Рефераты. Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в современной профессиональной школе

p align="left">Важной характеристикой воспитательной деятельности является креативность -- способность педагога к творчеству, которое трактуется как способность проникнуть в мир ребенка, максимально высоко оценить его возможное-- и способности. Креативность педагога проявится прежде всего именно в его эмпатии и в принятии каждого ребенка. Креативность проявляется и в том, что творческий педагог всегда стремится воспитать творческого ребенка. В психологической литературе подчеркивается, что решение этой задачи возможно при условии психологической свободы и психологической безопасности ребенка, а такое состояние, в свою очередь, достигается при условии, если педагог отказывается от постоянного внешнего оценивания ребенка, которое всегда воспринимается ребенком как угроза и приводит к защитной реакции [4].

Одной из инвариантных характеристик воспитательной деятельности педагога является суггестивность -- способность педагога воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Такое воздействие возникает, если педагог умеет создать благоприятную для самочувствия и настроения детей эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, необходимый для общения. В этих благоприятных условиях педагог воздействует на детей собой, естественностью своего поведения и прежде всего умением радоваться жизни, смеяться, грустить и т. д.

Инвариантной характеристикой воспитательной деятельности педагога является его способность помочь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе их жизнедеятельности -- в развитии рефлексии. В процессе рефлексии педагог пробует, по образному выражению Ю. Лотмана, остановить ситуацию, как стоп-кадр, во времени и пространстве и всесторонне ее проанализировать [3;145].

Глава 2. Содержание воспитательной деятельности педагога в современной теории воспитания

2.1 Структура содержания воспитательной деятельности

Содержание воспитания - одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Гуманистическая педагогика обогащает современную теорию воспитания представлениями о том, что содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организация активной и творческой жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.

Изучение ребенка

Изучение ребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследования физического состояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Специфичным для гуманистического воспитания является то, что педагог стремится изучать ребенка в его внутренней целостности: изучает возрастные особенности детей, знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды. Чтобы лучше понять ребенка, он ставит себя на его место, погружается в воспоминания о собственном детстве, использует сравнительно-эволюционный метод, который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка, анализирует предметы детского творчества, систематически наблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразной деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательской.

В теории гуманистического воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности, которые имеют стратегическое, долгосрочное значение. Речь идет об интересе к ребенку, принятии его таким, какой он есть, уважении его самоценности, о педагогическом оптимизме, понимаемом как опора на положительное, об отношении к ребенку как к целостной личности и т. д. Важный принцип в исследовании -- отказ от сравнения успехов и неудач детей. Сравнение возможно лишь с его собственным опытом прежних лет [3;140].

Создание условий самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога

На рубеже XIX--XX веков была признана ценность личности ребенка. Педагоги-гуманисты согласились с Аристотелем, утверждавшим, что самореализация человека -- это реализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения, признали уникальность ребенка, радовались его непохожести на других детей, стремились создать условия для реализации этой непохожести -- уважили ребенка. Таким образом, в XX веке уважение к ребенку стало одним из принципов воспитания. Подчеркивалось, что уважение ребенка со стороны педагога важно потому, что оно является основанием для возбуждения уважения ребенка к самому себе. Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств [3].

Важная идея теории гуманистического воспитания, помогающая педагогу глубже понять ребенка, состоит в том, что поведение ребенка не тождественно его сущности. Помогать развивать духовный потенциал, не глушить "сырой материал личности" и есть создание условий самореализации ребенка.

Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество XX век привнес в педагогику интерес к активной деятельности ребенка. Активность ребенка рассматривалась как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность рассматривали как жизненную потребность ребенка и показатель его достижений. И наконец, в активности ребенка видели проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.

В педагогических исследованиях отмечалось, что активность ребенка не может быть сформирована в условиях автократической педагогики, она не совмещается ни с чрезмерной опекой взрослого, ни с излишним вмешательством взрослых в содержание жизни детей. Гуманистическая педагогика видит воспитательную задачу в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность; дисциплину -- в самодисциплину. Таким образом, активность ребенка рассматривалась как предпосылка его развития, а с другой стороны, как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на развитие активности детей, является помощь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог-воспитатель придает большое значение характеру межличностного общения детей в процессе этой деятельности. В организации трудовой деятельности, игры, театральных постановок, художественного творчества: музыки, рисования, лепки и т. д. -- педагог ориентируется на интересы детей и на их способности. Опыт показывает, что именно такая деятельность способствует смягчению нравов, предотвращает их огрубение, формирует нравственность детей.

Педагогические условия утверждения чувства защищенности ребенка в детских сообществах

Одной из главных тенденций развития гуманистического воспитания в педагогике XX века была тенденция к разрешению противоречия между личностью ребенка и детским сообществом, стремление к утверждению самочувствия защищенности ребенка в системе межличностных отношений. Большинству педагогов-гуманистов удалось создать детские сообщества, в которых обеспечивалось развитие уникальности каждого ребенка -- члена коллектива, соблюдалось право ребенка на уважение, формировалось чувство собственного достоинства детей. Гуманизация воспитания связывалась с процессом социализации личности, наиболее эффективной средой для которой является детское общество. Процесс социализации в трактовке педагогов-гуманистов означает недопустимость неоправданного подавления активности личности, навязывания общественных функций вопреки склонностям и стремлениям индивида. Гуманизацию социализации они рассматривают как процесс поддержания оптимального для развития личности состояния среды. Существенным фактором самореализации ребенка, воспитания его в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства педагоги-гуманисты считали развитие у него социального чувства. В решения этой задачи особое значение они придавали детскому коллективу. Решающее значение для свободного, уверенного самочувствия детей в коллективе педагоги-гуманисты придавали детскому самоуправлению и здоровому общественному мнению, в котором видели регулятор внутриколлективных отношений. В то же время подчеркивалось, что средствами коллективного воздействия надо пользоваться весьма осторожно, только в случае, если в них есть крайняя необходимость. Основными условиями формирования гуманистических отношений в детском коллективе являются: самореализация ребенка. в разнообразной деятельности; самопознание детей -- членов коллектива, наполнение деятельности детского коллектива гуманистическим содержанием; систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношений и прогнозирование их дальнейшего развития; введение гласности в жизнь детского учреждения; формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоционального климата; обеспечение через систему законов общежития гарантии защищенности каждому ребенку; организация жизни детского учреждения на законах равноправия.

