Рефераты. Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников

p align="left">На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о самом себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу до-школьного возраста у нормально раз-вивающихся детей складываются пер-вичные формы самосознания -- зна-ние и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет ос-новное новообразование этого возрас-та. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М., 1986. Т.1.

Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1991.

По словам Д.Б.Эльконина, ребе-нок в дошкольном возрасте проходит путь от «я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, теснейшим образом связанной и скоординирован-ной с внешней деятельностью. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1995.

Вместе с тем, как отмечают исследо-ватели, у детей с нарушениями интел-лекта первое проявление самосознания, отделение своего «Я», которое обычно находит выражение в негативных реак-циях на замечания, порицания, на не-удачу, возникает лишь после 4-х лет. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Владос, 1998. С.207.

Воспитание социальной направленно-сти личности представляет важную за-дачу детской психологии и дошкольной педагогики.

Согласно положению Л. С. Выготско-го, для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуа-ция развития, определенное соотноше-ние условий социальной среды и внут-ренних условий формирования индиви-да как личности.

Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систе-му требований, предъявляемых обще-ством к человеку на том или ином этапе его жизни.

С точки зрения педагогической нау-ки социализация может быть понята как формирование у детей представле-ний об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общест-венным нормам.

В дошкольном детстве ребенок при-обретает основы личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка ребенка в природе, пред-метах, созданных руками человека, яв-лениях общественной жизни, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

В концепции дошкольного воспита-ния в рамках личностно ориентирован-ного подхода к взаимодействию взрос-лого и ребенка процесс воспитания означает приобщение ребенка к миру человеческих ценностей, в ряду кото-рых одно из центральных мест занимает отношение к другим людям, отношение к себе. Таким образом, для дошкольни-ка наиболее значимыми являются со-циальные отношения, которые возника-ют у него в процессе взаимодействия с близкими взрослыми и со сверстника-ми. Представления ребенка о себе (воз-никновение феномена "Я сам"), о своей семье, о людях, близких по каждоднев-ному общению, качественно влияют на его отношения с людьми и на развитие всех видов детской деятельности (пред-метной, игровой, изобразительной, эле-ментарной трудовой).

В ряде исследований доказано, что общественные явления доступны пони-манию дошкольников и, более того, де-ти проявляют к ним интерес и способ-ны устанавливать причинно-следствен-ные связи.

У нормально развивающихся до-школьников при соответствующем вос-питании и обучении к концу до-школьного возраста имеются все необ-ходимые предпосылки для установле-ния со взрослыми, и сверстниками взаи-моотношений, основанных на совместном выполнении деятельности. В воз-никновении потребности общения детей со сверстниками и взрослыми немало-важную роль играет накопление ими социального опыта (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Л. С, Выготский; А. В. Запоро-жец, М. И. Лисина, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.).

Данная потребность является одним из важнейших факторов, определяю-щих психологическую готовность детей к школьному обучению.

Известно, что умственно отсталые де-ти испытывают трудности при поступ-лении в школу, с одной стороны, из-за несформированности познавательной деятельности, и с другой - из-за отсут-ствия психологической готовности к вхождению в новый детский коллектив. Отсутствие средств общения со взрос-лыми и сверстниками, несформированность ориентировочно-исследователь-ской деятельности, непонимание усло-вий разрешения проблемной ситуации ведут к тому, что умственно отсталые дети в большинстве случаев оказывают-ся вне детского коллектива, что приво-дит их к коммуникативной несостоя-тельности и способствует появлению патологических черт личности: отказа от деятельности, замкнутости, а порой и агрессивности (А. А. Катаева, Н. Г. Мо-розова и др.).

Несмотря на значительные успехи, достигнутые современной педагогиче-ской наукой в организации коррекционной работы с умственно отсталыми до-школьниками при опоре на сохранные стороны их развития и с учетом сензитивных периодов развития (работы А. А. Венгер (Катаевой), О. П. Гаврилушкиной, С. И. Давыдовой, С. Г. Ералиевой, Г. В. Кузнецовой, Н. Г. Моро-зовой, Н. Д. Соколовой, Е. А. Стребелевой, Г. В. Цикото и др.), многие важ-нейшие аспекты этой проблемы до сих пор специально не исследовались.

У дошкольников с нарушени-ями интеллекта, нередко сочетающими-ся с нарушениями эмоционально-воле-вой сферы и вторичным недоразвитием речи, возникают трудности в понимании и осмыслении событий своей жизни, жизни окружающих его людей, событий социальной жизни. Они не умеют стро-ить и анализировать взаимоотношения с близкими взрослыми, сверстниками. Все эти особенности сказываются на поведении и развитии личности ребенка с нарушениями интеллекта.

Поведение человека, ребенка не есть просто система действий, направленных на какую-либо цель. Это активность, побуждаемая какими-либо мотивами, т. е. ради его-то совершаемая: ради собственного довольствия, ради собственной выгоды эгоистические мотивы) или ради блага другого человека, коллектива (моральные, нравственные мотивы). Чем шире круг людей, ради которых действует человек (ребенок), тем более нравственны мотивы его поведения.

