Рефераты. Особенности работы общеобразовательных учреждений с многодетными семьями

о мнению Т.И. Стефановской в последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: не полных, материнских, ("пустых гнезд") супруги, дети которых "вылетели из гнезда". Печальная примета нынешнего времени - рост количество неполных семей, возникающих в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такова же, структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика "внебрачной" рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет кода она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и старше), сознательно сделавший выбор "родить для себя". Ежегодно более 500000 детей в возрасте от 18 лет остаются без родителя в результате развода. На сегодня в России каждый 3-ий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

Существует так называемый гражданский брак. Иногда его называют фактическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой термин - промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может принять какую-то окончательную форму: развалиться или будет закреплена документально (часто это делается под давлением беременности). В такой семье трудно устроить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживают под одной крышей, остаются при этом "он" и "она", тогда как супружеское "мы" обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще.

Фактические браки приобретают всевозрастающую популярность в западном мире - Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнёрства двух "независимостей"? Оказывается, вовсе не соображения типа "мы ещё молоды для брака", "надо материально встать на ноги, а тогда уж!...". По данным социологических исследований в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли, или по крайне мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение "просто пожить вместе" рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной подножкой, с которой легко соскочить.

По мнению Т.А. Стефановской тип семьи по разному влияет на ребенка, эти возможности влияние на ребенка находиться в полной зависимости от типа семьи; полная (не полная), благополучная (не благополучная). К неблагополучным семьям относится: конфликтная, аморальная, педагогическая несостоятельность, асоциальная семья. Конфликтная семья, в которой отношение супругов носит конфликтный характер, при чем один конфликт наслаивается на другой, это сопровождается грубостью, скандалами; чувства любви и уважение разрушаются; дети растут раздражительными не уравновешенными, часто злыми, не умеющими ладить с людьми. В аморальной семье супруги конфликтуют не только друг с другом, но и нормами поведения в целом, с общепринятым образом жизни; дети из таких семей нуждаются к симпатиях со стороны окружающих, но завоевывать они не умеют, чаще всего пополняются ряды правонарушителей, педагогическая несостоятельность семьи характеризуется тем, что родители сознательно настраивают детей против учителей, школы; сами они не компетентны в вопросах воспитания детей. При чем не стремятся изменить, что то в лучшую сторону; дети из таких семей чаще всего не восприимчивы к педагогическим воздействием учителей, находиться на низком уровне обучаемости и воспитываемости. Члены асоциальной семьи имеют отрицательную направленность к ценностям, идеям, интересам общества; внешне они демонстрируют гармонию отношений, сплоченность; дети, как правило, не доброжелательно относятся к товарищам, унижают их, скептически относиться к интересам окружающих, к коллективам.

Актуальной проблемой в семейной педагогике стала многодетная семья, которой уделяется много времени для её изучения. Многодетная семья имеет сложную структуру, которая имеет как положительные черты, так и отрицательные, в ней совсем иная система воспитания, другие принципы. Многодетная семья - это семья, имеющая трех и более и детей.

По мнению психолога, педагогов, социологов и других исследователей многодетная семья считается наиболее оптимальной и отвечающей потребностям общества. Она позволяет всем домочадцам испытывать "полную чашу" родственных чувств и лучше исполнять функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни.

В нашем современном обществе многодетная семья сталкивается с рядом проблем: жилищной, материальной, проблемами здоровья и образования, организации отдыха, проблемами загруженности родителей. И заслуживает большого внимания со стороны общеобразовательных учреждений.

4. Особенности работы школы с многодетной семьей

По мнению Ю.П. Азарьева работу с многодетной семьей школа, а если быть точнее, то социальный педагог начинает с её изучения. Рассмотрим проблемы многодетных семей, с которыми чаще всего сталкивается школа и социальный педагог. Это могут быть многодетные семьи, где ребенок может жить в постоянных ссорах родителей, где родители могут быть пьяницы иди наркоманы, хронически больными или инвалидами. Современные условия добавили еще и безработицу родителей. А.В. Мудрин выявил, что во многих многодетных семьях, если это особенна не благополучная семья у ребенка наблюдается отклонение в поведении.

А.С. Алексеева, Т.М. Плоткин выделяет такие понятия, как психологический климат в семье. Это устойчивый эмоциональный настрой, когда в семье общность, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержка престарелых, важно суметь создать такую внутреннею обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

Л.И. Маленкова говорит о том, что социальному педагогу и школе приходится сталкиваться с различными проблемами семьи.

