* требование научности, которое пред-полагает получение информации научными методами и закрепление способами фикса-ции научных фактов;
* требование валидности, обеспечиваю-щее соответствие структуры и характера по-лученной информации структуре и характе-ру рассматриваемых педагогических проблем;
* требование этичности информации, за-щищающее человека от несанкционирован-ного вторжения в личностную зону деятель-ности;
* требование целесообразности инфор-мации, предполагающее понимание системы педагогических и андрогогических целей об-разовательного процесса в вузе.
Основными показателями самой педагоги-ческой диагностики должны быть тенденции изменения показателей изучаемых процес-сов. В этом случае получаемая в ходе диагно-стики информация будет иметь прогности-ческое значение. Повышение прогностичности педагогической информации достигается за счет реализации следующих требований рассматриваемого принципа - педагогичес-кая информация должна:
* носить нормативно-поисковый харак-тер;
* способствовать развитию педагогичес-кой антиципации (предвосхищения) у всех участников образовательной деятельности;
* иметь опережающий характер педаго-гического влияния на процессы и явления образовательной действительности.
Эффект опережающего влияния может воз-никнуть только в случае, если будут правильно определены и отражены в педагогической ин-формации приоритеты и показатели идейного, социально-экономического и профессиональ-ного развития образовательных систем.
Принцип личностной целесообразности
Реализация требований данного принци-па должна обеспечить выполнение мотивационно-побудительной функции педагоги-ческой информации. При этом важно опти-мально учитывать мотивы всех субъектов образовательной деятельности в вузе. В ка-честве критериев оптимальности может выступать степень со-ответствия мотивов студентов, профессорско-преподавательского и административ-но-хозяйственного составов вуза требовани-ям основных педагогических идей, лежащих в основе его деятельности.
Таким образом, первым требованием дан-ного принципа является определение моти-вов субъектов образовательной деятельно-сти.
Следующее требование данного принци-па заключается в необходимости обоснова-ния педагогических идей, на которых осно-вана образовательная деятельность.
Проведенная работа даст возможность определить систему оптимальных мотивов субъектов образовательной деятельности и актуализировать их в ходе педаго-гического мониторинга.
Принцип педагогической коммуникативности.
Данный принцип предполагает, что инфор-мация, получаемая в ходе педагогического мониторинга, должна являться условием для педагогического общения между субъектами образовательной деятельности. Целевые ис-следования педагогического общения как важ-нейшего компонента образовательной дея-тельности были проведены В.С. Грехневым, Г.Д. Дьяконовым, А.С. Золотняковой, К.М. Ле-витаном, А.А. Леонтьевым, А.В. Мудриком, В.В. Рыжовым, И.И. Рыдановой, И.В. Страхо-вым, Р.М. Фатыховой, В.Д. Ширшовым и др. Теоретический анализ работ указанных авто-ров позволил определить требования принци-па педагогической коммуникативности. Педа-гогическая информация, получаемая в ходе мониторинга, должна:
* способствовать диалогическому типу общения между субъектами образовательной деятельности;
* быть понятна всем участникам образо-вательной деятельности;
* создавать условия для сотрудничества;
* способствовать лучшему познанию людьми друг друга.
Принцип информационной интегративности педагогического мониторинга.
Самой информации присуща интегративная функция. Вместе с тем в настоящее время существует ряд факторов, суще-ственно снижающих ее интегрирующую роль. Это, прежде всего, агрессивный харак-тер информационных потоков, различные возможности в доступности информации для субъектов, низкий уровень информационной культуры.
Таким образом, для того, чтобы обеспечи-вать интегративную функцию, педагогичес-кая информация должна носить неагрессив-ный характер и быть равнодоступной для всех участников образовательного процес-са. Повышение информационной культуры субъектов образовательной деятельности является важнейшим условием повышения уровня культуры педагогического общения.
Принцип социально-нормативной обусловленности.
Данный принцип предполагает, что педаго-гическая информация должна отражать уро-вень и качество реализации требований Госу-дарственных образовательных стандартов.
Методы разработки технологий педагогического мониторинга
К числу основных методов, которые мож-но эффективно использовать в процессе раз-работки технологий педагогического мони-торинга, относят следующие эмпиричес-кие и теоретические методы:
* наблюдение,
* опрос (интервью, анкетирование),
* беседа,
* естественный и диагностический экспе-рименты,
* моделирование.
При этом они должны использоваться в квалиметрическом контексте, обеспечива-ющем необходимый уровень валидности по-лучаемых результатов.
Практика показывает, что в ходе педаго-гического мониторинга характера взаимоот-ношений между субъектами образователь-ной деятельности в вузе наиболее целесооб-разен метод анкетного опроса субъектов. Разработка анкет должна проводиться на основе шкалы взаимоотношений, а полу-чение результатов - в ходе обработки мат-рицы взаимоотношений [6]. Отслеживание развития личности и групп необходимо осуществлять, используя нормативно-поиско-вые модели деятельности обучаемых, про-фессорско-преподавательского состава, ад-министративно-управленческого состава, курса и учебной группы [5].
