Рефераты. Педагогические ценности

p align="left">Ценностные отношения -- это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как "человек", "жизнь", "общество'', "труд", "познание"..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как "совесть", "свобода", "справедливость", "равенство", когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценносты для жизни.

Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.

Педагог, формируя ценностное отношение к природе, как бы избавляет себя от необходимости формировать частные проявления. Скажем, не направляет специальных усилий на отношения к розе, котенку, бабочке или кипарису, а содействует развитию любви ко всему живому, и тогда, относясь с уважением к Жизни как таковой, ребенок проникнется уважением ("благоговением" -- говорил А.Швейцер) к жизни цветка, котенка, насекомого, дерева.

Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.

Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается "Человеком"; он -- цель и мера всех вещей. Только "вочеловеченный" мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент именовался нравственным воспитанием, точно отражая основной объект формируемого отношения -- "другой человек". Расширенное толкование понятия "человек", философское толкование феномена "человек", когда его присутствие видится и в вещах, и в явлениях, и в событиях, и в формулах, цифрах, законах, вынуждает нас отказаться от такого узкого терминологического обозначения, при этом никак не отвергая значимости данного элемента в воспитании.

Что означает принять человека как ценность?

Во-первых, обнаруживать его присутствие в окружающем мире:

-- Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки!..

-- Чувствуете, как пахнет булочками?.. Это повара для нас с вами испекли...

-- Художник нарисовал, чтобы нам что-то сказать...

-- Кто летал на самолете?.. Надо быть очень умным, чтобы создать такую машину...

Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:

-- Тихо пройдем на цыпочках!.. Чтобы не мешать никому!

-- Не торопись - мы тебя подождем!..

-- Никого ни о чем не просим - лишь высказываем свое желание!..

-- Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!..

В-третьих, помогать человеку по мере своих сил:

-- Юноши! Необходима перестановка мебели...

-- Девушки! Малышам не хватает ласки!..

-- Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь...

-- Наш школьный дом нуждается в заботе...

В-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:

-- Непонятная картина?.. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?..

-- Как бы ни смешно нам было, давайте вдумаемся в то, что сказал или хотел сказать Максим!..

-- Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались...

-- Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?..

В-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле:

-- Будем учиться, чтобы стать созидателями...

-- Наш спектакль доставит радость людям...

-- У нас есть руки, и есть сила -- почему же мы ходим по грязной дороге?..

В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие...) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.

Заключение

Итак, в целом, можно сказать, что изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями занимается отрасль научного познания - педагогическая аксиология. На сегодняшний день существует множество определений понятия педагогической ценности, но все они отражают в себе то, что ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории.

По уровню своего существования педагогические ценности классифицируют на личностные, групповые и социальные. Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности -- это ценности-цели, а инструментальные ценности называют ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер.

Список литературы

1. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2002, №8.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. С.344.

3. Вершловский С.Г. «Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности»: Зб. науч. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 5-24.

4. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. С.102-109.

5. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М., 1978. С.272.

6. Исаев И.Ф. «Теория и практика формирование профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы». - М., - 1993. - 219 с.

7. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. 1998. №4. С.37-50.

8. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. С.3-12.

9. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 576 с.

10. Психология развивающейся личности / Под ред.А.В. Петровского. - М., 1987. С.240.

Шиянов Е.И. «Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы». - М., Ставрополь, 1991.

Приложение 1

Б.Г. Ананьев отмечает, что «формирование личности путем интериоризации - присвоение продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности.». И.Ф. Клименко считает, что интериоризация общественно значимых ценностей происходит через усвоение социальных нормативов как в вербальном, так и в поведенческом плане. По Б.И. Додонову, эмоции играют весьма важную роль в формировании ценностных ориентаций. Автор отмечает, что «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки рациональной или эмоциональной).»

Идентификация, по мнению В.А. Петровского, образует одну из форм отраженной субъектности «…когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои побуждения), его, а не свои цели и т.п.».

Интернализация - это процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. В.Грулих приводит следующую структуру интернализации ценностей: информация - трансформация - активная деятельность - инклюзия - динамизм.

Информация содержит данные о существовании ценности и условиях ее реализации. Трансформация производит «перевод» информации на собственный, индивидуальный язык. В активной деятельности ценность принимается или отвергается. Инклюзия включает ее в лично признанную систему ценностей. Динамизм фиксирует изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания ценностей. (Гудачек Я.).

А.В. Кирьякова отмечает, что «процесс ориентации - сложный, противоречивый и в то же время закономерный, развивающийся «по спирали». Автор выделяет 3 фазы процесса ориентации.

1 фаза - присвоение ценностей общества личностью. У личности формируется ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, происходит становление и развитие ценностных ориентаций. Эта фаза очень тесно связана с проблемой формирования убеждений.

2 фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей. В этот период происходит самопознание, самооценка личности, формируется образ «Я». В процесс развития ценностного отношения к миру включается переоценка ценностей, их большая дифференциация. Теоретическим основанием данной фазы выступает психологическая теория «Я - концепции».

3 фаза - прогноз, целеполагание, проектирование. У личности устанавливается система ценностных ориентаций, иерархия ценностей. Процесс ориентации приобретает пространственно-временную трехмерность, что способствует устремлению ценностных ориентаций и самосознания в будущее и формированию жизненной перспективы личности.

Н.А. Асташова, рассматривая процесс интериоризации ценностей у воспитуемых в образовательном пространстве, выделяет следующую последовательность действий педагога: «включение в образовательный процесс ценностных объектов - предъявление ценностей личности - обеспечение связи «субъект - объект» - вызов эмоционально положительной реакции - фиксация этой реакции - генерализация отношения - осознание ценности - коррекция ценностного отношения на основе имеющихся представлений об идеальном уровне ценности».

Процесс формирования ценностных ориентаций, как любое психолого-педагогическое явление, не может протекать идеально в рамках заданной модели, т.к. он связан с развитием личностных качеств человека, многие факторы, такие как семья, круг общения, сверстники, педагогический коллектив, учебно-воспитательный процесс и, наконец, вся окружающая среда так или иначе накладывают свой отпечаток на данный процесс. И, следовательно, воспитательная деятельность будет эффективна тогда, когда она отвечает логике саморазвития субъекта, приоритетам личностно-ориентированного образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.