Выполнение самостоятельной работы обеспечивается работой студентов над заданиями при подготовке к практическим занятиям (задания см. в содержании практических занятий).
4.1 Темы контрольных работ студентов ЗУО
1. Типы задержки психического развития и причины возникновения.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
Методы воспитания адекватной самооценки у детей с ЗПР.
Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР 3-4-летнего возраста. Сравнительная характеристика ребенка с ЗПР 3-4-летнего возраста с умственно отсталым и нормально развивающимся ребенком.
5. Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР 5-7-летнего возраста. Сравнительная характеристика ребенка с ЗПР 5-7-летнего возраста с умственно отсталым и нормально развивающим ся ребенком.
6.Методика диагностики ЗПР у детей 5-го года жизни. Изготовить диагностический материал.
7. Методика диагностики ЗПР у детей 6-го года жизни. Изготовить диагностический материал.
8. Методика диагностики ЗПР у детей 7-го года жизни. Изготовить диагностический материал.
9.Основные направления коррекционно-воспитательного воздействия на ЗПР 5-го года жизни. Составить индивидуальную программу развития на 1 ребенка 5-го года жизни.
10. Основные направления коррекционно-воспитательного воздействия на ЗПР 6-го года жизни. Составить индивидуальную программу развития на 1 ребенка 6-го года жизни.
11.Основные направления коррекционно-воспитательного воздействия на : ЗПР 7-го года жизни. Составить индивидуальную программу развития па 1ребенка 7-го года жизни.
12.Коррекция восприятия у детей с 3ПP, Изготовить наглядный материал.
13.Коррекция памяти у детей с ЗПР. Изготовить наглядный материал.
14.Коррекция внимания у детей с ЗПР. Изготовить наглядный материал.
15.Коррекция мышления у детей с ЗПР. Изготовить наглядный материал.
16.Специальные методы коррекционно-развивающего обучения (КРО).
17.Виды речевых нарушений и особенности их проявлений у детей с ЗПР.
18.Диагностика речевых нарушений у детей с ЗПР. Оформить «Речевую карту» на 1 ребенка с ЗПР (указать возраст).
19.Способы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР. Нетрадиционные методики.
20.Нарушения письма и чтения у детей с ЗПР, меры по предупреждению развития дисграфии и дислексии. Изготовить демонстрационный материал. 21. Педагог- дефектолог (логопед) как организатор коррекционно-развивающего воздействия специалистов образовательного учреждения на детей с взаимодействие в работе учителя-дефектолога (логопеда) с воспитателем, сальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником.
4.2 Текущий контроль
С целью осуществления текущего контроля за усвоением студентами маша данного курса предусматривается выполнение следующих видов учебной деятельности,
1.Представление конспектов статей журнала «Дефектология» в соответствии с темами лекций и практических занятий.
2. Изготовление и защита дидактических игр и пособий, конспектов занятий по коррекции нарушений в развитии детей с ЗПР дошкольного возраста.
3. Состаапение и защита индивидуальных программ развития ребенка.
4.Проведение бесед по основным понятиям данной дисциплины.
5.Проведение анализа детских работ и конспектов занятий.
6.Изучение основных документов по социально-правовой защите детей с отклонениями в развитии.
4.3. Тестовое задание
1.В каком году началась опытно-экспериментальная работа в институте коррекционнои педагогики РАО (НИИ дефектологии АПН СССР) по изучению категории детей с ЗПР, наработке научно-методического обеспечения процесса коррекционно-развивающего обучения и открытия школ и дошкольных учреждений для данной категории детей?
1972
1981
1990
2002
2.Какое состояние не относится к ЗПР?
ЗПР церебрально-органического генеза
ЗПР с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы и нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы
ЗПР соматического генеза
ЗПР психогенного происхождения
ЗПР конституционального характера
*ЗПР сопровождающаяся социально-педагогической запущенностью
3. Что входит в структуру речевого дефекта ребенка с 3ПP?
*нарушения звукопроизношения и звукоразличения отсутствие нарушений звукопроизношения и звукоразличения нарушения лексико-грамматического строя речи отсутствие нарушений лексико-грамматического строя речи
4.Какими синдромами не сопровождается ЗПР?
