Рефераты. Педагогический мониторинг как самостоятельная работа

p align="left">Сам процесс получения информации в ходе педагогической диагностики должен соответствовать следующим требованиям:

* требование научности, которое пред-полагает получение информации научными методами и закрепление способами фикса-ции научных фактов;

* требование валидности, обеспечиваю-щее соответствие структуры и характера по-лученной информации структуре и характе-ру рассматриваемых педагогических проблем;

* требование этичности информации, за-щищающее человека от несанкционирован-ного вторжения в личностную зону деятель-ности;

* требование целесообразности инфор-мации, предполагающее понимание системы педагогических и андрогогических целей об-разовательного процесса в вузе.

Основными показателями самой педагоги-ческой диагностики должны быть тенденции изменения показателей изучаемых процес-сов. В этом случае получаемая в ходе диагно-стики информация будет иметь прогности-ческое значение. Повышение прогностичности педагогической информации достигается за счет реализации следующих требований рассматриваемого принципа - педагогичес-кая информация должна:

* носить нормативно-поисковый харак-тер;

* способствовать развитию педагогичес-кой антиципации (предвосхищения) у всех участников образовательной деятельности;

* иметь опережающий характер педаго-гического влияния на процессы и явления образовательной действительности.

Эффект опережающего влияния может воз-никнуть только в случае, если будут правильно определены и отражены в педагогической ин-формации приоритеты и показатели идейного, социально-экономического и профессиональ-ного развития образовательных систем.

Принцип личностной целесообразности

Реализация требований данного принци-па должна обеспечить выполнение мотивационно-побудительной функции педагоги-ческой информации. При этом важно опти-мально учитывать мотивы всех субъектов образовательной деятельности в вузе. В ка-честве критериев оптимальности может выступать степень со-ответствия мотивов студентов, профессорско-преподавательского и административ-но-хозяйственного составов вуза требовани-ям основных педагогических идей, лежащих в основе его деятельности.

Таким образом, первым требованием дан-ного принципа является определение моти-вов субъектов образовательной деятельно-сти.

Следующее требование данного принци-па заключается в необходимости обоснова-ния педагогических идей, на которых осно-вана образовательная деятельность.

Проведенная работа даст возможность определить систему оптимальных мотивов субъектов образовательной деятельности и актуализировать их в ходе педаго-гического мониторинга.

Принцип педагогической коммуникативности.

Данный принцип предполагает, что инфор-мация, получаемая в ходе педагогического мониторинга, должна являться условием для педагогического общения между субъектами образовательной деятельности. Целевые ис-следования педагогического общения как важ-нейшего компонента образовательной дея-тельности были проведены В.С. Грехневым, Г.Д. Дьяконовым, А.С. Золотняковой, К.М. Ле-витаном, А.А. Леонтьевым, А.В. Мудриком, В.В. Рыжовым, И.И. Рыдановой, И.В. Страхо-вым, Р.М. Фатыховой, В.Д. Ширшовым и др. Теоретический анализ работ указанных авто-ров позволил определить требования принци-па педагогической коммуникативности. Педа-гогическая информация, получаемая в ходе мониторинга, должна:

* способствовать диалогическому типу общения между субъектами образовательной деятельности;

* быть понятна всем участникам образо-вательной деятельности;

* создавать условия для сотрудничества;

* способствовать лучшему познанию людьми друг друга.

Принцип информационной интегративности педагогического мониторинга.

Самой информации присуща интегративная функция. Вместе с тем в настоящее время существует ряд факторов, суще-ственно снижающих ее интегрирующую роль. Это, прежде всего, агрессивный харак-тер информационных потоков, различные возможности в доступности информации для субъектов, низкий уровень информационной культуры.

Таким образом, для того, чтобы обеспечи-вать интегративную функцию, педагогичес-кая информация должна носить неагрессив-ный характер и быть равнодоступной для всех участников образовательного процес-са. Повышение информационной культуры субъектов образовательной деятельности является важнейшим условием повышения уровня культуры педагогического общения.

Принцип социально-нормативной обусловленности.

Данный принцип предполагает, что педаго-гическая информация должна отражать уро-вень и качество реализации требований Госу-дарственных образовательных стандартов.

Методы разработки технологий педагогического мониторинга

К числу основных методов, которые мож-но эффективно использовать в процессе раз-работки технологий педагогического мони-торинга, относят следующие эмпиричес-кие и теоретические методы:

* наблюдение,

* опрос (интервью, анкетирование),

* беседа,

* естественный и диагностический экспе-рименты,

* моделирование.

При этом они должны использоваться в квалиметрическом контексте, обеспечива-ющем необходимый уровень валидности по-лучаемых результатов.

