Рефераты. Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся

p align="left">При выполнении заданий среднего уровня сложности большинство учеников проявляют себя активно, но сталкиваясь с трудностями они заходят в тупик и не могут предложить нужного решения - следовательно, в данном классе умения применять знания в знакомой ситуации и умения применять знания в незнакомой ситуации находятся на среднем и низком уровне - соответственно.

Планировать свои действия и оценивать результаты школьники практически не умеют, поэтому данные виды учебных умений имеют низкий уровень сформированности.

Для оценивания также были выделены следующие группы критериев, которые впоследствии учитывались при отборе содержания заданий для самостоятельной работы, и на основании которых проводилась проверка эффективности использования самостоятельной работы учащихся при изучении математики.

Когнитивные критерии:

· гибкость знаний;

· прочность знаний.

Деятельностные критерии:

· сформированность общеучебных и специфических математических умений.

Личностные критерии позволяют оценивать

· мотивы учебно-познавательной деятельности;

· удовлетворенность самостоятельной работой;

· математические способности школьника;

· трудолюбие и работоспособность учащегося;

· потребность в самообразовании, саморазвитии.

Общая успеваемость в экспериментальном классе по данным 6-го класса средняя. Класс сильно дифференцирован по уровню обученности и обучаемости. Как показало наблюдение у учащихся данного класса средний темп деятельности.

Контрольный класс состоит из 22 человек. У большинства из них ведущим мотивом является желание получить отметку (32%) и проверить свои знания (38%), а также возможность проявить самостоятельность (21%), реже пополнить и углубить знания (9%). По уровню сформированности общеучебных умений данный класс своими характеристиками мало чем отличается от экспериментальной группы.

Для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребности учащихся в педагогическом руководстве школьникам была предложена анкета закрытого типа (см. приложение 1).

При обработке и анализе ответов были получены следующие результаты для контрольного и экспериментального классов:

Отношение к самостоятельной работе у учащихся обоих классов приблизительно одинаковое, в своем большинстве положительное.

В контрольном классе преобладают моральные мотивы самостоятельной работы, меньшая часть учеников руководствуется мотивами самообразования и самовоспитания при выполнении самостоятельной работы. В экспериментальной группе были получены немного другие результаты: помимо моральных мотивов, учащиеся также руководствуются и познавательными мотивами, но процент учащихся, которые стремятся к самообразованию, по-прежнему мал.

Большинство из учащихся экспериментального класса отдают предпочтение решению задач и выполнению упражнений. В контрольном классе выделяют метод работы с учебником.

Многие учащиеся из обоих классов при ответе на вопросы указали, что им нужна помощь учителя при проверке и анализе результатов, а так же необходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении задания.

В организации самостоятельной работы школьники предложили внести следующие перемены: исключить домашние задания, чаще предлагать творческие задания и задания на выбор.

На данном этапе для нас также было важно определить особенности познавательных процессов учащихся и уровень развития навыков самостоятельной деятельности, а также способности к такому виду деятельности. Так как самостоятельная работа предполагает большой объем работы и творческую деятельность при выполнении некоторых заданий.

2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Цель: проверка комплекса психолого-педагогических условий формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении математики.

После анализа результатов, полученных на первом этапе, внутри экспериментальной группы были выделены учащиеся с различными характеристиками познавательных процессов. Всего было выделено З группы учащихся: учащиеся с высоким уровнем развития познавательных процессов и общеучебных умений - 5 человек; учащиеся с средним уровнем развития познавательных процессов и общеучебных умений - 13 человек; учащиеся с низким уровнем развития познавательных процессов и общеучебых умений - 6 человек.

Исходя из анализа констатирующего эксперимента, можно составить следующий план работы:

1. Использовать на уроках математики все виды самостоятельной работы;

2. Составить карточки для индивидуальной работы с детьми;

3. Провести по окончании формирующего эксперимента самостоятельную работу в 2-х классах.

4. Использовать для самостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей детей и давать детям для выполнения задания из знакомого материала.

5. Использовать групповые самостоятельные работы.

6. Использовать в своей работе фронтальные самостоятельные работы.

7. Разработать методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке.

8. Прививать учащимся навыки анализа и решения задач различной сложности, выведение закономерностей общего и частного характера посредством проведения самостоятельной работы.

9. Использовать различные виды организации самостоятельных работ учащихся: работа с книгой, решение и составление задач, устные самостоятельные работы, письменные самостоятельные работы (включая дифференцированные), контроль (взаимоконтроль, самоконтроль).

10.Использовать домашние самостоятельные работы, так как именно они содействуют вооружению учащихся умением самостоятельно, овладевать знаниями. Домашние самостоятельные работы давать детям с разными целями: закрепление знаний и практических умений, систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений, подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке.

3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Цель: выявить динамику изменения качества знаний по математике, отношения учащихся к самостоятельной работе, а также развития различных умений.

На данном этапе проводилась проверка выполненных заданий для самостоятельной работы, оценивалась степень самостоятельности учащегося. Также проводились различные контрольные работы по изучаемому предмету, проводилось тестирования и математические диктанты. Анализировалась успеваемость контрольной и экспериментальной групп.

