Рефераты. Ознакомление детей с народными промыслами в старшей группе

p align="left">Более пристальное внимание к народному декоративному искусству, изучение его воспитателями становится особенно актуальным в свете постановления ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (февраль 1975 г.), в котором особое место отводится вопросам раннего приобщения детей к народному искусству, обладающему непреходящими художественными ценностями.

В интерьер детского сада хорошо включать произведения народного искусства, стараться использовать в оформлении помещений разнообразные образцы: керамику, изделия из дерева, вышивку. Это, несомненно, будет влиять на развитие эстетического восприятия детей.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, пробудят в них желание самим сделать нечто подобное.

Интересен опыт детского сада № 1949 Куйбышевского района Москвы в организации и проведении экскурсий в Музей народного искусства. Между сотрудниками музея и педагогическим коллективом детского сада установились тесные контакты.

Детский сад своевременно оповещался о выставках, организуемых в помещении музея, сотрудники которого помогали проводить экскурсии. Благодаря их заботливому и внимательному отношению, воспитатели сумели познакомить детей не только с тематическими выставками музея, но и с его замечательными фондами: с вятской, каргопольской и тульской глиняной игрушкой, с росписью и резьбой на прялках, с мастерской и северной вышивкой, с народными костюмами и рисунками на набивных тканях, с декоративными Павловскими платками и богородской резной игрушкой, вологодскими и Елецкими кружевами.

Сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности, в ведении которого находится Музей народного искусства, своевременно информировали детский сад о новых выставках в музее, провели с ребятами ряд интересных и содержательных бесед о народном искусстве, доступно и увлекательно рассказав им о красоте форм, красок, орнаментальных ритмах, которые несут в себе подлинные образцы народного творчества, о значении произведений народного искусства в наши дни в оформлении интерьеров учреждений, жилых домов, о той духовной ценности, которой обладают произведения народных мастеров. Дети встретились в музее с художниками золотой Хохломы, с косторезами Чукотки, с кружевницами из Вологды и живописцами из подмосковного села Жостово. Гончары из Гжели и резчики из села Богородское демонстрировали детям свое замечательное искусство создания из обыкновенной глины и липовых чурок выразительных и совершенных форм глиняной посуды и деревянной резной игрушки.

Надо ли говорить о том, какое яркое, неизгладимое впечатление может оставить встреча с художником -- народным умельцем, который здесь же покажет малышам наиболее простые декоративные приемы росписи деревянных или глиняных изделий! Следует отметить, что названия тематических творческих заданий, перечисленных выше, носят условный характер. Здесь предоставляется большая самостоятельность и творческая инициатива для всех, кто будет обращаться к образцам народного искусства.

Вятская глиняная игрушка, городецкая и хохломская роспись, набивные ткани, кружева, резьба и роспись по дереву могут подсказать и другие темы для творческих заданий, которые будут вполне оправданы в творчестве детей. Хотелось бы только подчеркнуть, что ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий наиболее полно отвечает особенностям детского восприятия и тем возможностям, которые могут проявиться в декоративно-прикладном творчестве детей.

Важно, чтобы при выборе тем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовали определенная логика и последовательность, принцип от простого к более сложному, к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков в работе, различных материалов и в проникновении в образный строй произведений народного искусства внутри каждой темы творческого задания.

Именно поэтому первое творческое задание, которое рекомендуется выполнить с детьми, обращено к вятской расписной глиняной игрушке, а по ассоциации с ее нарядной орнаментальной росписью названо «Веселые узоры».

2. Особенности народного промысла

Дымковская игрушка. Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, Горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах - кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.

Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же - в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

С развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов.

Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это - народная декоративная скульптура.

Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.

К сожалению, дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.

Городецкая роспись.

Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.

Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись".

Русская матрёшка.

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.

Прообразом матрёшки могли послужить "писанки" - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: "До чего похожа на нашу Матрёну!". С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.

Вскоре матрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов - Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.