Это:

- больные дети, дети-инвалиды;

- родители инвалиды, пенсионеры;

- половая распущенность и проституция;

- алкоголики и наркоманы;

- дети - бродяги;

- развод родителей.

А.В. Мудрин признает, что первоочередная задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

К предупреждению относиться материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий предоставление льгот, социальной помощи. Школа кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

И.В. Гребенникова отмечает, что главной целью является необходимость мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в третьих, определить пути выхода из кризиса.

В чем состоит работа школы по оказанию помощи многодетной семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения различных пособий и льгот, о порядке их получение.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке взрослых и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и групповые индивидуальные. Можно объединить родителей больных детей или родителей, дети которых пойдут в первый класс, или родителей, испытывающих трудности в общении с детьми и.т.п.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлиники. Следует напомнить, что кроме физического насилия существует насилие эмоциональное, когда на ребенка не обращают внимания, насмехаются, одергивают, критикуют. Это ведет к психическому расстройству ребенка.

6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детский дом или в дом ребенка. При лишении родительских прав - передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей (Ю.В. Василькова).

Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройство подростка, за которым нужен постоянный контроль.

Сейчас стала популярной благотворительность. Важно, чтобы не оказались в стороне семьи, глее много детей. Вместе с семейными социальными работниками организуются ярмарки по продаже игрушек, вещей, обуви.

Социальный педагог совместно с общеобразовательным учреждением обязан выполнять основные функции в работе с многодетной семьей.

Ю.В. Василькова выделяет такие функции как:

- диагностическая (изучение особенности семей и степени влияние микросреды);

- прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностик семьи);

- организационно - коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);

- правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);

- предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения );

- социально - бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);

- социально - психологическая (осуществление не отложной психологической помощи);

- организаторская (обеспечение культурно - досуговой. Спортивно - оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

Задачи:

- раскрыть сущность функции многодетной семьи;

- выявить проблемы семьи в современных социально-экономических условиях;

- определить типы и особенности современной семьи;

- определить механизмы влияние семьи на социализацию и развитие личности ребенка;

- определить цель, задачи, функции, содержание, формы и методы работы социального педагога и школы с семьей;

- закрепить умение и технологические приемы работы социального педагога и школы с многодетной семьей.

Для изучения семьи существует определенный алгоритм.

Важно изучить:

- состав семьи, структуру;

- жилищно-бытовые условия;

- материальная обеспеченность;

- вспомогательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);

- характер взаимоотношений в семье:

а) между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, аморальные и др.);

б) между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, дружба, отчужденность, мелочная опека, независимость, бесконтрольность);

в) позицию ребенка в семье (педагогически оправдана; "кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый, из которого стремиться привлечь её на свою сторону; запуган авторитарным отношениям, неуверен в себе; на положении "золушки");

г) отношение ребенка к родителям

Такая работа школы включает близкое знакомство социального педагога или классного руководителя с семьей. Если семья неблагоприятная, то это помогает, например, в возможности получения различных пособий и социальных льгот.

5. Методы работы с многодетной семьей

М.В. Фирсов, Е.Г. Студентов определяет, что первоначально. С чего начинает социальный педагог совместно со школой, - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в не ребенка.

После изучение семьи стоит задача - создать в семье новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединение, труд в саду, в огороде, в быту.

Составив представление о положении ребенка в семье, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы (журнал "Л. Никитина").

Медом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствии его антиобщественного поведения.

Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать пути выхода, из сложившийся ситуации.

Существует практика. Кода социальный педагог составляет карту семьи, где дается характеристика каждому члену семьи. Дата рождения, знаменательные даты в семье. Определяется статус семьи, жилищные условия. Соседство, религиозная и национальная принадлежность семьи.

Дополнением "карты" является изучение воспитания ребенка в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, если у них общие дела, какая форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы. Важно представлять, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, мечту, с кем дружить. Какие отношения в классе, в школе. Любимый учитель, предмет. Какого здоровье ребенка, какие у него проблемы.

По мнению А.Т. Панова следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.

