Рефераты. Ознакомление детей с родным городом

p align="left">В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Беларуси, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого -- обязательное требование и условие данной работы.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д [1; c.140-150].

4. Мини-практическая часть

Для определения сформированности представлений старших дошкольников о своем городе нами было исследовано 10 детей старшей группы № 5 дошкольного учреждения № 103 г. Минска.

Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 9 вопросов:

1.Как называется страна, в которой ты живешь? (Республика Беларусь)

2. В каком городе ты живешь? (Минск)

3. Как называется столица Беларуси? (Минск)

4. Как называется улица, на которой находится твой детский сад? (ул. К.Калиновского, 47)

5. На какой улице живешь ты?

6. Какие еще улицы города Минска ты знаешь?

7.Какие достопримечательности ты знаешь в городе Минске?

8. Какие ты знаешь заводы и предприятия г. Минска?

9. Какие ты знаешь парки, скверы?

Ответы детей:

Аня А.

1.Республика Беларусь

2.Минск

3.Минск

4.Калиновского

5.Калиновского

6. -

7. Памятник Якубу Коласу

8. «Горизонт», «Атлант»

9. Парк Челюскинцев

Катя М.

1.Республика Беларусь

2.Минск

3.Минск

4.Калиновского

5.Калиновского

6. Петруся Бровки, Партизанский проспект

7. Площадь Победы

8. «Коммунарка»

9. Парк Челюскинцев, парк Горького

Никита Д.

1. Беларусь

2.Минск

3.Минск

4. -

5.-

6. -

7. Красный костел

8. -

9. Парк Горького

Влад С.

1.Беларусь

2.Минск

3.Минск

4. Калиновского

5.Калиновского

6. Кижеватова

7. Национальная библиотека

8. Тракторный завод

9. Парк Челюскинцев, парк Горького

Маша Д.

1.Республика Беларусь

2.Минск

3.Минск

4. Калиновского

5.Калиновского

6. Немига

7. Национальная библиотека, памятник на площади Победы

8. -

9. Парк Челюскинцев

Саша К.

1.Беларусь

2.Минск

3.Минск

4. -

5. Калиновского

6. -

7. -

8. -

9. -

Марина В.

1.Республика Беларусь

2.Минск

3.Минск

4. Калиновского

5.Калиновского

6. Немига

7.площадь Победы

8. «Коммунарка»

9. Парк Горького

Вика А.

1.Республика Беларусь

2.Минск

3.Минск

4.Калиновского

5.Калиновского

6. -

7. Памятник Якубу Коласу

8. -

9. Парк Челюскинцев

Наташа Д.

1. Беларусь

2.Минск

3.Минск

4. -

5.Калиновского

6. -

7. -

8. -

9. Парк Горького

Рита К.

1.Беларусь

2.Минск

3.Минск

4. Калиновского

5.Калиновского

6.Ванеева, Франциска Скорины, Немига

7. Красный костел, Национальная библиотека, Остров слез

8. «Горизонт», Тракторный завод, «Коммунарка»

9. Парк Челюскинцев, парк Горького.

Результаты исследования:

Таким образом, обработав полученные данные. мы получили следующие результаты:

Название своей страны знает 100% детей.

Столицу Беларуси и город в котором они живут также назвало 100 % старших дошкольников.

Улицу, на которой находится детский сад знает 70 % дошкольников.

Улицу на которой живут дети знает 90 % детей.

Другие названия улиц назвало 50 % детей.

Достопримечательности города назвало 80 % опрошенных детей.

Заводы и предприятия Минска назвало 50% дошкольников.

Парки отдыха назвало 90 % детей.

Вывод:

Результаты проведенного исследования показали, что у большинства исследуемых детей достаточно сформированы знания о родном городе.

Данные знания должны оказать положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.

Заключение

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию [4;7].

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту [2;78].

Список использованной литературы:

1. Белая К.Ю. «Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания»// Белая К.Ю. От сентября до сентября.- М. 1998. С. 135-150.

2. Дубiнiн Дз. У., Дубiнiна Дз. М. «Мая родная старонка». - Мн., 2000. 120 с.

3. Дубовская Л. « Спадчына» // Пралеска. 2007. №1. С. 21-28.

4. Козакова И. «Особенности патриотического воспитания дошкольников» // Обруч. 2003. №6. С. 8-12.

5. Козлова Т.А, Куликова Т.И. «Дошкольная педагогика».- М., 1998. С. 72 - 85.

6. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2006. С. 66-68.

7. «Мой край завецца Беларуссю: дапаможнiк для педагогау» / А.I. Красiла. - Мазыр. 2006. 160 с.

4. 8.Никонова И.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн., 1991. 60 с.

8. «Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении» Базисная программа и методические рекомендации.2-е изд-е, перераб. и доп-ое. /Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н.Белоус и др. - Мн., 2000.

9. Ясева Н.Ю. «Воспитание основ патриотических чувств дошкольников». - Могилев. 2000. 59 с.

Приложение 1

Базисная программа «Пралеска.

Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении»

Для группы «Малыши» (2-3 г.ж.) работа по патриотическому воспитанию состоит в следующем.

Задачи раздела «Чел-к и общ-во»:

- знакомить с народными праздниками, обычаями своего народа (в пределах возрастных возможностей),

Группа «Почемучки» (4-5 г.ж.)

Задачи раздела «Человек и общество»:

формировать представления о Беларуси, знакомство с белорусскими народными праздниками, героями, государственными символами (флаг, герб, гимн); обогащать знаниями о своем городе (поселке);

Раздел «Как работаем с детьми»:

« Ребенок как член общества»:

Формируем у воспитанников первые представления о Беларуси и белорусах. Знакомим с национальным флагом, гербом, гимном (старших «почемучек»). Посещаем ближайшие культурные учрежде-ния. Знакомим детей с народными героями, белорусскими праздни-ками, организовываем встречи со старожилами.

Группа «Фантазеры» (6-7 г.ж).

Раздел «Человек и общество»

Задачи

Ребенок - общество

расширять знания о Беларуси, ее национальных героях, государственной символике, народных и государственных праздниках, приобщать к истории своей страны (города, поселка), к духовным ценностям его народа. Формировать интерес к прошлому и настоя-щему в жизни своей Родины, чувство уважения к ее народу, гордость за успехи. Развивать национальное самосознание;

Как работаем с детьми

«Ребенок как член общества»:

Расширяем представления детей об обществе, помогаем осознать свою принадлежность к нему. В системе предлагаемых детям знаний большое место отводим знаниям о родном народе, своей стра-не, городе. Родное -- это свое, близкое, связанное с матерью, родом. Люди, живущие в нашей стране, -- это белорусы, русские, поляки, украин-цы, евреи и другие. Больше всего у нас белорусов. Поэтому наша страна называется Республика Беларусь. Белорусский народ -- один из многих народов, живущих на нашей планете.

Формируем чувство национального самосознания дошкольников. Его становление на-чинается с познания родного языка. Расширяем знания детей об этнических признаках жителей на-шей республики

Педагог стремится, чтобы его воспитанники знали не только название города (деревни), где они живут, но и объяснение этого названия.

Дошкольники знакомятся с достопримечательностями нашей земли, с экологическими проблемами.

Педагог расширяет знания детей об особенностях городской и сельской жизни.

Развиваем представления детей о Беларуси как о стране, где раз-вита промышленность (машиностроительная, деревообрабатываю-щая, химическая, текстильная и др.).

В доступной форме знакомим старших дошкольников с важными вехами в истории страны.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.