе. Отметить: координация сохранна; нарушена.
1.4 Исследование переключения движений
Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).
Отметить: переключение движений сохранно; нарушено.
1.5 Исследование наличия или отсутствия движения
Поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс.
Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь.
Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.
Отметить: по всем параметрам раздела -- наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания.
1.6 Исследование пространственной организации движений (по подражанию) Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа и слева.
1.7. Исследование пространственной организации движений (по словесной инструкции) По словесной инструкции проделать эти же движения.
Отметить: ошибки в пространственной организации движений -- незнание сторон тела; ведущей руки; неуверенность выполнения.
Оценка. Полноценное, четкое выполнение - 1 балл; Частичное, недостаточно четкое - 0,5 балла. Невыполненное или минимально - 0,25 балла.
Методика №2. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.
Цель: выявление возможности, качества и объема мимических поз.
2.1 удивление -- брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед;
2.2 печаль -- брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;
2.3 радость -- губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;
2.4 сомнение -- брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;
2.5 подозрительность -- губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
Отметить, указанное выше правильное выполнение мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается. Характеристика мимики: живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики - амимия, гримасы.
Оценка. Полноценное, четкое выполнение - 1 балл ; Частичное, недостаточно четкое - 0,5 балла. Невыполненное или минимально - 0,25 балла.
Методика №3. Методика исследования орального праксиса
Цель: выявление силы, точности, объема, переключаемости движений губ, языка, щек.
Исследование объема и качества движения губ
3.1.Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу
3.2 Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.
Исследование объема и качества движений языка
3.3 Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.
Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.
3.4 Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.
3.5 Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»).
Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.
3.6 Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком.
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.
Исследование объема и качества движений мышц щек
3.7 Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.
Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.
Оценка. Четкое выполнение - 1балл. Незначительные изменения объема, силы, точности движений - 0,5 балла. Отсутствие удержания поз; выраженные изменения, силы, точности объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка - 0,25 балла. Оценивается сила речевых движений (слабые, сильные), точность (точные, неточные), объем (полный, неполный) и переключаемость. Отмечаются наличие синкинезий, девиация языка, быстрота формирования уклада, длительность удержания позы.
Методика № 4. Исследование произвольной моторики пальцев рук
Цель: Определение качества и степени дифференцированности движений тонкой моторики пальцев рук.
4.1 Пальцы сжать в кулак -- разжать.
4.2 Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно («Здравствуй, пальчик»).
4.3 Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5--6 раз).
4.4 Сложить пальцы в кольцо -- раскрыть ладонь (5--6 раз).
4.5 На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5--6 раз).
4.6 На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5--6 раз).
Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.
Итоговая оценка результатов эксперимента:
Результаты выполнения всех заданий методик суммируются, определяется степень выполнения по формуле: Сумма баллов / Сумма MAX (25) * 100%, определяется уровень развития психомоторики:
Высокий - 80 - 100% / 20 - 25 баллов
Средний - 60 - 79%/ 15- 19,9 баллов
Низкий - ниже 60%/ менее 15.
2.4 Организация исследования
База исследования: ДОУ № 146, г. Оренбург, Северный административный округ, ул. Брестская, д. 30 / 1, заведующий - Переплетова Любовь Павловна.
Страницы: 1, 2, 3, 4