Практика показывает, что в ходе педаго-гического мониторинга характера взаимоот-ношений между субъектами образователь-ной деятельности в вузе наиболее целесооб-разен метод анкетного опроса субъектов. Разработка анкет должна проводиться на основе шкалы взаимоотношений, а полу-чение результатов - в ходе обработки мат-рицы взаимоотношений [6]. Отслеживание развития личности и групп необходимо осуществлять, используя нормативно-поиско-вые модели деятельности обучаемых, про-фессорско-преподавательского состава, ад-министративно-управленческого состава, курса и учебной группы [5].

Алгоритм педагогического мониторинга должен состоять из двух периодов.

Первый период - опытно-поисковый. Ос-новной его целью является теоретическое обоснование, практическая реализация и доказательство педагогической значимос-ти или эффективности основных мониторин-говых процедур. Опытно-поисковый компо-нент, как правило, включает следующие эта-пы: подготовительный, адаптационный, исходно-диагностический, содержательно-технологический, итогово-диагностический.

Второй период - конструктивно-орга-низационный. Цель этого периода обеспе-чить реализацию педагогически значимых и эффективных мониторинговых процедур в практике образовательной деятельности вуза. Он состоит из следующих этапов:

* нормативного,

* организационного,

* научно-методического.

В ходе нормативного этапа разрабатыва-ются положения и инструкции по реализации технологии педагогического мониторинга в об-разовательном процессе.

Критерии эффективности мониторинга

В основу определения уровня эффектив-ности педагогического мониторинга мы по-ложили результаты субъективно-рефлек-сивной оценки участниками мониторинга значимости получаемой информации.

В качестве показателей эффективности принимают следующие требования принци-пов педагогического мониторинга:

* информация этически выдержана и не нарушает личностных прав индивида;

* информация способствует конкретиза-ции личностных и групповых целей образо-вательной деятельности индивида;

* информация помогает лучше оцени-вать уровень профессиональной подготовки и определять наиболее эффективные пути профессионального самосовершенствования индивида;

* информация мотивирует индивида к по-вышению своего профессионального уровня и стимулирует личностное саморазвитие;

* информация способствует конструк-тивному диалогу между участниками обра-зовательной деятельности;

* информация создает условия для ра-ционального разрешения проблем, возника-ющих в моей профессиональной группе;

* благодаря получаемой информации улучшается взаимопонимание между учас-тниками образовательной деятельности;

* информация носит не агрессивный ха-рактер и в достаточной степени доступна индивиду;

* информация способствует повышению культуры общения;

* информация помогает оценить каче-ство реализации в образовательном процес-се требований Государственного образова-тельного стандарта.

Таким образом, представленная методоло-гия педагогического мониторинга явля-ется теоретической основой разработки конк-ретных мониторинговых технологий. Уникаль-ность каждой технологии будет определяться объектом и предметом педагогического мони-торинга, формами, методами, приемами и сред-ствами получения педагогической информации и субъектами, принимающими участие в педа-гогическом мониторинге.

§ 3. Педагогический мониторинг развития учебных групп

Основную значимость в мониторинге как педагогической технологии имеет его воспи-тательная сущность, оказывающая влияние или воздействие на субъекты образователь-ного процесса. В мониторинге как средстве на первый план выходят показатели, по ко-торым отслеживается состояние опреде-ленной образовательной системы, их крите-рии, а также мониторинговый инструмента-рий и процесс получения результатов.

Мониторинг как педагогическая техноло-гия рассматривается в исследованиях, кон-цептуальной основой которых являются теоретические подходы к пониманию мони-торинга А.С. Белкина. В последнее время выполнен целый ряд таких работ (В.М. Гончаренко, В.Д. Жаворонков, Л.П. Качалова, А.И. Куприна, Л.Д. Назарова, А.И. Севрук, С.Н. Силина, С.Л. Фоменко и др.).

Вместе с тем значительно чаще мониторинг используется как средство получения ин-формации для дальнейшей ее реализации в ходе инновационной, управленческой и экс-пертной деятельности в образовании. Э.Ф. Зеер и В.А. Веденников рассматривают мониторинг как одно из средств организации информационной среды.

Мониторинг как средство отслеживания показателей качества высшего образования развивается по следующим направлениям:

1. Мониторинг показателей качества, вы-работанных в ходе научно-исследователь-ской деятельности и направленных на реше-ние конкретной образовательной проблемы или задачи. Как правило, такие показатели имеют локальный характер, и их значимость определяется количеством вузов, принима-ющих участие в исследовании.

2. Мониторинг показателей качества, да-ющих возможность определить социальный и профессиональный статус того или иного образовательного учреждения.

3. Мониторинг показателей качества при проведении государственного лицензирова-ния и аккредитации высших учебных заве-дений.

В образовательной деятельности важнейшим фактором социального развития является педагоги-ческая информация.

Под педагогической информацией по-нимается информация, оказывающая воспи-тательное влияние на субъекты на основе актуализации личностных, групповых или организационных смыслов их образователь-ной деятельности.

Для того чтобы в ходе педагогического мониторинга получить педагогическую ин-формацию, мониторинг должен основывать-ся на системе следующих принципов:

* принцип диагностико-прогностической направленности;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.