Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.
Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Её следует проводить со всеми детьми не только с теми, которые имеют какие - нибудь отклонения в произношении звуков.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: 1) подготовка артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения изолированного звука; 3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи. Все эти три этапа могут осуществляться на одном занятии, или на двух с перерывом в 1- 5 дней.
Овладение детьми правильным звукопроизношением заключается в
1. В показе и объяснении артикуляции звука, многократное произнесение звука с педагогом
2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.
3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи: шутки - чистоговорки, инсценировка рассказов, дидактические и подвижные игры с речитативом, чтение стихотворений.
Как видно овладение правильным произношением заключается в многократном повторении одного звука. Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя методы обучения и речевой материал, включая артикуляционные и дикционные упражнения. Кроме того нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.
Овладение правильным звукопроизношением зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка: от состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки.
Благоприятным условием для развития правильного звукопроизношения является спокойная обстановка в детском саду, не допускающая резкого шума, громкого разговора, крика, которые не только возбуждают и утомляют детей, но заставляют их напрягать свой голос, снижают остроту слуха. Поэтому педагоги должны не только предоставлять детям образец совершенной речи, но и проявлять большую заботу о физическом состоянии самого ребенка, об охране его органов чувств и нервной системы.
1.3 Выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из - за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.
Аппарат дикции значительно легче формируется возрасте четырех - пяти лет, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.
Для совершенствования дикции используются чисто - и скороговорки. Чистоговорка - это ритмичный речевой материал, содержащий сложное сочетание звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Скороговорка - труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу - чу - цу - чу - чу, не ракете я лечу».
Цель использования скороговорки - тренировка дикционного аппарата - определяет методику преподнесения её детям на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает её несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу - послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться её запомнить, поучиться говорить её очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её.
Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указание: говорит медленно и четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми с самим воспитателем.
На повторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям - подгруппами, например:
Первая подгруппа: Расскажите про покупки!
Вторая подгруппа: Про какие про покупки?
Все вместе: Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание. При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к воспитателю, чтобы остальные дети видели артикуляцию и мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание детей на правильность движений губ ребенка.
Таким образом, работа по выработке у детей старшего дошкольного возраста осуществляется с привлечением различных методов и приемов обучения детей в специально организованной и в свободной деятельности детей
Глава 2 Экспериментальные исследования сформированности дикции у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования
Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель - выявить уровень развития дикции у детей 5-6 лет.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:
1. Выявить уровень развития правильного звукопроизношения.
2. Выявить уровень развития дикционного аппарата.
В качестве диагностического материала использовались чисто - скороговорки.
Диагностическая процедура состояла из двух заданий:
Задание № 1 «Веселая чистоговорка».
Ребенку предлагалось как можно лучше повторить текст чистоговорок:
· «Собака Том сторожит дом»
· «Цу - чу, цу - чу - чу, на ракете я лечу».
Описание уровней развития
Высокий уровень - ребенок четко, внятно произнес заданный текст, не
ошибался, речь неторопливая.
Средний уровень - ребенок внятно произносит заданный текст, редко ошибается, самостоятельно исправлял ошибку. Речь неторопливая, четкая артикуляция звуков.
Низкий уровень - ребенок затрудняется в произношении заданного текста, часто ошибается, исправляет ошибки с подачи взрослого. Речь невнятная, торопливая.
Задание № 2 «Скороговорка».
Ребенку предлагалось как можно лучше повторить текст скороговорки:
· «Паша тихо шепчет Мише.
Миша шепота не слышит.
Паша громче пошепчи:
«Миша, уши полечи»»
Высокий уровень - ребенок четко, внятно произносит текст скороговорки, не ошибается, не сбивается с заданного речевого темпа, проявляет заинтересованность в выполнении задания.
Средний уровень - ребенок отчетливо и достаточно быстро произносит заданный текст, иногда сбивается с речевого темпа, но проявляет активную заинтересованность заданием. Наблюдается четкая артикуляция звуков.