Проведение итоговой контрольной работы по математике по изученным темам дало следующие результаты (см. рис 1):

Рис. 1

Также можно выделить, что отношение у школьников к самостоятельной работе значительно улучшилось. Учащиеся начали проявлять заинтересованность в углубление своих знаний и возможности проявить самостоятельность при выполнении самостоятельных работ. Помимо решения задач и выполнения различного рода упражнений, школьников заинтересовала работа с дополнительной литературой и подготовка докладов. По-прежнему ребятам необходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий, но уже есть учащиеся, которым помощь учителя не нужна. Наряду с нежеланием готовить домашнюю работу, школьникам нравится выполнять творческие и индивидуальные задания.

Проведенная программа на базе курса математики 6 классов позволила сократить количество учащихся, не умеющих правильно организовать самостоятельную познавательную деятельность на уроках математики. Улучшение показателей экспериментального класса дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую в начале работы, подтвердившейся.

Заключение

Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным. Поэтому одной из главных задач среднего образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также, что основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач.

При этом самостоятельная работа учащихся при изучении математики в школе является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации учебной деятельности учащихся, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.

Анализ теоретических исследований проблемы применения самостоятельной работы в школе позволил определить ее цели, задачи, функции, технологию организации, классификацию.

При этом самостоятельная работа обучающегося, в общем контексте его самообразования, является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.

Очевидно, что возможности применения самостоятельной работы как
формы организации учебного процесса в школе достаточно широки. При этом самостоятельные работы можно классифицировать на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. Хотя это не единственное основание для классификации данной формы деятельности, и каждый из перечисленных выше видов не встречается в школьной практике отдельно.

Любая организованная учителем самостоятельная работа школьника должна отвечать следующим дидактическим требованиям: иметь целенаправленный характер; быть действительно самостоятельной работой и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно; при этом на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы; для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону; задания должны вызывать интерес у учащихся; самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс; при организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков; при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

Говоря о технологической стороне организации самостоятельной работы, в контексте нашего исследования мы выделили такие компоненты: целевой, содержательный и контрольно-корректировочный компоненты.

При построении системы самостоятельной работы для эффективного ее применения необходимо учитывать особенности познавательных процессов учащихся: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

Использование условий эффективного применения самостоятельной работы учащихся в опытной работе показало ее продуктивность. Так, на констатирующем этапе в экспериментальном классе были выделены три группы учащихся, с различными характеристиками познавательных процессов и уровнем развития. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы заключался в том, что для каждой из данных групп задания для самостоятельной работы подбирались индивидуально, при этом в ее содержание были также включены задания творческого, исследовательского характера.

Контрольный этап показал, что результаты обучения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Также мы можем говорить о более высоком уровне развития познавательных процессов, сформированности общеучебных и математических навыков и умений в экспериментальном классе. Это позволяет сделать нам вывод о том, что гипотеза исследования подтверждена, в ней целью самостоятельной работы являлось развитие математического мышления ученика, в содержание самостоятельной работы включены задания творческо-исследовательского характера; задания для самостоятельной работы подбирались индивидуально в соответствии с характеристиками познавательных процессов. Цель данной курсовой работы достигнута, задачи решены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Белкин, Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. - Волгоград, 1989.

3. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 1984.

4. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / А.К. Громцева. - М.: Просвещение, 1983.

5. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов // Материалы педагогических исследований. - М., 1961. - Вып. 115.

6. Жарова, Л. В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л.В. Жарова. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.

7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя - М.: Лотос, 2001.

8. Математика, 6: Учеб. для общеобразоват. учереждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. - М.: Сайтком, 2000.

9. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988.

10. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общ-во России, 1998.

11. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. - 3-е изд. - М.: Школе-Пресс, 2000.

12. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. - М.: Изд-во МГПИ, 1978.

13. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980.

14. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей / Сост. С.И. Демидова. Л.О. Денищева. - М.: Просвещение, 1985.

15. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. академия, 1995.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе, мотивов самостоятельной деятельности.

I. Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по разным предметам?

1. Положительно.

2. Отрицательно.

3. Безразлично.

II. Что вас привлекает в ней?

1. Возможность пополнять и углубить знания.

2. Возможность проявить самостоятельность.

3. Желание проверить свои знания.

4. Желание получить отметку.

5. Желание получить похвалу от родителей, учителей и др.,

III. Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?

1 Работа с учебником.

2. Работа с дополнительной литературой.

3. Решение задач, выполнение упражнений.

4. Работа с таблицами.

5. Подготовка докладов.

6. Выполнение чертежей, рисунков.

IV Какая помощь учителя необходима вам при выполнении самостоятельной работы?

1. Объяснение задания.

2. Инструктаж к работе.

3. Наблюдение учителя.

4. Ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий.

5. Корректирование работы.

6. Проверка и анализ результатов.

7. Помощь учителя не нужна.

V. Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы школьников?

1. Увеличить для нее время на уроке.

2. Уменьшить время для нее на уроке.

3. Чаще предлагать творческие задания.

4. Не задавать домашнее задание.

5. Чаще предлагать индивидуальные задания.

6. Предлагать задания на выбор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.