4. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». - 2004. - №9. - с 54.
5. Галесник Л.С. О методике чтения лекций. - В сб.: Вопросы методики преподавания в юридических вузах. - Свердловск, 1960.
6. Герасимов В.П. Использование научно-технических средств преподавания в юридических вузах. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976
7. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
8. Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979. - 89 с.
9. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983.
10. Касимов Р.Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: (Метод. рекомендации) / Р. Я. Касимов. - М., 1981. - 21с.
11. Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. - 2002. - №1.
12. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.
14. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.
15. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.- 150 с.
Приложение. Бланк оценки качества постановки вузовской лекции
|
Принцип (установка) подготовки лекции | № показателя | Показатель выполнения принципа | Балл: 1/0 | |
Научности содержания | 1 | Лекция соответствует современному состоянию науки об изучаемом предмете | | |
| 2 | Лекция содержит анализ методологии достижений, поисков данной науки и динамики её развития в ближайшие годы | | |
| 3 | Насыщена необходимым и достаточным математическим аппаратом | | |
Доступности изложения | 4 | Все новые термины и понятия разъясняются | | |
| 5 | Наглядные пособия используются регулярно | | |
| 6 | Соблюдаются правила направленности изложения от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому | | |
| 7 | Соблюдается принцип взвешенности подбора фактов в лекции (разумное, целенаправленное соотношение негативных и позитивных фактов) | | |
| 8 | Подбираются факты злободневные и близкие к реальной жизни | | |
Убедительности изложения | 9 | Доска в процессе лекции заполняется эстетично | | |
| | Убедительность изложения содержания лекции | | |
| 10 | Преподаватель свободно совершает лекцию без опорных материалов (не читает с текста, конспекта и т.п., а только сверяется с ними) | | |
| 11 | Знания проводятся не только через ум студента, но и «через сердце», сопровождаются яркими чувственными эмоциями: удивлением, недоверием, радостью, оскорблением или возвышением чувств собственного достоинства, патриотизма и т.д. | | |
| 12 | Вербальные средства (голос) поведения преподавателя в аудитории подкрепляются отрепетированными невербальными - жестами, мимикой, паузами и др. | | |
| | Убедительность лекции через доверие к профессионализму и личностным качествам преподавателя (направленность его на «объект-субъектные» или «субъект-субъектные» отношения): | | |
| 13 | Преподаватель проявляет педагогический такт: отсутствуют моменты агрессивности, проявления высокомерия | | |
| 14 | Преподаватель сам убеждён в том, что говорит на лекции и ярко этот доказывает аргументами и поступками | | |
| 15 | Чувствует смену настроения аудитории и уверенно управляет этим процессом, устанавливая с ней контакт | | |
| 16 | Имеет представительный внешний вид | | |
| 17 | Использует авторитетные источники информации | | |
Систематичность | 18 | Через весь курс «красной нитью» проходит руководящая, основная идея, или сверхзадача курса | | |
| 19 | Все части изучаемого материала взаимосвязаны | | |
| 20 | Изученный материал обобщается, выделяются и оформляются главные мысли и выводы | | |
| 21 | Культивируется стройность изложения материала по содержа-нию и внешней форме его подачи, изложение осуществляется без отклонений от плана, осуществляется рубрикация курса, темы, вопроса | | |
| 22 | Используются систематизирующие и обобщающие таблицы | | |
Ответственность | 23 | Освещение определённой темы (проблемы) носит законченный характер | | |
| | Установка на общую ответственность | | |
| 24 | Степень знания «своего» предмета (высокая - низкая) | | |
| 25 | Знание особенностей будущей профессии студентов | | |
| 26 | Отношение к профессии преподавателя как к обязанности (любовь к профессии) | | |
| 27 | Ведётся учёт времени на лекции | | |
| | Ответственность за организацию на лекции студенческого интереса - рационального труда - «внимания-понимания» - задействования различных видов памяти | | |
| 28 | Манера входа преподавателя в аудиторию и первая его фраза переключают внимание студентов на деловой лад | | |
| 29 | Используются методические приёмы для повышения мотивации к изучению темы (актуальность, связь с потребностями, с реальной жизнью и практикой будущей профессии) | | |
| 30 | Создаются проблемные ситуации | | |
| 31 | Излагается материал, которого нет в основном учебнике | | |
| 32 | Вместо «рекомендованных» списков литературы на выполнение СРС объясняются принципы их поиска | | |
| 33 | Преподаватель требует вести запись лекции, обучает студентов методике ведения записи лекции и контролирует выполнение этого требования | | |
| 34 | Преподаватель оказывает студентам помощь в ведении записи: меняет темп, делает паузы и т.д. | | |
| 35 | Используются приёмы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, шуток, экскурсов в историю, в биографии творцов науки и т.д. | | |
| 36 | Число крупных блоков информации, освещаемых на лекции, находится в диапазоне 7 2 | | |
| 37 | В лекции есть «лишние» факты, создающие информационный фон вокруг числа 7 2 | | |
| | Осуществляется активизация работы памяти за счёт: | | |
| 38 | Установления ассоциаций | | |
| 39 | Повторения, установки на длительность запоминания, выделения опорных пунктов для запоминания | | |
| 40 | Использования мнемотехнических приёмов | | |
| 41 | Проектируется и реализуется эмоциональная кривая лекции за счёт чередования заинтересованности - эмоционального подъёма - пассивности - заинтересованности… (7 2) цикла | | |
| | Ответственность за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления: | | |
| 42 | Осуществляется критический анализ различных точек зрения на отдельные научные положения лекции, показывается борьба гипотез и направлений | | |
| 43 | Квалифицированно проводится связь с другими курсами (межпредметные связи) | | |
| 44 | Указывается на связь с предыдущими и последующими темами курса (внутрипредметные связи) | | |
| 45 | Используются приёмы эвристической беседы: рассмотрение вопроса с разных сторон, постановка и разбор парадоксов, использование приемов сравнения и аналогий, варьирование задачи, переформулировка вопроса, предложение выдвигать гипотезы, опора на собственные исследования и случаи из практики своей работы, связь с новыми поисками в науке, показ «белых пятен», использование художественной литературы, исправление чьих-либо логических, фактических и прочих ошибок | | |
Приоритет общечеловеческих ценностей | 46 | На лекции проводится линия на целостное воспритяие мира | | |
| 47 | На лекции проводится линия на приоритет общечеловеческих ценностей (жизни, здоровья, красоты, любви, истины, добра и др.) перед технократическими и профессиональными | | |
| | На лекции проводится линия важности формирования не только концептуального интеллекта, но и интеллекта социального: | | |
| 48 | Ответственности каждого за жизнь и здоровье окружающих, за качество техно-генных действий, качество новых машин, технологий, т.е. за их человеко-природо-совместимость | | |
| 49 | Умение жить в социуме (среди людей), то есть умение правильно оценивать жизненные обстоятельства и действовать в соответствии с ними | | |
| 50 | Лекция, кроме когнитивного, содержит нравственный компонент, когда параллельно с научным мышлением воспитывается совесть («способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности на основе социально значимых норм») | | |
| Общая сумма баллов | | |
| Посещаемость лекции студентами | | |
|