Низкий уровень - ребенок испытывал большие затруднения в воспроизведении текста скороговорки. Произносит её неправильно: не соблюдает последовательность слов, допускает фонематические ошибки. Отсутствует заданный темп речи. Наблюдается отсутствие интереса к заданию, неустойчивость внимания.
2.2 Анализ результатов работы
На этапе констатирующего эксперимента решались такие задачи, как выявление уровня развития дикции у детей старшего дошкольного возраста;
Данное исследование проводилось в МДОУ № 56. Опытной работой было охвачено 12 детей 5-6 лет.
После проведения диагностики, направленной на выявление чистоты и внятности звучащей речи получили следующие результаты. Итак, высокий уровень - 3 ребенка, что составляет 25%; средний уровень составляет 6 детей, 50%; низкий уровень - 3 ребенка, 25%.
Таблица № 1
Уровни развития чистоты звучащей речи
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
25%
50%
Уровни развития внятности звучащей речи
Диаграмма 1
По первому заданию, направленному на выявление чистоты и внятности звучащей речи были сделаны следующие выводы.
Дети высокого уровня развития не имели трудностей в воспроизведении, не допускали ошибок. Проявили заинтересованность заданием, познавательную активность. Переспрашивали воспитателя о характере задания, что необходимо будет сделать.
Дети со средним уровнем развития также в ходе проведения исследования проявляли интерес и активность, были внимательны. Но при воспроизведении допускали единичные ошибки. Например, Ганжа Женя: «Собака Том сторожит том. Ой! Нет - дом. Это я неправильно сказал», или Комиссарова Лиза: «Цу - чу - чу, цу - чу - чу, я на ракете лечу - я неправильно сказала, но мне так больше нравиться». В целом речь была внятной, все звуки проговаривались четко и ясно, речь неторопливая.
Дети с низким уровнем развития при первом же повторе сбивались, затруднялись в правильном произнесении чистоговорки, ошибались, меняли местами слова и слоги. Например, Алиев Рамин затруднялся в произнесении второй чистоговорки, в первой сделал ошибки.
Результаты показали, что дети 5-6 лет:
1. Имеют представление о чистоговорках, характере их воспроизведения.
2. Достаточно хорошо артикулируют звуки.
3. Имеют неторопливый темп речи.
4. Допускают ошибки чаще при ускоренном произношении чистоговорки.
5. Охотно включаются в деятельность, проявляют высокую познавательную активность.
6. Используют чистоговорки в самостоятельных играх.
После проведения диагностики, направленной на выявление уровня развития дикционного аппарата получили следующие результаты. Итак, высокий уровень - 3 ребенка, что составляет 25%; средний уровень составляет 5 детей, 42%; низкий уровень - 4 ребенка, 33%.
Уровни развития дикционного аппарата
42%
33%
Диаграмма 2. Уровни развития дикционного аппарата
Дети высокого уровня развития при сообщении задания проявляли активный интерес. Отчетливо, быстро и правильно произносили текст скороговорки. Дети выдерживали заданный темп речи. Задание вызвало у детей веселое настроение, ребята были активны, просили продолжить задание.
Дети среднего уровня развития также отчетливо, и правильно произносили текст скороговорки. Делали несущественные ошибки: переставляли слова местами. Иногда из - за допущенных ошибок сбивался заданный темп речи. Несмотря на некоторые трудности, дети проявляли искреннюю заинтересованность и активный познавательный интерес.
Дети с низким уровнем развития при сообщении им задания реагировали нейтрально, но не отказывались от выполнения задания. Дети были рассеяны, отсутствовал интерес к выполнению задания. Воспроизведение скороговорки вызвало у детей большие трудности. Нарушался речевой темп произнесения скороговорки. Дети произносили текст медленно с ошибками (меняли местами слова, в созвучных словах наблюдалась замена звуков). Страдала фонематическая сторона произношения текста задания.
1. Имеют представление о скороговорках, характере их произнесения.
