Рефераты. Педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

p align="left">Вместе с тем государственная социальная политика в области воспитания детей реализуется посредством определенной стратегии воспитания (И.А.Зимняя). Естественно, что невозможно выделить единственную и действенную во всех условиях стратегию воспитания учащихся общеобразовательных школ. Чаще всего под стратегией воспитания понимают комплекс мер, реализация которых обеспечивает единое направление воспитательных воздействий, оказываемых субъектами воспитания и социальной средой в целом и на каждого человека. В современных условиях развития страны, которые характеризуются высокой степенью неопределенности и противоречивостью, разработка и уточнение стратегии воспитания становятся важной политической и социально- педагогической задачей.

Учитывая упрочение социально- педагогической парадигмы как методологической основы при рассмотрении различных сторон общественного развития, включая область образования, будет правомерным определить общую стратегию воспитания как социально- педагогическую стратегию.

Данная стратегия воспитания учитывает личностные и средовые факторы воспитания;

предусматривает позитивное использование всего потенциала воспитательной деятельности и воспитательной работы в школе применительно к конкретному социуму;

- объединяет в себе (в качестве «реализаторов » стратегии ) педагогические кадры всех категорий с привлечением сотрудников других социальных непедагогических институтов;

- соединяет ценности личности и общества на основах их взаимопроникновения и гармонизации ;

- предусматривает воспитательное влияние не только на учащегося, но и на совокупность его отношений, на его социум ;

- переводит воспитание личности в ее самовоспитание в соответствии с динамично меняющейся социальной средой;

- органично включает в себя все виды сопровождения воспитанника на пути его развития и поддержки в процессе повседневного решения своих жизненных проблем.

Суть социально- педагогической стратегии воспитания заключается в комплексировании воспитательных воздействий на человека и среду его обитания; в придании этим воздействиям непротиворечивого характера и позитивной направленности; в создании необходимых условий, обеспечивающих гуманистическое содержание процесса развития личности учащегося и совершенствования в этом направлении социальной среды.

Главная идея общей социально- педагогической стратегии воспитания заключается в гармонизации взаимодействия воспитанника с социальной средой.

1. Стратегия социального развития личности. Ее суть заключается в том, что ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически, но и социально; причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии, во взаимодействии с социумом в узком смысле слова, а в широком - с обществом в целом. качество этого взаимодействия (гармоничное или дисгармоничное ) и есть результат воспитания. Социальное развитие обусловлено процессами социального становления ; социального закаливания(М.И.Рожков); формирования или восстановления жизненных сил (С.И.Григорьев); социального формирования и т.д.социальное развитие означает динамические изменения в социальном статусе и социальной роли человека, в его личной и социальной жизнедеятельности. Применительно к школе оно обеспечивает взаимосвязь жизнедеятельности ученика с различными социальными институтами, сферами государства и общества.

2. Стратегия формирования педагогически целесообразной социальной среды обитания ребенка, гармоничных социальных взаимоотношений в ней. Ребенок живет не только в рамках воспитательного пространства. Он включен в социум, в котором проявляют себя не только управляемые факторы, но и неуправляемые, стихийно и хаотично действующие на его личность. Формирование воспитательного пространства школы весьма важно как часть реализации данной стратегии, но не может сводиться к ней в силу двух обстоятельств. С одной стороны, воспитательное пространство школы является все же частью общей социальной среды и реализуется, прежде всего на уровне учреждения. С другой стороны, ученик, завершивший обучение в школе, имеющей даже идеальное воспитательное пространство, выходя во «взрослую» жизнь, сталкивается с тем самым социумом, который реально противостоит этому самому воспитательному пространству. После окончания школы молодой человек попадает в совершенно иные социальные взаимоотношения, что существенно затрудняет его социальную самореализацию.

3. Стратегия социально- педагогического сопровождения личности. Она обусловлена категорией «взаимодействие», а учитывая социальность проблемы, - категорией «социальное взаимодействие», под которым понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.

Социально-педагогическое сопровождение взрослым ребенка представляет собой циклическое непосредственное и опосредованное воздействие друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом в определенном пространстве и во времени.

На пути своего развития человек, пребывающий в любом возрасте, не изолирован от других людей, а находится с ними в процессе социального общения. Известно, что общение - взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности ; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно- исторического опыта человечества и реализация присущей им от рождения потенциальной способности стать полноценными представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения существенно замедляют и обедняют развитие ученика.

Вывод: Развитие воспитания детей и молодежи, реализующееся посредством той или иной стратегии воспитания заключается в постоянной корректировке реальной социально- педагогической ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность ученика ; оно предполагает опережающий элемент подготовки новых поколений к изменяющимся условиям жизни общества; предусматривает переход к управлению не детьми, а их отношениями: основным объектом изменения должна стать система общественных отношений на школьном и социумном уровнях, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без педагогической поддержки и помощи в трудный период самоопределения.

1.2. Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки.

До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатируем факт, что значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь детей, воспитывающихся в этих семьях.

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется (Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов( мотивов, стремлений, ценностей).

Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.

К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования:

• понимание сути оказываемой поддержки;

• профессиональная готовность;

• формирующее начало;

• личностные качества;

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции:

- образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);

- психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);

- посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).

Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Работе социального педагога может помочь родительский актив, но к вопросу его привлечения необходимо подходить осторожно, не забывая о главном принципе «не навреди ». Это должны быть люди искренне желающие оказать помощь, понимающие сложность положения несовершеннолетнего.

В своей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостью совместить усилия с психологом школы. На практике психологи часто делают основной упор на проведение диагностики, не осуществляя в полной мере коррекционных и профилактических мероприятий. Психолог, не обманывая доверия ребенка, должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения прав несовершеннолетних или возникшие подозрения по поводу их нарушений. Без этой информации социальный педагог не может своевременно принять действенные меры по защите прав ребенка. Как показывает практика, наиболее результативна деятельность социального педагога и психолога по совместному консультированию.

Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической безопасности и комфорта.

Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в средней школе и должна осуществляться комлексно при тесном взаимодействии с другими педагогами.

II. Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогической поддержки в социально- педагогической деятельности

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.