Поведение складывается из ряда поступков по отношению к другим и определяется частным побудительным мотивом.

У детей умственно отсталых, приходящих в детское учреждение, поступки бывают обычно импульсивными, необдуманными или же диктуются непосредственным желанием получить для себя тот или иной предмет, игрушку, не считаясь с другими детьми. Поэтому задача воспитания правильного (нравственного) поведения состоит в привитии умения думать о другом, читаясь с ним, сочувствовать ему. Следовательно, необходимо не только развить представления ребенка о собственном Я, но и о Я другого человека, пробудить понимание других и соответствующее эмпатийное поведение.

1.3. Педставления умственно отсталого ребенка о природе

Ориентация дошкольного учреждения на общечеловече-ские ценности значительно меняет при-оритеты в воспитании, направляя основ-ное внимание на комплексное развитие личности ребенка. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающе-го мира природы и способах их правиль-ного применения, так как нарушение свя-зей в системе «человек -- природа» ведет к утилитарному, безнравственному отно-шению не только к среде обитания, но и к обществу в целом.

Миропонимание формируется на ос-нове приобретенных знаний об окружаю-щей действительности и, являясь состав-ной частью мировоззрения человека, вы-ражает отношение человека или общества к природе. Вследствие этого в процессе изучения окружающего мира необходимо учитывать, в первую очередь, воспитатель-ную функцию.

Миропонимание человека формирует-ся постепенно, в процессе его жизни и обучения, в соответствии с теми взгляда-ми, которые присущи обществу на дан-ном этапе его развития. Складывающая-ся картина мира отражает уровень пред-ставлений людей о мире природы, их ок-ружающей, степень понимания законов ее развития, процессов взаимодействия человека и природы. В таком обществе, где господствует представление об анта-гонистических отношениях человека и природы, о необходимости покорения природы, подчинения ее человеку и его потребностям, складывается и соответст-вующий тип поведения человека, который и формируется в процессе воспита-ния и обучения.

В настоящее время идет процесс пере-осмысления понимания человеком окру-жающего мира и его отношения к нему. Нарастающее число экологических ката-строф, исчезновение многих видов живот-ных и растений, загрязнение окружаю-щей среды и ухудшение условий сущест-вования в ней привели к пониманию того, что любое целенаправленное воздействие человека на природу имеет помимо ожи-даемых положительных результатов еще ряд неожиданных, иногда отдаленных во времени от самого воздействия, но край-не тревожных и опасных. Идея покорения природы, заявленная на рубежеXIX -- XX вв., подчинения ее человеку, постепенно ус-тупает место пониманию взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, что, в свою очередь, находит отражение и в системе образования и воспитания. Со-здаются новые программы, отражающие эту эволюцию взглядов и учитывающие новые подходы, т.е. начат этап формиро-вания иного мышления и на его основе иного миропонимания.

Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание
формированию природоведческих зна-ний, соответствующих современному
уровню представлений о природе. Усвое-ние детьми систематических и последо-вательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях стано-вится обязательным компонентом обра-зования и воспитания детей, так как зало-женные на их основе первичные пред-ставления о среде обитания человека по-зволят в дальнейшем обучении формиро-вать правильное и гуманное мировоззре-ние, создадут необходимые условия для
успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла приро-доведческих дисциплин.

Естественно, что при обсуждении про-блем коррекционного развития умствен-но отсталых детей возникает вопрос о воз-можности формирования их миропони-мания, которое бы соответствовало уров-ню современных представлений об окру-жающем мире.

Развитие представления о целостности картины мира имеет ряд этапов (как и любой процесс развития), одним из кото-рых является наличие предпосылок для начала этого процесса. В данном случае возникает проблема изучения состояния у умственно отсталых учащихся, элемен-тарных представлений об окружающем мире, складывающихся в непосредствен-ном житейском опыте, а также в ходе их дошкольного обучения.

Как отмечается в работах В.В. Давыдо-ва, исторически сложившиеся в обще-стве понятия обыкновенно существуют в формах деятельности человека и в ее ре-зультатах--в целесообразно созданных предметах. Отдельные люди (и прежде всего дети) принимают и осваивают их раньше, чем научатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями. Индивид не имеет перед собой некоторую неосвоенную природу, оперируя с которой он должен образовы-вать понятия, -- они уже задаются ему как кристаллизованный и идеализирован-ный, исторически сложившийся опыт людей. Следует предположить, что такой опыт усвоения исторически сложивших-ся понятий существует и у детей, имею-щих интеллектуальные нарушения, хотя и менее систематизированный и полный, чем у их нормально развивающихся сверстников.

С целью изучения состояния представ-лений о живом и неживом мире у умст-венно отсталых старших дошкольников было проведено психолого-педагогическое ис-следование. Экспериментом было охваче-но 48 детей Москвы. Исследование проводилось в трех направлениях, кото-рые в совокупности образуют содержание природоведческих знаний:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.