Рефераты. Педагогическая теория К.Д. Ушинского

p align="left"> Русское же дворянство, как известно, подражало вку-сам и нравам зарубежной аристократии, нигилистически относилось ко всему отечественному и воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад, отчуждая их от всего отечественного как «простонарод-ного». Такое направление господствовало и в закрытых учебных заведениях, где знание французского языка и словесности служило показателем «хорошего тона». Чуж-дое всему русскому направление воспитания проникало в гимназии, где господствовали классицизм и гербартианская педагогика. Изучению родного языка, отечест-венной литературы, истории, географии уделялось мало внимания. Все это препятствовало развитию просвещения на своей, народной основе. Истинное воспитание, подчеркивал педагог К.Д. Ушинский, сохранилось в простом народе, народе-труженике и пат-риоте, которому дорого все родное - язык, свое уст-ное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. «Удивительно ли... что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных на-чалах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в са-мых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7, стр. 161).

И он не только в форме критики повёл беспощадную борьбу про-тив насаждения на русской почве чуждой русскому народу си-стемы воспитания, но и построил свою оригинальную педагоги-ческую систему на основе идеи народности, на основе требований жизни русского народа. Определяя задачу самобытного разви-тия русской жизни, Ушинский писал: «Теперь уже нельзя толь-ко продолжать дело, начатое Петром Великим, только усваи-вать то, что появляется за границей... Теперь следует самим отыскивать путь, отбросивши иноземные указы, а для того, что-бы найти истинный путь, более чем когда-нибудь необходимо обратиться к самому народу; узнать его не только материальные, но и духовные потребности. Но мало узнать, надобно сроднить-ся с ними, сделать их потребностями своей собственной душа и, удовлетворяя этим потребностям, прокладывать народу истори-ческую дорогу вперёд»[10, стр. 44].

К.Д. Ушинский предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов и по своему направлению, и по содержанию. Он указывал, что воспитательные идеи каж-дого народа проникнуты национальным духом до того, что не-возможно перенести их на чужую почву. Отмечая вредность заимствования одним народом у другого педагогических идей или опыта, без учёта характерной специфики жизни и общего духа каждого народа, Ушинский заключает: «Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и осно-ванное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, ко-торой нет в самых лучших системах, основанных на абстракт-ных идеях или заимствованных у другого народа» [11, стр. 37].

Но мы допустили бы ошибку, если бы считали Ушинского сторонником отгораживания, изоляции России, её культуры от других государств мира. По мнению Ушинского, в области развития педагогических идей на практике имеются такие достижения, которые не составляют принадлежность одного народа, как, например, идеи обществен-ного воспитания, система школьного обучения, разные методи-ческие правила обучения и т. д., но эти достижения должны быть переработаны духе требований каждого народа в отдельности.

Можно пользоваться и педагогическим опытом другого народа, опытностью другого государства. «Но это поль-зование оказывается безвредным только тогда, когда ос-нования общественного образования твердо положены самим народом. Можно и должно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражается характер. С другой стороны, чем больше характера в человеке, тем безопаснее для него всякое общество; и чем больше ха-рактера в общественном образовании народа, тем свобод-нее может он заимствовать все, что ему угодно, у других народов» [11, стр. 38].

В развитии человечества существуют общие законо-мерности, и они повторяются любым народом, утверждал К.Д. Ушинский, но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жиз-ни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образова-ния разных народов.

Эти различия определяются, следовательно, не слу-чайными обстоятельствами, а особенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспита-ния проявляется народность как основная идея воспита-ния. «Народ без народности -- тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою само-бытность» [11, стр. 37].

Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели вос-питания.

В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный период его развития. «Каж-дый народ имеет свои особенный идеал человека и требу-ет от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соот-ветствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной ли-тературы» [11, стр. 37-38].

К. Д. Ушинский был глубоко прав, отмечая динамич-ность воспитательного идеала народа, его развитие, свя-занное с ходом истории народа. Идеал нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее и устремления народа в будущее. Народный идеал всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло пороки и добродетели. В этом идеале отра-жаются характер народа и изменения, происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризнен-ным в прошлом, имеет в глазах современного человечест-ва совершенно другую цену. К. Д. Ушинский указывал, например, что идеалы во Франции и Германии меняются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамерикан-цев, то они «вырабатывают» свой особенный идеал челове-ка, который почти совсем отвык от английских манер и является существом необыкновенно оригинальным» [7, стр.124].

К. Д. Ушинский, конечно, был далек от раскрытия классового понимания сущности идеала. Но он далеко ушел в понимании его в сравнении со многими своими современниками, утверждая, что идеал, в том числе и вос-питательный, исторически обусловлен, что в нем присут-ствуют элементы национальные, что «народный идеал че-ловека видоизменяется еще в каждом народе по сосло-виям» [7, стр. 124]. Народ вырабатывает свой идеал челове-ка стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используется прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составля-ет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литерату-ра, -- все, из чего слагается историческая жизнь наро-да, -- составляют его действительную школу...» [7, стр. 148].

По утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспита-ние, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на фор-мирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравствен-ный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление -- одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народ-ностью. Как нет человека без самолюбия, так нет чело-века без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитате-лю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к на-родности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует го-раздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основа-ние того убеждения... что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [1, стр. 118-119]

Ушинский считал, что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. В связи с этим развивается и из-меняется и сами сущность народности, изменяется принцип народности в воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегда будет сопутствовать всему ходу развития народа. Идеал человека, созданный народом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыне народа.

Воспитание будет подлинно народным и по своей направ-ленности, и по своему содержанию в целом, если им руково-дит сам народ, если сама система народного образования за-висит от самого же народа, от его мнений и практического руководства.

Таким образом, общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания, у каждого народа своя особенная национальная система воспитании, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народен и деле воспитания есть драгоценное наследие дни всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической си-стеме, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.

Таков общий дух учения Ушинского о принципе народности воспитании.

Из всего сказанного нетрудно заключить, что принцип народ-ности Ушинского содержит следующие элементы:

1. Воспитание должно быть народным. Это прежде всего зна-чит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обя-зательного обучения и формировать эти поколения в духе эконо-мических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руково-дить сам народ.

2. Воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, что-бы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общена-родное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как факто-ра и как одного из основных принципов воспитания.

3. Центральное место в формировании человека должен за-нимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».

4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирова-ния высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его сча-стье, за его прогресс.

5. Женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина - лич-ности равноправные, равно самостоятельные и равно ответствен-ные», - писал Ушинский.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.