гиперактивность
гипервозбудимость
* импульсивность
* невнимательность
гиперзаторможенность
5. Какая из сторон личностно-социального развития страдает наименее при ЗПР
- мотивация
- самооценка
- произвольно-волевая регуляция
- нравственное развитие
6.Какие занятия проводит с детьми с ЗПР дефектолог, а какие - воспитатель? (поставить букву Д - дефектолог или В - воспитатель или по необходимости В и Д)
ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированныйкурс)
ознакомление с художественной литературой
музыкальное занятие
развитие звуковой культуры речи
подготовка к обучению грамоте
физкультурное занятие
развитие элементарных математических представлений
изобразительная деятельность
обучение сюжетно-ролевой игре
7.Кто проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия (поставить букву И - индивидуальные, Ф - фронтальные или П - подгрупповые занятия)
дефектолог
воспитатель
психолог
музыкальный руководитель
инструктор по физкультуре
8.Что относится к причинам низкого уровня готовности к школьному обучению детей с ЗПР?
социальная ситуация развития ребенка
уровень сформированности элементарных математических представлений, навыков чтения и письма
недоразвитие ведущей, а также типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, элементарного труда и др.)
состояние здоровья (соматического и нервно-психического)
9.Какие классы открыты в начальной школе для детей с ЗПР?
коррекционно-развивающего обучения
коррегирующего обучения
вспомогательного обучения
компенсирующего обучения
10.Каково количество детей с ЗПР в начальной школе? (от общего количества первоклассников)
10%
25%
35%
4.4 Вопросы к зачету (итоговый контроль)
1. Причины увеличения числа детей с отклонениями в развитии.
2. Классификационные характеристики детей с ЗПР.
3. Типы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР.
Характеристика разных групп детей с ЗПР.
Особенности психических процессов у детей с 3ПР'
Охарактеризовать основные отличия детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников.
7. Особенности индивидуального подхода к детям с 31 IP в условиях коррекционно-развивающего обучения.
8. Основные методики изучения психических процессов детей 4-5-летнего возраста с 3ПP.
9. Основные методики изучения психических процессов детей 6-летнего возраста с 31 IP.
10. Методики изучения психических процессов детей 7-летнего возраста с ЗПР.
11. Основные направления коррекционно-воспитательного воздействия на детей с ЗПР.
12. Коррекционныг задачи формирования элементарных математических представлений у детей с ЗПР.
13. Коррекционные задачи в ознакомлении с окружающим миром детей с ЗПР.
14. Какие коррекционные задачи решаются на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР.
15. Какие коррекционные задачи решаются на занятиях по звуковой культуре речи с детьми с ЗПР.
16. Какие коррекционные задачи решаются при ознакомлении детей с ЗПР с художественной литературой.
17. Коррекционные задачи в обучении сюжетно-ролевой игре детей с ЗПР.
18. Коррекционные задачи на занятиях продуктивной деятельностью с детьми с ЗПР.
19. Какие коррекционные задачи решаются при подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР.
20. Охарактеризовать особенности развития речи детей с ЗПР.
21. Охарактеризовать особенности личности дошкольников с ЗПР.
5 Учебно-методическое обеспечение
5.1 Основная литература
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
Гонеев А.Д., Лифиниева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М.:Академия, 1999.-280с.
Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/Под ред. С.Г. Шевченко. - М: Пика-пресс, 1998.- 192с.
5.1.4Дети с задержкой психического развития /Под ред. Власовой Т.А., Лубов-скогоВ.И.-М., 1984.
Дети сироты: консультирование и диагностика развития. /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М, 1998. - 336 с.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Владос, 1995. - 112 с.
Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1998.- 144с.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М: Просвещение, 1990.-143 с.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1995.
5.1.10Марковская И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика. -М., 1993.
5.1.11Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1999.-304с.
5.2 Дополнительная литература
Диагностика и коррекция просодической стороны речи у детей /Сост. Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. - Новгород, 1997.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недораазвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.-207 с.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб., 1995. - 64 с.
Развитие логической памяти у детей /Под ред. Смирнова. - М.: Педагогика, 1976.-254с.
5.2.6 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. А.Л. Венгер. М.: Педагогика, 1986. - 222 с.
Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении и воспитании умственно отсталых дошкольников. -М., 1990. - 191 с.
Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1999.-208 с.
Страницы: 1, 2