П.А. Шептенко, Г.А. Воронина выделяют, что социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношение внутри семьи, отношение взрослых между собой, между взрослыми и детьми, родственников и не родственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появляется первоклассник или пенсионер. Возможно, ли сотрудничество внутри семьи или все отношение строятся на приказах взрослых. В семье, где появился первоклассник, социальный педагог выясняет положение ребенка с кем он делиться сокровенным, как и за что его наказывают, что ему нравиться или не нравиться в школе. Г.А. Стефанкова замечает, что в работе с семьей также необходимо доверие. Родителей - к учителям, учителей - к родителям и их всех - к юности. К тому же оно позволяет наладить необходимый обмен информации между школой и семьей, чего даже сами педагоги не редко констатируют, что в настоящие время реальное отношение учителей и родителей сводятся в основном к двум формам общения. Первое - это эпизодические встречи, инициаторами которых обычно являются школьные работники, а в собеседование исчерпывается очередной "виной" взрослого ребенка. Вторая - несколько более продолжительные речи на родительских собраниях, где, к сожалению, чаще всего классный руководитель жалуется на детей, а родители (дружно) на школу.

Прежде всего, школе должны быть представлены сведения о тех устойчивых и достаточно обобщенных характеристик, которые описывают семью как целостную систему. Учителя, например, должны достаточно хорошо знать не только стандартную информацию о ней (состав, место работы взрослых, профессию, материальную обеспеченность, жилищные условия и.т.п.), но и культурный уровень семьи и выражающие его формальные характеристики семейного обихода (образование членов семьи, наличие и объем библиотеки, что из неё читают дети, что выписано по их инициативе, каковы семейные традиции и праздники); каковы устойчивые интересы, склонности и способности, проявленные детьми дома; особенности реальных воспитательных возможностей семьи; взаимоотношение между её членами и особенно родителями и детьми; степень родительского авторитета; внимание взрослых, уделяемая подрастающему поколению; степень единства воспитательных воздействий взрослых членов семьи; уровень выполнения требование школы и общественный режим и климат. И еще - едва ли не главное - вне семейное влияние и взаимоотношения: друзья, компания, двор, улица, соседи и знакомые родителей. (под. ред. С.П. Вершовского).

6. Заключение

Семья имеет огромное значение в жизни детей и общества в целом, ведь именно семья является главным социальным инструментам. Она выполняет множество необходимых функций в воспитании и жизни деятельности ребенка, а также следует отметить среди основных функций и социализацию детей.

Будучи с членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему с существенных отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Будет ли первоначальный опыт общения ребенка с взрослыми в системе положительным, зависит от того, какое положение он займет в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любые желания, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма.

Более пристальное внимание было уделено изучению многодетной семьи и проблем, с которыми они сталкиваются. И хотя многодетная семья выступает незаменимой школой коллективизма, она все же нуждается в большем внимании, а также в финансовой помощи государства и реализации программ по предупреждению и преодолению негативных последствий социализаций.

Существует несколько объективных и субъективных факторов удерживающих рост многодетной семьи, одним из которых выступает стремление родителей обладать свободным временем и бытовыми условиями.

Явление многодетности следует рассматривать в рамках позитивного и негативного влияние на детей (сотрудничество, взаимопонимания, трудолюбие, на ряду со злорадством агрессивностью и неадекватной самооценкой) с учетом последовательного их рождения.

Работа с многодетной семьей является одним из направлений в деятельности общеобразовательных учреждений. Большая ответственность возлагается на социального педагога - работника социальной сферы, в компетенцию которого входит оказание помощи в получение пособий и социальных льгот, содействие в трудоустройстве, установление позитивных взаимностей в семье и.т.д. Поэтому для более эффективной работы необходимо разрабатывать новые, психолого-педагогические технологии которые позволят более плодотворно сотрудничать педагогам и родителям в деле воспитания подрастающего поколения.

Список литературы

1.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Аргументы и факты, 1993.-608

2. Иванова М.А. Брак, семья, дети. - М., 1993, -271 с.

3. Ковалев С.В. Психология семейных отношений, - М.: Педагогика, 1987, -160 с.

4. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье. Избр. педаг. соч.: в 2-х томатах - М., 1997 -т.2.

5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие, М.: Педагогическое общество России, 2002 - 480с.

6. Масленкова Л.И. Педагоги, родители и дети, - М.: ТОО "Интел тех", 1994, -216с.

7. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под. ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева - М.: Академия, 2002, -192 с.

8. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство, - М.: Совершенство , 1998, - 368 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.