Рефераты. Педагогические условия формирования умений учебной деятельности младших школьников

p align="left">Воображение. И эта познавательная функция ребенка шести лет активно используется им. Ребенок может сочинить сказку, придумать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию. При этом одни дети стремятся нарисовать то, что есть в реальности, а других больше занимает фантастическая картина мира Развитие воображения детей, поступающих в школу, подготовлено дошкольными играми, сказками. Воображение имеет большое значение не только для учебной деятельности, но и для воспитания творческой личности, поэтому учитель должен продолжать развитие этой функции методами, адекватными учебной деятельности.

Бесспорно, учителю совершенно необходимо знать, какого уровня развития достигли основные психические функции ребенка, приступающего к обучению. Критерии готовности ребенка к школе. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.

Л.С.Выготский характеризует этот возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет. Этот возраст считается в психологии переходным, критическим. Центральным психологическим новообразованием этого возраста, по Л.С.Выготскому, является «обобщение переживания» - «интеллектуализация аффекта». Ребенок, который прошел этот период, приобретает принципиально новый вид поведения. До этого периода его поведение диктовалось ситуацией, в которой он находился, которую воспринимал. Теперь он способен не быть на поводу ситуации, он строит свое поведение в соответствии с определенными правилами и социальными нормами. Если ребенок поступил в школу, не приобретя этого качества в игровой деятельности до школы, необходима коррекционная работа. Коррекцию надо производить, используя игровую деятельность ребенка .[19. с. 108].

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Ученье для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

3. Комплекс педагогических условий формирования умений

учебной деятельности младших школьников

Успех педагогической деятельности в значительной мере зависит от характера сложившихся взаимоотношений между учителем и обучаемыми. Анализ и обобщение психолого-педагогических исследований по проблемам педагогического общения позволили выделить ряд важных положений: каждый компонент совместной деятельности учителя и учащихся выполняет определенную функцию в развитии интереса; культура общения, внимание к ученику способствуют созданию творческой обстановки на уроках; выбор оптимальных методов и средств ведения урока, всемерное развитие у школьников мышления, речи, внимания, навыков рационального учебного труда обусловливают достаточно высокий уровень их активной познавательной деятельности. При этом важное значение имеет личность учителя, его умение приводить в действие средства воспитательного процесса. Являясь образцом нравственного поведения, учитель решает множество воспитательных задач, действенно влияет на формирование личности школьника: нравственное сознание, положительные мотивы деятельности, устойчивый интерес к учению. [34, с. 11]

Стиль педагогического общения определяет отношение учащихся к учителю и тому предмету, который он ведет. «Широко известно, что отношение учащихся к учителям различно. Некоторые очень хорошо учатся у одного учителя и враждебно относятся к другому. Некоторые отворачиваются от целой области знания, если им не нравится учитель, который их туда вводит».

Психологическая совместимость между учителем и учащимися -- одно из условий эффективности учебного процесса и внутригрупповой деятельности.

Главные принципы, которыми должен руководствоваться учитель в своей деятельности, -- выдержанность, умение владеть собой в любой обстановке, требовательность к самому себе, уважение и разумная взыскательность к учащемуся. Проводить эти принципы на практике очень нелегко: неудачи и ошибки вполне возможны, но и они полезны, потому что являются школой для учителя. Ведь именно конфликт создает потенциальные возможности для наиболее действенных решений, для проявления индивидуальности учителя, его воли, самообладания, находчивости.

Любой учитель -- прежде всего воспитатель. Его интересует решительно все из жизни учащихся: поведение на уроке, перемене, вне стен школы, здоровье, дружба с товарищами и отношения в семье, нравственная развитость и общественная активность, формирование убеждений и характера. Чем шире круг интересов, дел, соединяющих учителя с учащимися, тем глубже его идейно-нравственное влияние на классный коллектив. И наоборот, стремление ограничить этот круг только вопросами успеваемости и дисциплины неизбежно формализует отношения, сужает учительское влияние.

Учитель должен видеть в каждом из учащихся личность, в трудную минуту уметь приходить на помощь, поддерживать добрым словом и советом.

Мастерство учителя проявляется не только в выборе средств преподнесения материала, но и в умении выбрать стиль общения с учащимися.

Что же такое педагогический стиль? Это совокупность конкретных приемов и методов, определяющих подход учителя к руководству коллективом и его линию поведения в возникающих при этом ситуациях. Стиль работы -- это форма реализации социально-психологических отношений в процессе руководства ученическим коллективом.

Изучая характер отношения учителя к учащимся и его влияние на формирование их духовного облика, В. А. Сухомлинский показал, что «отношения эти укладываются в единую формулу: каждый должен относиться к каждому как к человеку» и что «человеческие отношения должны охватывать все сферы духовной жизни и всех членов коллектива -- и воспитателей, и воспитанников».

Одно слово учителя может разрушить веру в него как в воспитателя, внести смятение в детскую душу.

Потребность у учащихся в общении зависит от оценки учителя и характера взаимоотношений с ним в учебной деятельности. В данном случае, если на уроке математики между учителем и учащимися возникли взаимопонимание, доверие и душевная близость, то на уроке географии -- конфликт. Истоки его -- сердечная сухость, неумение педагога оценить возникшую ситуацию и направить ее в нужное русло, использовать в воспитательных целях. Отношения между педагогом и учащимися -- это не только проблема дисциплины и порядка. Это и проблема эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, взаимопонимания и сопереживания, это и любовь к детям.

