Если в момент прихода социального педагога, кроме отца и матери ребенка, в доме присутствуют и другие члены семьи, их также нужно привлечь к беседе.
Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Без таких посещений, без личного знакомства с практикой воспитания в каждой семье этот опыт был бы односторонним, основанный только на поведении ребенка и беседах с родителями.
Социальный педагог ведет дневник записей встреч с родителями, бесед с ними. Записи о посещении семьи помогают контролировать выполнение родителями рекомендаций, позволяют давать их в определенной системе. Записи должны быть содержательными. На каждую семью в дневнике выделяется 2-3 страницы.
В процессе дальнейшего общения у родителей всегда возникает множество вопросов, самых разнообразных, которые они задают. Индивидуальные беседы, консультации, в процессе которых они получают ответы на интересующие их вопросы, способствуют установлению тесной связи, постоянного контакта социального педагога и семьи.
В индивидуальных беседах родители более откровенно и охотно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка. Содержание индивидуальных бесед учителя и родителей может быть самым разнообразным. Но главной их целью всегда должно оставаться педагогическое образование родителей.
В беседе с родителями социальный педагог не столько утверждает, сколько советует, договаривается о совместных действиях, методах и приемах воздействия на ребенка. Беседуя с родителями, надо не поучать, а подводить их к пониманию необходимости достижения педагогических знаний. Беседа с родителями не монолог, а прежде всего диалог, в котором будут определяться конкретные пути и методы совместного влияния на ребенка. Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по их инициативе и по инициативе педагога.
Не всегда родители, заметив что-то негативное в поведении ребенка, сами обращаются за помощью к учителю. Некоторые умалчивают, а иногда стараются оправдать любой поступок сына или дочери. Нежелание родителей «вынести сор из избы» - открывать кому интимные стороны семейных взаимоотношений часто наносит ребенку вред. В таком случае социальный педагог должен сам искать пути сближения с родителями: вызвать их на откровенный разговор, стараться помочь в решении семейных конфликтов, подсказать пути влияния на ребенка.
Интерес родителей к вопросам воспитания, их инициативу в беседе с социальным педагогом на педагогические темы надо всячески поощрять и стимулировать. Хорошо определить консультативный день и час - раз в неделю, в месяц. Это удобно родителям и постепенно входит в привычку периодически общаться с социальным педагогом [24, c. 86].
Заботясь об эффективном взаимодействии с родителями, социальный педагог должен учитывать важность следующих факторов:
1. Приглашение родителей к сотрудничеству. Часто социальный педагог считает, что родители находятся в оппозиции к нему. Пытаясь предотвратить возможные отрицания с их стороны, он начинает разговор в директивном тоне вместо того, чтобы понять их чувства, проявив сдержанность, открытость. Доброжелательность, открытость в общении с родителями - первый шаг к сотрудничеству с ними.
2. Соблюдение позиции равноправия. Объединение усилий социального педагога и семьи ребенка возможно при взаимном признании ими равноправия.
3. Признание важности родителей в сотрудничестве. Социальный педагог должен всегда подчеркивать важную роль родителей в воспитании и развитии ребенка.
4. Поиск новых форм сотрудничества. Социальный педагог может предложить одному из родителей организовать родительские собрания, вместе определив их тематику, структуру и т.д. Особенно полезный обмен мнениями с родителями по налаживанию взаимопонимания с детьми.
Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении социальным педагогом психолого-педагогических правил и требований. К ним относятся:
- использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении. Ценность их заключается в развитии чувства собственной ответственности, требовательности, гражданского долга;
- доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
- педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Социальный педагог - лицо официальное, но по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от посторонних. Какой бы ни казалась ему семья, он должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям;
- жизнеутверждающее настроение при решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, ориентация на успешное развитие личности. Формирование личности ребенка предполагает преодоление трудностей, противоречий в его жизни. Важно, чтобы это воспринималось как проявление закономерностей развития (неравномерность, скачкообразный характер, причинно-следственная обусловленность, выборочное отношение ребенка к воспитательному воздействию), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывать растерянности у педагога [26, c. 225].
Таким образом, большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, социальный педагог влияет и на перестройку семейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Итак, социальная и социально-педагогическая работа - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на решение социальных проблем отдельных личностей и общественных групп и удовлетворения потребностей граждан на создание условий, способствующих восстановлению или повышению их способности к социальному функционированию.
Большое значение в социальной и социально-педагогической работе отводится работе с родителями. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. От того, на что и как направлено влияние родителей, во многом будет зависеть результат воспитания. Поэтому одним из главных направлений работы социального педагога - это формирование педагогической компетентности и педагогических знаний родителей.