2.2 Критерии эффективности и показатели успешности воспитательной деятельности педагога

Определение критериев эффективности воспитательной деятельности педагогов -- сложная задача, ибо в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор интуиция педагога, его чувства не принимаются в качестве объективных критериев эффективности его деятельности.

Важными критериями эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки, которую можно считать главным критерием эффективности воспитательной деятельности.

В последние годы разработаны новые критерии эффективности воспитательной деятельности. Речь идет о гуманитарной экспертизе, суть которой заключается в выявлении "человеческих" результатов педагогической деятельности на основании взгляда на ребенка педагога как человека опытного, квалифицированного специалиста, человека с развитой интуицией [3].

Вопрос о показателях успешности воспитательной деятельности педагога сложен: результаты воспитания отдалены во времени и неявны. Трудно точно установить, являются ли те или иные поступки детей результатом воспитательной деятельности, или они есть результат всей совокупности влияний на ребенка семьи и товарищей. Однако для педагога очень важна оценка его труда, для чего нужны показатели, с помощью которых можно замерять динамику изменений в поведении детей и в системе их отношений.

В течение последнего десятилетия российские педагоги имели возможность познакомиться с подходом к решению этой проблемы в других странах. Так, например, известный американский педагог Артур Эллис пишет, что в качестве показателей успешности он склонен рассматривать оптимизм выпускников школ, их активность во всех делах, самодисциплину, плюрализм, достоинство и стремление совершенствоваться. Другой американский ученый, представитель консервативного направления развития образования Уильям Бэгли, утверждает, что показателем успешности педагогической деятельности является жизнь школы, которая должна быть примером и идеалом сотрудничества, бодрости, верности долгу и истине, мужества и упорства перед лицом разочарования, настойчивых усилий по решению стоящих задач и выполнения их как можно лучше, лояльности по отношению к друзьям, семье и тем, за кого человек несет ответственность, готовности не прятаться перед лицом фактов, ясного и честного размышления [3].

В отечественной педагогике показатели успешности, как правило, связываются с продолжением учениками образования, их долголетней дружбой с педагогами после окончания школы, прочностью дружеских связей с однокласниками и т.п. В качестве показателей успешной личностно-ориентированной воспитательной деятельности педагогов рассматривают физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание выпускником школьных лет как события в жизни, уж успешное и радостное начало биографии. Высшим же результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать людям.

Заключение

Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.

Воспитательная деятельность современной школы основывается на принципах гуманистического воспитания, предполагающих центральным объектом воспитания человека как наивысшую ценность.

Под воспитательной деятельностью педагога понимается деятельность, направленная на создание условий успешного развития личности ребенка.

В качестве основных функционально-деятельностных характеристик воспитательной деятельности мы рассмотрели цели, приоритеты, функции и психологические особенности воспитательной деятельности.

Воспитательная деятельность, осуществляемая педагогом, не преследует прямого достижения цели, ибо цель недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Важнейшим приоритетом воспитательной деятельности педагога в современной школе является личностный характер общения педагога с ребенком.

Основными функциями воспитательной деятельности являются: понимание ребенка, помощь ребенку и его поддержка в процессе развития, защита интересов ребенка, мягкое недирективное управление процессом развития личности ребенка, культурное влияние, облегчение процесса личностного роста, организация разнообразной деятельности детей.

В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности мы рассмотрели эмпатию, принятие. Конгруэнтность. Креативность, суггестивность и способность к рефлексии.

В структуру содержания воспитательной деятельности входит изучение ребенка, создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания, организация активной и творческой жизнедеятельности детей, педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятие его детским сообществом.

Основными критериями эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, строящаяся на основе его положительной самооценки.

Список использованной литературы

1. Байбородова Л.В. Воспитательный процесс в современной школе.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1997.- 380с.

2. Воспитательная деятельность педагога /Под общ.ред.В.А.Сластенина.- М.: Академия, 2005.- 336с.

3. Демакова И.Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога //Воспитать человека: Сб-к нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания.- М.: Вентана-Граф, 2002.- 384с.

4. Ксензова Г.Ю.Психологические основы воспитательной деятельности учителя.- Тверь: Твер.гос.ун-т, 2001.- 401с.

5. Кулюткин Ю.Н. Творческая направленность деятельности педагога: Сб-к научных трудов.- Л.: НИИ ООВ, 1978.- 102с.

6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе.- М.: Пед. общ-во России, 1999.- 300с.

7. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается /Под ред.Л.И.Новиковой.- М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996.- с. 6-11

8. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: Владос, 2000.- 256с.

9. Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Логос, 1999.- 271с.

10. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- Педаг. общ-во России, 2000.- 128с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.