Алгоритм педагогического мониторинга должен состоять из двух периодов.
Первый период - опытно-поисковый. Ос-новной его целью является теоретическое обоснование, практическая реализация и доказательство педагогической значимос-ти или эффективности основных мониторин-говых процедур. Опытно-поисковый компо-нент, как правило, включает следующие эта-пы: подготовительный, адаптационный, исходно-диагностический, содержательно-технологический, итогово-диагностический.
Второй период - конструктивно-орга-низационный. Цель этого периода обеспе-чить реализацию педагогически значимых и эффективных мониторинговых процедур в практике образовательной деятельности вуза. Он состоит из следующих этапов:
* нормативного,
* организационного,
* научно-методического.
В ходе нормативного этапа разрабатыва-ются положения и инструкции по реализации технологии педагогического мониторинга в об-разовательном процессе.
Критерии эффективности мониторинга
В основу определения уровня эффектив-ности педагогического мониторинга мы по-ложили результаты субъективно-рефлек-сивной оценки участниками мониторинга значимости получаемой информации.
В качестве показателей эффективности принимают следующие требования принци-пов педагогического мониторинга:
* информация этически выдержана и не нарушает личностных прав индивида;
* информация способствует конкретиза-ции личностных и групповых целей образо-вательной деятельности индивида;
* информация помогает лучше оцени-вать уровень профессиональной подготовки и определять наиболее эффективные пути профессионального самосовершенствования индивида;
* информация мотивирует индивида к по-вышению своего профессионального уровня и стимулирует личностное саморазвитие;
* информация способствует конструк-тивному диалогу между участниками обра-зовательной деятельности;
* информация создает условия для ра-ционального разрешения проблем, возника-ющих в моей профессиональной группе;
* благодаря получаемой информации улучшается взаимопонимание между учас-тниками образовательной деятельности;
* информация носит не агрессивный ха-рактер и в достаточной степени доступна индивиду;
* информация способствует повышению культуры общения;
* информация помогает оценить каче-ство реализации в образовательном процес-се требований Государственного образова-тельного стандарта.
Таким образом, представленная методоло-гия педагогического мониторинга явля-ется теоретической основой разработки конк-ретных мониторинговых технологий. Уникаль-ность каждой технологии будет определяться объектом и предметом педагогического мони-торинга, формами, методами, приемами и сред-ствами получения педагогической информации и субъектами, принимающими участие в педа-гогическом мониторинге.
§ 3. Педагогический мониторинг развития учебных групп
Основную значимость в мониторинге как педагогической технологии имеет его воспи-тательная сущность, оказывающая влияние или воздействие на субъекты образователь-ного процесса. В мониторинге как средстве на первый план выходят показатели, по ко-торым отслеживается состояние опреде-ленной образовательной системы, их крите-рии, а также мониторинговый инструмента-рий и процесс получения результатов.
Мониторинг как педагогическая техноло-гия рассматривается в исследованиях, кон-цептуальной основой которых являются теоретические подходы к пониманию мони-торинга А.С. Белкина. В последнее время выполнен целый ряд таких работ (В.М. Гончаренко, В.Д. Жаворонков, Л.П. Качалова, А.И. Куприна, Л.Д. Назарова, А.И. Севрук, С.Н. Силина, С.Л. Фоменко и др.).
Вместе с тем значительно чаще мониторинг используется как средство получения ин-формации для дальнейшей ее реализации в ходе инновационной, управленческой и экс-пертной деятельности в образовании. Э.Ф. Зеер и В.А. Веденников рассматривают мониторинг как одно из средств организации информационной среды.
Мониторинг как средство отслеживания показателей качества высшего образования развивается по следующим направлениям:
1. Мониторинг показателей качества, вы-работанных в ходе научно-исследователь-ской деятельности и направленных на реше-ние конкретной образовательной проблемы или задачи. Как правило, такие показатели имеют локальный характер, и их значимость определяется количеством вузов, принима-ющих участие в исследовании.
2. Мониторинг показателей качества, да-ющих возможность определить социальный и профессиональный статус того или иного образовательного учреждения.
3. Мониторинг показателей качества при проведении государственного лицензирова-ния и аккредитации высших учебных заве-дений.
В образовательной деятельности важнейшим фактором социального развития является педагоги-ческая информация.
Под педагогической информацией по-нимается информация, оказывающая воспи-тательное влияние на субъекты на основе актуализации личностных, групповых или организационных смыслов их образователь-ной деятельности.
Для того чтобы в ходе педагогического мониторинга получить педагогическую ин-формацию, мониторинг должен основывать-ся на системе следующих принципов:
* принцип диагностико-прогностической направленности;
Страницы: 1, 2, 3