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
2.1 Формы и методы социально-педагогической работы с родителями
Формы социально-педагогической работы - варианты организации взаимодействия социального педагога с клиентами, направленные на создание условий для позитивной активности детей и молодежи, решения соответствующих задач социализации, предоставление помощи и поддержки. В практике социально-педагогической работы специалисты используют значительное количество разнообразных форм, однако все они имеют специфические признаки: функциональность (приоритетность для определенного направления социально-педагогической деятельности); структурность (соответствие специальным требованиям к подготовке и проведению отдельных типов форм); интегративность (результаты, полученные при использовании одних форм, способствуют внедрению других). В социально-педагогической работе формы классифицируют по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые); доминирующим средством влияния: словесные (лекции, беседы, диспуты); практические (аукционы, тренинги, ярмарки услуг и т.п.); наглядные (газеты, плакаты, социальная реклама, показ видеофильмов и т.п.); в соответствии с направлениями социально-педагогической деятельности: социальная профилактика (лекции, беседы, тренинги, буклеты, видеоматериалы и т.д.); коррекционно-реабилитационная роботы (упражнения по формированию определенных навыков, сопровождение, консультирование и т.д.); социально-педагогическая защита (патронаж, консультирование, переписка, оформление документов т. п.) [18. с. 319].
Изучение практики применения учителями и социальными педагогами форм работы с родителями, теоретический обзор научных трудов по вопросам организации обучения взрослых позволяют говорить о том, что традиционно используется лекционная система, хотя доказано, что лучше всего усваиваются знания, которые добыты самостоятельно, в активной деятельности (А. Дистервег, В.И. Лозовая, П.И. Пидкасистый). И.М. Трубавина приводит примеры форм, которые позволяют активизировать познавательную деятельность родителей.
Педагогический десант - выступления педагогов на предприятиях, в учреждениях, где работают родители, в микрорайонах, на летних площадках по проблемам, которые волнуют родителей. Возможен предварительный опрос на предмет выявления актуальных тем. Осуществляется также по следам происшедшего нежелательного события, которое волнует родителей. Может включать в себя ответы на вопросы родителей, групповые и индивидуальные консультации, передвижные выставки педагогической литературы, тематические стендовики, анкетирование родителей. Цель: предоставление услуг просветительского характера, профилактика нежелательных явлений в семье, налаживание контакта с родителями, решения их проблем педагогическими методами, привлечение их к сотрудничеству в родительских клубах, комитетах, курсах и тому подобное [19, c. 132].
Родительские конференции - форма работы с родителями, которая была популярной в 60-ые годы. Предусматривала доклады педагогов и родителей по актуальным проблемам семейного воспитания, ответы на вопросы и обмен опытом семейного воспитания по определенной проблеме. Тема конференции сообщалась предварительно. Ее проведение сопровождалось выставкой педагогической и детской литературы, игрушек, детской одежды, блюд для детей, распространением памяток для родителей и детей. Поскольку в 60-ые годы эти конференции проводились с помощью партийных, профсоюзных, советских организаций, то сейчас эта поддержка отсутствует, необходимо привлекать спонсоров, стимулировать выступления родителей и педагогов на конференциях, разрабатывать буклеты, памятки, брошюры для родителей по актуальным проблемам семейного воспитания [3, c. 209].
Консультации - форма работы с родителями, которая предусматривает предоставление специалистом помощи родителям, которые обратились за ней по разным проблемам семейного воспитания. Эти проблемы являются непредвиденными для консультанта, поэтому требуют от него не только глубокой подготовки, но и умений проанализировать проблемы, выделить их причины и следствия, владеть системным подходом в решении проблем. Консультации могут быть: а) по количеству семей: массовыми, групповыми, индивидуальными; б) по участию членов семьи: со всей семьей, с отцом, матерью и ребенком; в) по месту проведения: в стационарном помещении (школе, центрах социальной помощи) и не в стационарных условиях, выездные (на предприятиях, учреждениях образования, по месту жительства, клубах). Консультации предусматривают проведение анкетирования, беседы, наблюдения, тестирования, и поэтому консультанты должны иметь все необходимые средства для этого на своем рабочем месте. Целесообразным было существование на предприятиях консультационных бюро, пунктов для родителей по вопросам семейного воспитания, потому что не все родители могут обратиться за консультацией в центр социальной помощи, а на перерыве или после работы это возможно. В таких бюро, пунктах освещался опыт семейного воспитания отдельных семей, предлагалась литература для самостоятельной проработки, памятки, буклеты, брошюры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5