2. Правильно и активно артикулируют звуки.
3. При воспроизведении скороговорки наблюдается правильное движение губ, соответствующая тексту мимика.
4. Имеющие слабую артикуляцию, невнятную речь, неохотно идут на контакт со сверстниками и взрослыми, проявляют слабый познавательный интерес.
5. Показавшие актуальные результаты по предмету исследования, активно участвуют в любом виде деятельности сверстников, охотно идут на контакт со взрослыми.
6. Умеют варьировать громкость и быстроту произнесения текста скороговорки.
7. Используют скороговорки в самостоятельных играх и в свободной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что дети имеют недостаточно развитый артикуляционный аппарат в силу возрастных особенностей, а также в силу неправильно сформированного двигательного речевого навыка. Некоторые дети имеют недостатки в четком произношении трудных в артикуляционном отношении звуков.
Данные результаты подтверждают факт необходимости организации образовательной работы с детьми по выявленным проблемам, используя методы и приемы развития дикции.
Заключение
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента можно сформулировать следующие выводы:
· Использование чисто - скороговорок, речевых игр и упражнений помогает в формировании тонких мышц речедвигательного аппарата, повышении скоординированности его движений.
· В старшем дошкольном возрасте необходимо формирование ещё несовершенного речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное голосообразование, способность сохранять плавность речи, изменять громкость и темп речи, которые необходимы детям для развития четкой дикции при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора доступного материала.
· Разнообразные методы и приемы, задействованные в мероприятиях по развитию дикции, естественным путем связывает общее речевое развитие со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Это также позволяет нам утверждать, что использование чисто - скороговорок, речевых игр и упражнений в специально - организованной деятельности и самостоятельных играх дошкольников, будет являться оптимальным и эффективным средством развития дикции детей; и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:
1. Развитие дикции будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.
2. Необходимо систематически использовать в педагогической практике чисто - скороговорок, речевых игр и упражнений, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития дикции ребенка- дошкольника.
3. Работа по развитию дикции дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ДОУ
4. Необходимо повышать чистоту дикции и выразительность речи воспитателей.
Список литературы
1. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978.
2. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку. - М., 1997.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 - 7 лет. / А.Г. Арушанова. - М., 1999.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1979.
5. Генинг М.Г. Обучение детей правильной речи. / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. - Чебоксары, 1980.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев - М., 1965.
7. Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой - М.,1997.
8. Зуева Л.Н. и др. Думай-говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников: Кн.для воспитателей дет. сада,логопедов и родителей.В 4 вып.Вып.4: Зуева Л.Н.,Костылева Н.Ю.,Солошенко О.П.-М.:Просвещение,1996.
9. Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина - М., 1984.
10. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко - М., 1984.
11. Негневицкая Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. - М., 1981.
12. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. Лисиной М.И. - М., 1985.
13. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи.- СПб.: Дельта,1998.
14. Павлова А.А. Проблемы диагностики речевого развития // психологические и пихофизиологические исследлвания речи - М., 1985.
15. Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя (Под ред. Ладыженской Т.А.-М.:Педагогика,1990.
16. Рождественская В. Воспитание правильной речи / Рождественская В., Е Радина. - М., 1968.
17. Сохин Ф.А. Основные задачи развитяи речи /психологопедагогические основы развития речи.- М., 2002.
18. Сохин Ф.А. Психолого - педагогические основы развитяи речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М.,2005.
19. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / ушакова О.С. - М., 2001.
20. Ушакова Т. Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопросы психологии. - 1974. - № 1.
21. Фальдбегр А.С Воспитание звуковой культуры речи // Обучение граммоте в детском саду / под ред. Воскресенской А. И. - М.,1963.
22. Яшина В.И. методические принципы развития речи детей // Вопросы речевого развития дошкольников. - М.,1998.
23. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи .-М.:Аквариум,1997.
24. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.-М.:Изд-во Института Психотерапии,2001.
Страницы: 1, 2