Одно из условий успеха в воспитании интереса к учению -- соблюдение педагогического такта. Особенного соблюдения такта требует проверка и оценка знаний учащихся. Спокойно, доброжелательно заданный вопрос успокаивающе действует на учащегося, позволяет сосредоточиться на ответе. Анализировать ответ учитель должен так, чтобы учащийся понял справедливость и объективность оценки.

Ставя плохую оценку, не надо показывать учащимся свое разочарование -- наоборот, лучше сказать о своей надежде на скорое исправление. Положительный результат дает одновременное воздействие на учащегося поощрением и осуждением. «Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать и его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил».

Высокая профессиональная культура учителя, умение применять щадящий самолюбие способ учета знаний способствуют формированию индивидуальных интересов, устойчивой потребности в знаниях.

Стиль воспитательной работы учителя тесно связан с методами обучения, снижает или усиливает их воздействия на интерес школьников к учению. Характер и качество выполнения дидактических требований зависят от манеры их предъявления, от тона сообщения, от особенностей поведения учителя. Нередко бывает так, что те или иные дидактические приемы не приносят ожидаемого результата из-за эстетической невыразительности педагогических действий, а иногда и из-за явных ошибок в подходе к учащимся.

Даже в пределах одного урока возможно разнообразие педагогических воздействий. Умение по-разному выразить свое отношение к происходящему -- признак высокого мастерства учителя. Он может быть строго требовательным или взволнованным, непринужденно шутливым или спокойным, непосредственным или нейтральным и т. п.

Школьники великолепно разгадывают, когда тревога за непогрешимость собственного «я» заслоняет в учителе человеческий интерес к ним, когда попытка обнажить в уроке все предусмотренные методикой «связи» нередко обрывает главную связь -- с чуткими до фальши ребятами. Им нужен такой учитель, который бы все-все понимал, но прежде их самих. Ведь именно здесь он чаще всего допускает «срывы», не проявляя душевной гибкости, умения воздействовать добротой, расчетливой доверительностью взрослого. Как бы ни было порой трудно ему, он не должен уставать нравственно, духовно, перекладывать тяготы взрослого на плечи детей. Сам по себе он «наглядное пособие» чуткости и благородства, простоты и великодушия.

Обобщая высказанные положения, можно сделать вывод о том, что воспитание у учащихся интереса к учению необходимо рассматривать в тесной связи с проблемой общения, стилем поведения учителя, отношений с учениками. Обнаруживается зависимость между создаваемой учителем атмосферой духовных интересов, поисков, открытий и глубокими, прочными знаниями.

Процесс обучения и воспитания сливаются, обеспечивая комплексность воздействия на учащихся.

Учащиеся не остаются беспристрастными по отношению к учителю, его профессиональным личностным качествам. Стиль общения, гражданственность, интеллигентность, эрудиция, взыскательность к себе, искренность определяют интерес к учебным предметам и учебной деятельности. [34, с. 18]

Проблема отношений в учебном процессе.

Внутриколлективные межличностные отношения в классе представляют собой результат сложного взаимодействия различных по своему происхождению и социально-психологической сущности подсистем отношений.

Теоретическое изучение управления внутриколлективными отношениями показало, что различные подсистемы отношений обладают различной степенью управляемости. Наиболее управляемыми являются, конечно, отношения деловые, подсистема отношений ответственной зависимости, которая создается и функционирует по алгоритмам, заданным официально принятыми руководящими документами (уставы школы и общественных организаций, учебные планы и программы, правила октябрят, законы юных пионеров и т. д.). Гораздо менее управляемы неформальные, неофициальные отношения. Поэтому поиски путей и конкретных приемов воздействия на эти подсистемы представляют собой гораздо более сложную задачу, необходимость решения которой осознается педагогами и психологами.

Положительные взаимоотношения учащихся формируются на базе как внеурочной, так и учебной деятельности. Педагогически целесообразная работа, атмосфера коллективного творчества перестраивают отношения в классе, влияют на характер общения между учениками, способствуют созданию доброжелательных отношений между учителями и учениками, позволяют усложнять формы общения между учащимися и способствуют углублению интереса школьников к учебному предмету. «В учебном процессе, -- пишет Г. Н. Щукина, -- от отношений, которые складываются между учителем и учениками, между членами данного учебного коллектива, многое зависит, прежде всего, формирование личностных образований учащихся -- активности, самостоятельности, познавательных интересов, которые стимулируются расположенностью учителя, стремлением выслушать каждого, проявить участие к настроению учащихся. Благополучно сложившиеся отношения в коллективе способствуют и благополучию учебной деятельности. Поддержка при затруднениях, одобрение успехов -- все становится и разделенной радостью, и разделением беды. Наоборот, неблагополучие отношений с учителем незамедлительно сказывается на работоспособности школьников, которые испытывают неуверенность в себе, страшатся неудач, боятся осуждений товарищей, испытывают острый стыд».[34, с. 26-27]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.